дело № 2-806/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
6 сентября 2013 года г. Уфа
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Александровой Н.А.,
с участием прокурора Иткуловой Н.У.,
при секретаре Маминовой Л.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Городского округа г. Уфа к Г.Ю.Ю., действующему за себя и в интересах несовершеннолетних Г.В.Ю., Г.С.Ю., и Г.В.Ю., действующему за себя и в интересах несовершеннолетней Г.В.В., о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Администрация ГО г. Уфа обратилась в суд с иском к К.О.Н., Г.Ю.Ю., действующему за себя и в интересах несовершеннолетних Г.В.Ю., Г.С.Ю., и Г.В.Ю., действующему за себя и в интересах несовершеннолетней Г.В.В., в котором после уточнения иска просит суд выселить граждан Г.Ю.Ю., Г.В.Ю., Г.С.Ю., Г.В.Ю., Г.В.В. из комнаты площадью 19,7 кв.м., расположенной в трехкомнатной квартире общей площадью 66.2 кв.м., в том числе жилой площадью 46,2 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>, с предоставлением по договору социального найма комнаты площадью 22,3 кв.м. в трехкомнатной квартире общей площадью 86,5 кв.м., в том числе жилой 53 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивируют тем, что согласно акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной Решением Исполнительного комитета Орджоникидзевского районного Совета народных депутатов БАССР № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для постоянного проживания. Квартира № в указанном жилом доме, состоит из трех комнат, общая площадь <адрес>.2 кв.м., жилая – 46.2 кв.м. В связи с расселением по программе сноса ветхого и аварийного жилья, указанным гражданам было предложено предоставление другого жилого помещения - комнаты площадью 22.3 кв.м., расположенной в трехкомнатной квартире общей площадью 86.5 кв.м., в том числе жилой площадью 53 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>, ул. <адрес>. Согласие на предоставление указанного жилого помещения граждане не выразили.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по иску Администрации ГО <адрес> к Г.Ю.Ю., действующему за себя и в интересах несовершеннолетних Г.В.Ю., Г.С.Ю. и К.О.Н., Г.В.Ю., действующего за себя и в интересах несовершеннолетней Г.В.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма приостановлено до разрешения по существу гражданского дела № по иску Г.Ю.Ю. к К.О.Н. о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета.
Решением Орджоникидзевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № К.О.Н. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: РБ, <адрес>, и снят с регистрационного учета по указанному адресу.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, после чего производство по настоящему гражданскому делу было возобновлено.
В судебном заседании представитель истца по доверенности И.И.У. предъявленные уточненные требования поддержал и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании ответчик Г.Ю.Ю., действующий за себя и несовершеннолетних Г.В.Ю., Г.С.Ю. с иском не согласился, указав, что был нарушен порядок признания аварийным, установленный Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47. Пояснил, что на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит.
Ответчик Г.В.Ю., действующий за себя и в интересах несовершеннолетней Г.В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в удовлетворении иска отказать. Также подтвердил, что на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле для дачи заключения был привлечен орган опеки и попечительства Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа, который в судебное заседание также не явился, будучи надлежащим образом извещенным о его месте и времени. В материалах имеется заявление его представителя С.Ю.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, о рассмотрении дела без их участия; решение просит вынести в соответствии с действующим законодательством, не ущемляя права несовершеннолетних. Представили заключение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого проживание несовершеннолетних Г.В.Ю., Г.С.Ю., Г.В.В. в жилом <адрес> в <адрес>, признанном аварийным и подлежащим сносу, представляет угрозу их жизни и здоровью, а значит нарушает права несовершеннолетних.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа в судебное заседание не явился при надлежащем извещении, в письменном заявлении просил суд рассмотреть дело без их участия, исковые требования удовлетворить.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшей исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, корреспондирующих ей положение международно – правовых актов, в частности, ст.8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 (п.1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст. 14 (п.10 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить публичное разбирательство дела в разумный срок, независимым и беспристрастным судом, осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной, эффективной.
В соответствии с Конвенцией от 4.11.1950 г. «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие Договаривающие Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции.
Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Согласно ст. 84 ЖК РФ, выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производятся в судебном порядке с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
На основании ст. 89 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, необходимо также иметь в виду, что другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03 ноября 2009 года N 1368-О-О, внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Согласно акта межведомственной комиссии № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного решением Исполнительного комитета Орджоникидзевского районного Совета народных депутатов БАССР № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: РБ, <адрес> признан непригодным для постоянного проживания.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» № от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше жилой дом включен в перечень домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
Квартира №, расположенная в данном доме, состоит из трех комнат, общая площадь квартиры составляет 66.2 кв.м., в том числе жилая – 46.2 кв.м.
Как следует из копии лицевого счета № и справки № от ДД.ММ.ГГГГ филиала «Единый расчетный кассовый центр» Управление жилищного хозяйства ГО <адрес>, в комнате жилой площадью 19.7 кв.м. <адрес> в <адрес> зарегистрированы и проживают Г.Ю.Ю., Г.В.Ю., несовершеннолетние Г.В.Ю., Г.С.Ю., Г.В.В..
