Дело № 2-271/2021
РЕ Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2021 года р.п. Новоспасское
Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Берхеевой Г.И.,
при секретаре судебного заседания Щипановой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андриановой О.В. к администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда незаконным, о возложении обязанности внесения в список очередности на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Андрианова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области далее (администрация МО «Новоспасский район Ульяновской области, Администрация) о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда незаконным, о возложении обязанности внесения в список очередности на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда. В обоснование своих требований указывает, что 16.07.2021 обратилась к ответчику с заявлением о внесении в список очередников на получение жилой площади, как нуждающейся в список очередников на получение жилой площади, как нуждающейся в улучшении жилищных условий. 11.08.2021 администрация МО «Новоспасский район» своим сообщением в удовлетворении заявленных требованиях отказала, по причине того, что истец не относится к категории малоимущих, при этом проигнорировав наличие постановления администрации МО «Фабричновыселковское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области от 27.07.2016 № 5, которым она признана нуждающейся в жилом помещении как инвалид с детства. Собственником жилого помещения, где зарегистрирована не является, проживает без договорных условий в квартире родственников.
Истец просил признать незаконным решение администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области от 11 августа 2021 года об отказе в постановке на учет Андрианову О.В., как нуждающуюся в жилом помещении, обязать администрацию МО «Новоспасский район» Ульяновской области внести Андрианову О.В. в список очередности на получение жилого помещения.
В соответствии со ст. 43 ГПК РФ судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечена администрация МО «Фабричновыселковское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области.
Истец Андрианова О.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что является инвалидом детства, согласно решению медико-социальной экспертизы признана инвалидом второй группы бессрочно. Ранее в собственности истца имелась 1/4 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. На данный момент зарегистрированного жилья на территории РФ истец не имеет. Постановлением администрации Фабричновыселковского сельского поселения № 53 от 27.07.2016 г. Андрианова О.В. признана нуждающейся в жилом помещении. Полагает, ей как инвалиду детства должно быть предоставлено жилое помещение, поскольку она в нем нуждается.
Представитель истца Андриановой О.В. – Шмакова Г.В., действующая в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании поддержала пояснения Андриановой О.В., пояснила, что является матерью Андриановой О.В. Обратила внимание на то, что ответчиком при рассмотрении ее заявления не было принято во внимание, что её дочь Андрианова О.В. является инвалидом с детства, ей требует постоянное, дорогостоящего лечения с выездом за пределы региона, затраты на съем жилья, что в итоге исключает возможность непризнания малоимущей, поскольку Андрианова О.В. длительное время находится в трудной жизненной ситуации. Обратила внимание на то, что истец и члены семьи истца были поставлены в очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий еще в 1994 году в период существования Бумажной Фабрики им. Ф.Э. Дзержинского, однако архив данного предприятия уничтожен в результате пожара.
не участвовала, в письменном заявлении просила рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области Бирюкова М.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что действующим законодательством для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда предусмотрено первоначальное признание гражданина малоимущим с последующим признанием нуждающимся в жилом помещении. Истец для признания малоимущей в 2021 году в администрацию района с необходимым пакетом документов не обращалась, малоимущей не признана, в связи с чем не может находиться в очереди на получение муниципального жилья.
Истец обратилась в июле 2021 года в Администрацию с просьбой внести её в список очередников на получение жилой площади, на что ей был дан ответ письмом от 11.08.2021. Обращение истца было рассмотрено в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации». Решения Администрация от 11.08.2021 об отказе в постановке на учет истца, как нуждающейся в жилом помещении, указанного в иске, не принимала. Кроме того, обратила внимание на то, что постановлением администрацией МО «Фабричновыселковское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области от 27.07.2016 № 5, Андрианова О.В. признана нуждающейся в жилом помещении как инвалид с детства, без признания в установленном порядке малоимущей. Ссылалась на позицию, изложенную в возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Фабричновыселковское сельское поселение» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.
Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Новоспасского районного суда Ульяновской области - novospasskiy.uln@sudrf.ru.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося лица, участвующего в деле, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных граждан в Ульяновской области и Порядке предоставления им жилых помещений меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляются инвалидам, вставшим на учет до 1 января 2005 года.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно справке № 919430 от 26.06.2002 г., выданной ФКУ ГБ МСЭ по Ульяновской области, Андрианова О.В. признана инвалидом детства второй группы бессрочно.
Андрианова О.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, в квартире, принадлежащей на праве собственности З. А.Е. и З. И.Е., фактически проживает по адресу: <адрес>
По сведениям ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области от 15.01.2019 г. Андрианова О.В. прав на объекты недвижимости, расположенных на территории РФ не имеет.
На 2014 года Андриановой О.В. принадлежала 1/4 в общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.01.2014, которой она распорядилась, продав свою долю в размере 1/4.
Постановлением администрации муниципального образования «Фабричновыселковское сельское поселение» № 53 от 26.07.2016 года, Андрианова О.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Доказательств того, что Андрианова О.В. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, принята на учет, до 1 января 2005 г. в материалы дела не представлено. Кроме того, согласно архивной справки от 11.01.2019 г. № 8, выданной заведующей муниципальным архивом администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, в имеющихся учетных документах муниципального архива фонда ОАО «Альфа» (бывшая Бумажная фабрика имени Дзержинского) Новоспасского района Ульяновской области, сведения о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на Андрианову О.В. за 1994 год не выявлены. Списки нуждающихся в улучшении жилищных условий по Бумажной фабрике на хранение в архив не поступали.
Согласно п.6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельских поселений относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилым помещениям, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Вопрос местного значения согласно ч.4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и является вопросом местного значения муниципальных районов.
Решением Советов депутатов МО «Новоспасский район» № 26/93 от 17.12.2015 данные полномочия на 2016 год переданы органам местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области. В рамках переданных полномочий администрация МО «Фабричновыселковское сельское поселение» приняла постановление № 53 от 27.07.2016 о признании нуждающейся в жилом помещении.
Как усматривается из материалов дела, и не оспаривается сторонами, Андрианова О.В. в органы местного самоуправления с заявлением о признании ее малоимущей в 2020 – 2021 годах не обращалась, решение о принятии ее на учет нуждающихся в жилье малоимущих граждан, не принималось, соответственно суд не может принимать на себя функции органа местного самоуправления, возлагая обязанность на администрацию МО «Новоспасский район» Ульяновской области о признании истца малоимущей, учитывая, что заявление и документы Андриановой О.В. о признании малоимущей органом местного самоуправления в установленный законом срок не рассматривались.
Вместе с тем истцом заявлены требования, как указано выше о признании незаконным решения администрации МО «Новоспасский район» от 11.08.2021 об отказе в постановке на учет её как нуждающуюся в жилом помещении и обязании внести Андрианову О.В. в список очередности на получение жилого помещения.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке Андриановой О.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то ее право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем документы, подтверждающие право Андриановой О.В. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в материалы дела истцом представлены не были, малоимущей Андрианова О.В. в установленном законом порядке не признана, администрация МО «Новоспасский район» с учетом приведенных выше норм действующего законодательства наделена полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда малоимущих граждан, признанных нуждающихся в жилых помещениях, и не наделялась в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению инвалидов жилыми помещениями. Кроме того суд усматривает из материалов дела, что Администрация решение об отказе в постановке на учет Андрианову О.В., как нуждающуюся в жилом помещении не принимала, а дала ответ письмом от 11.08.2021 в соответствии с Федеральном законом № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации» на обращение административного истца о внесении её в список очередников на получение жилой площади. Таким образом суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Андриановой О.В. к администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Андриановой О.В. к администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда незаконным, о возложении обязанности внесения в список очередности на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Новоспасский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде – 18.11.2021.
Судья Г.И. Берхеева