Дело № 2-405/ 2015г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2015г. г. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области
в составе председательствующего: и.о. федерального судьи Карповой О.А.
при секретаре Зайцевой Л.М.
с участием заместителя прокурора Лихославльского района Смирнова А.В.
третьего лица: представителя ОМВД РФ по Лихославльскому району главного специалиста-эксперта правового направления Хадаевой Л.А. по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лихославль гражданское дело по заявлению прокурора Лихославльского района о признании незаконными действий (бездействий) ОМВД России по Лихославльскому району в непринятии мер, направленных на установку дорожных знаков,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лихославльского района обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействий) ОМВД России по Лихославльскому району в непринятии мер, направленных на установку дорожных знаков.
В обоснование которого указал, что прокуратурой Лихославльского района проведена проверка по обращению Авдошева В.Г. на действия (бездействия) ОГИБДД ОМВД России по Лихославльскому району. В результате проверки выявлен ряд нарушений действующего законодательства. В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10 декабря І995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами – участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 г. № 716, федеральный надзор в области безопасности дорожного движения возложен на Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы, в частности на руководителей подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям. Положением о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711, на Госавтоинспекцию возложено обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. В соответствии со ст. 22 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-Ф3 " О безопасности дорожного движения» единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993г. № 1090) зона действия знака 3.20 (обгон запрещен) распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта. Действие знака не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки. Зона действия знака 3.20 (обгон запрещен) может быть уменьшена установкой в конце зоны его действия знака 3.21 (конец зоны запрещения обгона) или применением таблички 8.2.1 (зона действия). В соответствии с п. 5.9.5 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от І5 декабря 2004 г. № 120-ст) Табличку 8.2.1 "Зона действия" применяют со знаком 3.20 «Обгон запрещен» для указания зоны действия знака. Зона действия знака, указанная на табличке, не должна превышать зону, установленную для знаков по 5.4.31. В соответствии с п. 5.4.31 данного ГОСТ Р 52289-2004 действие знака 3.20 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за знаком, а в населенном пункте при отсутствии перекрестка – до конца населенного пункта. Указанный знак должен быть повторно установлен после окончания населенного пункта или непосредственно за перекрестком при необходимости сохранить ограничения, введенные знаком, установленным соответственно до перекрестка или конца населенного пункта. При необходимости зону действия знака 3.20 допускается уменьшать: установкой в конце зоны его действия знака 3.21 (что является предпочтительным) или применением таблички 8.2.1. В ходе проверки установлено, что на 13 км. автодороги М 10 Россия - Лихославль. в д. Петрушкино. по направлению в сторону г. Лихославль. примерно в 40 м. перед знаком 5.24.1 «Конец населенного пункта» (д. Петрушкино) установлен знак 3.20 «Обгон Запрещен», зона действия которого в соответствии с требованиями ПДД прекращается у знака 5.24.1 «Конец населенного пункта» (д. Петрушкино). Вместе е тем, через определенный промежуток расстояния - примерно 350 метров (по ходу движения перед д. Вески установлен знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона», установка которого в данном месте в соответствии с ПДД не имеет юридической силы.
В соответствии с п. 4.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного Движения».
Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства но техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. № І20-ст) знаки и светофоры размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения. В соответствии с п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2004 расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м. Данные требования применительно к знаку 3.20, установленному примерно в 40 м. перед знаком 5.24.1 «Конец населенного пункта» (д. ІІетрушкино), также нарушены. ІІо требованию прокуратуры района ОГИБДД ОМВД России но Лихославльскому району в связи с обращением Авдошева В.Г. проведена проверка с выходом на место.