Проживающие в данном жилом помещении граждане пользуются жилым помещением на условиях найма, на комнату, занимаемую ответчиками, открыт один лицевой счет.
Как следует из пояснений представителя истца И.И.У. в судебном заседании, в связи с расселением по программе сноса ветхого и аварийного жилья, ответчикам была предложена комната площадью 22,3 кв.м. в трехкомнатной квартире общей площадью 86.5 кв.м., в том числе жилой площадью 53 кв.м., по адресу: <адрес>, ул.<адрес>. Указанная квартира является собственностью Городского округа г.Уфа, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права <адрес>, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено и ответчиками не оспорено, что квартира по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, требованиям, установленным жилищным законодательством РФ к жилым помещениям, пригодным для проживания, отвечает, имеется ГВС, ХВС, электричество, центральное отопление, имеется ванная, унитаз, в кухне имеется газовая плита и мойка.
Предложенное Г. в связи со сносом жилье, находящееся в муниципальной и государственной собственности, по площади отвечает требованиям ст. 89 ЖК РФ, превышает по размеру занимаемое ими в настоящее время жилое помещение, находится в пределах г. Уфы и является благоустроенным.
Ответчики не выразили согласие на переселение в указанную комнату.
Между тем, из материалов дела следует, что при сносе дома, расположенного по адресу: <адрес>, истцом – Администрацией городского округа <адрес> гарантируется предоставление ответчикам равноценных жилых помещений, согласно ст. 89 ЖК РФ. Более того, предоставляемое ответчикам жилье превышает по площади ранее занимаемое ими жилое помещения.
Таким образом, ухудшение жилищных условий в связи с предоставлением ответчикам комнаты в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>91 не происходит. Следует принять во внимание, что Г. на учете в качестве нуждающихся не состоят.
Поскольку жилое помещение предоставляется ответчикам не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома и предоставлением другого жилого помещения в порядке ст. 86, 89 ЖК РФ, происходит фактически замена жилого помещения на равноценное, поэтому требования истца должны быть удовлетворены в полном объеме.
Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность, и взаимную связь доказательства в их совокупности, приходит к убеждению, что правовых оснований достаточно для удовлетворения исковых требований Администрации городского округа <адрес> о выселении ответчиков с предоставлением другого жилого помещения в связи со сносом.
Довод Г.Ю.Ю. о том, что был нарушен порядок признания жилого <адрес> в <адрес> аварийным, установленный Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47, является несостоятельным по следующим основаниям.
Как указывалось выше, жилой дом по адресу: РБ, <адрес> признан непригодным для постоянного проживания на основании акта межведомственной комиссии № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного решением Исполнительного комитета Орджоникидзевского районного Совета народных депутатов БАССР № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, комиссией установлено, что жилой <адрес> года постройки, каркасно- засыпной, фундамент- массовые прогрессирующие трещины, стены и крыша- конструкция на грани разрушения, перекрытия- повреждены гнилью и жучком, крыльцо- поражено гнилью, износ дома- 79 %, капитальному ремонту не подлежит.
В силу в силу ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 ЖК РСФСР, действующей на момент признания жилого дома, в котором проживают ответчики, непригодным для проживания, периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
В силу пункта 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и нежилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся каменные дома с физическим износом свыше 70% и деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Согласно пункту 3.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и нежилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится междуведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов в составе заместителя председателя исполкома (председатель комиссии), представителей жилищно-эксплуатационных организаций исполкома, районного или городского архитектора, бюро технической инвентаризации, санитарного надзора, управления пожарного надзора. При необходимости в состав комиссии могут быть введены технические эксперты.
Кроме того, в п. 3.5 Положения сказано, что утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке.
Таким образом, порядок признания жилого дома непригодным для постоянного проживания ввиду его аварийности, установленный нормативно-правовым актом, действующим на момент принятия Исполнительным комитетом Орджоникидзевского районного Совета народных депутатов БАССР решения № от ДД.ММ.ГГГГ, нарушен не был.
Доказательств, что указанное решение отменено или признано недействительным, ответчиками в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, которые удовлетворены судом.
Исходя из изложенного, с учетом положений статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в доход местного бюджета подлежит взысканию с Г.Ю.Ю. и Г.В.Ю. государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей с каждого.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации ГО г. Уфа Г.Ю.Ю., действующему за себя и в интересах несовершеннолетних Г.В.Ю., Г.С.Ю. и Г.В.Ю., действующему за себя и в интересах несовершеннолетней Г.В.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.
Выселить Г.Ю.Ю., Г.В.Ю., несовершеннолетних Г.В.Ю., Г.С.Ю., Г.В.В. из комнаты площадью 19.7 кв.м. в трехкомнатной квартире общей площадью 66.2 кв.м., в том числе жилой 46.2 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>, с предоставлением указанным гражданам по договору социального найма комнаты общей площадью 22.3 кв.м., в трехкомнатной квартире общей площадью 86.5 кв.м., том числе жилой 53 кв.м, находящейся по адресу: <адрес>.
Взыскать с Г.Ю.Ю. в доход бюджета <адрес> городу Уфа государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Взыскать с Г.В.Ю. в доход бюджета <адрес> городу Уфа государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы.
Судья: Н.А.Александрова