Согласно сведениям, предоставленным начальником ОГИБДД ОМВД России по Лихославльскому району Кралькиным П.В., каких-либо нарушений, в том числе нарушений правил установки дорожных знаков, не выявлено. Лишь для лучшего информирования участников дорожного движения ОГИБДД принято решение об установке на дорожных знаках 3.20 (в д. Петрушкино) информационной таблички 8.2.1 - зона действия: 300 метров (на знаке 3.20. установленном на правой стороне а/д по ходу движения в сторону т. Лихославль, примерно в 40 м. перед знаком 5.24.І «Конец населенного пункта» (д. ІІетрушкино) и 500 метров (на знаке 3.20, установленном на правой стороне а/д по ходу движения в сторону трассы М10, примерно через 40 м. после знака 5.23.1 «начало населенного пункта» (д. Петрушкино); 23.03.2015 начальником ОГИБДД ОМВД России по Лихославльскому району в адрес ЗАО «Лихославльавтодор» внесены незаконные предписания об установлении в д. Петрушкино на дорожных знаках 3.20 информационной таблички 8.2.1., которые рассмотрены и удовлетворены. В результате установки информационных табличек 8.2.1 увеличена Зона действия знаков 3.20, что противоречит вышеприведенным требованиям действующего законодательства. 06.04.2015 заместителем прокурора Лихославльского района внесено представление начальнику ОМВД России по Лихославльскому району об устранении вышеуказанных нарушений федерального законодательства в области безопасности дорожного движения.
23.04.2015 начальником ОМВД России но Лихославльскому району дан ответ на представление, из которого следует, что все знаки установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Таким образом, несмотря на выявленные прокуратурой района нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения, ОГИБДД ОМВД России по Лихославльскому району, а также начальником ОМВД России но Лихославльскому району не выполнены требования надзирающего прокурора по устранению выявленных нарушений, в том числе, принятие мер, направленных на установку дорожных знаков в соответствии с ПДД, ГОСТ Р 52289-2004. 04.06.2015 сотрудниками прокуратуры Лихославльского района осуществлено обследование участка а/д М 10 Россия - Лихославль, на 13 км., в д. Петрушкино. В ходе обследования зафиксированы вышеприведенные факты установки дорожных знаков с нарушениями требований действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Незаконные действия (бездействие) ОМВД России по Лихославльскому району нарушают права неопределенного крута лиц в области дорожного движения. Поэтому просит признать незаконными действия (бездействие) ОМВД России но Лихославльскому району, выразившиеся в непринятии должных мер, направленных на установку дорожных знаков в соответствии с законодательством, регулирующим безопасность дорожного движения, отказе в удовлетворении требований надзирающего прокурора, содержащихся в представлении от 06.04.2015., внесении 23.03.2015 незаконных предписаний в адрес ЗАО «Лихославльавтодор».
В судебном заседании заместитель прокурора Лихославльского района Тверской области Смирнов А.В. заявление поддержал по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчика ОМВД РФ по Лихославльскому району главного специалиста-эксперта правового направления Хадаева Л.А. требования прокурора не признала, поддержала доводы, изложенные в возражении от 22.06.2015г.
Согласно возражениям на исковое заявлении от ОМВД РФ в Лихославльском районе от 22.06.2015г. указано, что ОМВД с требованиями прокурора не согласны по следующим основаниям:
В подразделении ОГИБДЛ ОМВД отсутствует штатная единица государственного инспектора но дорожному надзору и обязанности возложены на инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения. Данный сотрудник не имеет и не проходил специального обучения в области обеспечения дорожного движения, связанного с ремонтом, реконструкцией и содержанием дорожной сети. Положениями ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, т.е. АО «Лихославльавтодор». Дорожные знаки на км 0+000 км 18+440 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверской области «Москва-С.Петербург»- Лихославль установлены в соответствии с проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Москва - С.Петербург›› - Лихославль. согласованным с УГИБДД УМВД России по Тверской области, ОГИБДД ОМВД России по Лихославльскому району, ОГИБДД ОВД по Калининскому району. Определяя законность установки дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен» и 3.21. «Конец зоны действия знака обгон запрещен» на 13 км автомобильной дороги М10 Россия- Лихославль (дер. Петрушкино) было выяснено, что знаки установлены в соответствии с требованиями ГОСТа, однако, как недостаток отмечено, что отсутствовали информационные таблички 8.2.1. с указанием зоны действия, так как зона действия знака 3.20 «Обгон запрещен» действует до первого перекрестка за ним, а в населенном пункте при отсутствии перекрестка -до конца населенного пункта. Что и было нарушено при установке знака в дер. Петрушкино Лихославльского района. В настоящее время все недостатки по обустройству улично-дорожной сети техническими средствами дорожного движения на данном участке дороги устранены и соответствуют ГОСТ 52289-2004. Проект организации дорожного движения автомобильной дороги «Москва-С.Петербург» - Лихославль с 0 по 18.440 км находится в АО «Лихославльавтодор», которое занимается содержанием и обустройством. Сама автомобильная дорога состоит на балансе ГКУ «Дирекция ТДФ». По состоянию на 15.06.2015 дорожные знаки на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Тверской области «Москва- С.Петербург» - Лихославль установлены с соблюдением требований законодательства, действующего в области обеспечения безопасности дорожного движения. Полагают, что в удовлетворении исковых требований прокурора Лихославльского района о признании незаконными действий (бездействий) ОМВД России по Лихославльскому району в непринятии мер, направленных на установку дорожных знаков следует отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора АО «Лихославльавтодор» Лучников С.В., будучи надлежаще извещенным, не явился в настоящее судебное заседание, что не препятствует рассмотрению дела.
В судебном заседании от 16.06.2015г. Лучников С.В. пояснил, что все необходимые знаки установлены 15.06.2015г., требования ОМВД и прокурора АО «Лихославльавтодором» исполнены.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Дирекции территориального дорожного фонда Тверской области Молодцова А.А. будучи надлежаще извещенной, не явилась в настоящее судебное заседание, что не препятствует рассмотрению дела.
В судебном заседании 16.06.2015г. Молодцова А.А. поддержала доводы отзыва от 15.06.2015г. на заявление прокурора.
В отзыве от 15.06.2015г. Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области указала, что в соответствии с Уставом, утвержденным приказом Министерства транспорта Тверской области от 18.01.2012 г. года является юридическим лицом - государственным казённым учреждением с наделением его функциями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тверской области, а также государственного заказчика по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог Тверской области. В целях реализации указанных функций Дирекция является бюджетным учреждением - получателем бюджетных средств по статье расходов «Дорожное хозяйство» в порядке, установленном Правительством Тверской области. Предметом деятельности Дирекции согласно п. 2.1 Устава является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог Тверской области. Пунктом 2.3 установлены функции Дирекции в сфере дорожной деятельности. Так, в частности, в соответствии с п.п. 2.3.1 Устава Дирекция выполняет в установленном порядке функции государственного заказчика по реализации программ в сфере дорожной деятельности, финансируемых из средств, выделяемых в рамках Дорожного фонда. В рамках компетенции государственного заказчика осуществляет размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в сфере управления автомобильными дорогами Тверской области и дорожной деятельности, заключает государственные контракты (договоры) с отечественными и зарубежными организациями на осуществление дорожной деятельности(п.п. 2.3.3 Устава). Автомобильная дорога «Москва- С.Петербург»- Лихославль в соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 10.02.2009 г. № 30-па «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области», расположена в Калининском и Лихославльском районах Тверской области, имеет протяженность 18,2 км и относится к автомобильным дорогам 1 класса общего пользования регионального значения. Собственником указанной дороги является Тверская область в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области. Дорога находится в оперативном управлении ГКУ «Дирекция ТДФ». Во исполнении своих уставных обязанностей ГКУ «Дирекция ТДФ» по результатам открытого электронного аукциона 22.10.2013 г. с ЗАО «Лихославльавтодор» был заключен Государственный контракт № 5/2014 - Д на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Лесном, Лихославльском, Максатихинском, Спировском, Удомельском районах, частей автомобильных дорог в Вышневолоцком и Калининском районах Тверской области в 2014 – 2016 годах. В соответствии с условиями Государственного контракта и положениями ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам (Приложение № 3 к Государственному контракту № 5/2014-Д) возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, т.е. ЗАО «Лихославльавтодор». Конкретные обязанности ЗАО «Лихославльавтодор» по содержанию автомобильных дорог определены пунктом 2.3 Государственного контракта от 22.10.2013 г. № 5/2О14-Д. Дорожные знаки на км 0+000 км 18+440 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверской области «Москва-С.Петербург»- Лихославль установлены в соответствии с Проектом организации дорожного
движения автомобильной дороги «Москва -С.Петербург»-Лихославль, согласованным с УГИБДД УМВД России но Тверской области, ОГИБДД ОВД по Лихославльскому району Тверской области, а также с ОГИБДД ОВД по Калининскому району Тверской области. Кроме того, Проект организации дорожного движения автомобильной дороги «Москва - С.Петербург» - Лихославль км 0+000 км 18+440 был разработан специализированной организацией ООО «ТрансИнжПроект» по заданию ЗАО «Лихославльавтодор». Изменения в данный проект организации дорожного движения могут быть внесены, только по представлению и согласованию с органами ГИБДД ОВД по Тверской области. В настоящее время в связи с выявленной технической ошибкой при установке дорожных знаков 10.06.2015 г. ГКУ «Дирекция ТДФ›› обратилось к ЗАО «Лихославльавтодор» с письмом № 12/ 1925 «Об обеспечении безопасности дорожного движения» с требованием в срок до 15.06.2015 г. выполнить работы по перестановке дорожных знаков. Письмом № 164 от 15.06.2015 г. АО «Лихославльавтодор» проинформировало ГКУ «Дирекция ТДФ» о выполнении работ по перестановке дорожных знаков на 13 км автомобильной дороги «Москва-С.Петербург» - Лихославль. Таким образом, по состоянию на 15.06.2015 г. дорожные знаки на автомобильной дороге регионального значения «Москва-С.Петербург» - Лихославль установлены с соблюдением требований законодательства, действующего в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора Лихославльского района Тверской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007года N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возложено на органы местного самоуправления. В п. 6 ст. 3 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 года определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, что установлено п. 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10 декабря І995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными. предпринимателями и гражданами – участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 г. № 716, федеральный надзор в области безопасности дорожного движения возложен на Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы, в частности на руководителей подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям.
Положением о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711, на Госавтоинспекцию возложено обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 22 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-Ф3 " О безопасности дорожного движения» единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993г. № 1090 зона действия знака 3.20 (обгон запрещен) распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта. Действие знака не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки. Зона действия знака 3.20 (обгон запрещен) может быть уменьшена установкой в конце зоны его действия знака 3.21 (конец зоны запрещения обгона) или применением таблички 8.2.1 (зона действия).
В соответствии с п. 5.9.5 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от І5 декабря 2004 г. № 120-ст) Табличку 8.2.1 "Зона действия" применяют со знаком 3.20 «Обгон запрещен» для указания зоны действия знака.
Зона действия знака, указанная на табличке, не должна превышать зону, установленную для знаков по 5.4.31. В соответствии с п. 5.4.31 данного ГОСТ Р 52289-2004 действие знака 3.20 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за знаком, а в населенном пункте при отсутствии перекрестка – до конца населенного пункта.
Указанный знак должен быть повторно установлен после окончания населенного пункта или непосредственно за перекрестком при необходимости сохранить ограничения, введенные знаком, установленным соответственно до перекрестка или конца населенного пункта.
При необходимости зону действия знака 3.20 допускается уменьшать: установкой в конце зоны его действия знака 3.21 (что является предпочтительным) или применением таблички 8.2.1.
В судебном заседании установлено, что на 13 км. автодороги М 10 Россия - Лихославтть. в д. Петрушкино. по направлению в сторону г. Лихославль, примерно в 40 м. перед знаком 5.24.1 «Конец населенного пункта» (д. Петрушкино) установлен знак 3.20 «Обгон Запрещен», зона действия которого в соответствии с требованиями ПДД прекращается у знака 5.24.1 «Конец населенного пункта» (д. Петрушкино).
Вместе с тем, через промежуток расстояния примерно 350 метров (по ходу движения перед д. Вески установлен знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона», установка которого в данном месте в соответствии с ПДД не имеет юридической силы. В соответствии с п. 4.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного Движения».
Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства но техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. № І20-ст) знаки и светофоры размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения.
В соответствии с п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2004 расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м. Данные требования применительно к знаку 3.20, установленному примерно в 40 м. перед знаком 5.24.1 «Конец населенного пункта» (д. ІІетрушкино), нарушены.
ІІо требованию прокуратуры района ОГИБДД ОМВД России но Лихославльскому району в связи с обращением Авдошева В.Г. проведена проверка с выходом на место.
Согласно сведениям, предоставленным начальником ОГИБДД ОМВД России по Лихославльскому району Кралькиным П.В., каких-либо нарушений, в том числе нарушений правил установки дорожных знаков, не выявлено. Однако с целью информирования участников дорожного движения ОГИБДД принято решение об установке на дорожных знаках 3.20 (в д. Петрушкино) информационной таблички 8.2.1 - зона действия: 300 метров (на знаке 3.20. установленном на правой стороне а/д по ходу движения в сторону т. Лихославль, примерно в 40 м. перед знаком 5.24.І «Конец населенного пункта» (д. ІІетрушкино) и 500 метров (на знаке 3.20, установленном на правой стороне а/д по ходу движения в сторону трассы М10, примерно через 40 м. после знака 5.23.1 «начало населенного пункта» (д. Петрушкино).
23.03.2015 начальником ОГИБДД ОМВД России по Лихославльскому району в адрес ЗАО «Лихославльавтодор» внесены 2 незаконных предписания №№ 228 и 229 об установлении в д. Петрушкино на дорожных знаках 3.20 информационной таблички 8.2.1., которые рассмотрены и удовлетворены ЗАО «Лихославльавтодором».
В результате установки информационных табличек 8.2.1 увеличена Зона действия знаков 3.20, что противоречит вышеприведенным требованиям действующего законодательства.
06.04.2015 заместителем прокурора Лихославльского района внесено представление начальнику ОМВД России по Лихославльскому району об устранении вышеуказанных нарушений федерального законодательства в области безопасности дорожного движения.
23.04.2015 начальником ОМВД России но Лихославльскому району дан ответ на представление, из которого следует, что все знаки установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, несмотря на выявленные прокуратурой района нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения, ОГИБДД ОМВД России по Лихославльскому району, а также начальником ОМВД России но Лихославльскому району не выполнены требования надзирающего прокурора по устранению выявленных нарушений, в том числе, принятие мер, направленных на установку дорожных знаков в соответствии с ПДД, ГОСТ Р 52289-2004.
04.06.2015 сотрудниками прокуратуры Лихославльского района осуществлено обследование участка а/д М 10 Россия - Лихославль, на 13 км., в д. Петрушкино. В ходе обследования зафиксированы вышеприведенные факты установки дорожных знаков с нарушениями требований действующего законодательства.
Нарушения по установке дорожных знаков устранены ЗАО «Лихославльавтодор» согласно требованию Дирекции территориального дорожного фонда Тверской области 15.06.2015г.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Незаконные действия (бездействие) ОМВД России по Лихославльскому району нарушают права неопределенного крута лиц в области дорожного движения.
Поэтому суд считает необходимым признать незаконными действия (бездействие) ОМВД России но Лихославльскому району, выразившиеся в непринятии должных мер, направленных на установку дорожных знаков в соответствии с законодательством, регулирующим безопасность дорожного движения, отказе в удовлетворении требований надзирающего прокурора, содержащихся в представлении от 06.04.2015., внесении 23.03.2015 незаконных предписаний в адрес ЗАО «Лихославльавтодор».
Учитывая изложенное, суд приходит к убеждению о том, что на момент обращения прокурора с заявлением в суд на 04.06.2015г. ответчиком ОМВД РФ по Лихославльскому району допущено бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на установку дорожных знаков в соответствии с законодательством, регулирующим безопасность дорожного движения, отказе в удовлетворении требований надзирающего прокурора, содержащихся в представлении от 06.04.2015., внесении 23.03.2015 незаконных предписаний в адрес ЗАО «Лихославльавтодор», тем самым, в результате неисполнения своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности, обеспечению безопасности дорожного движения были нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Таким образом, иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 45, 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Лихославльского района Тверской области о признании незаконными действий (бездействий) ОМВД России по Лихославльскому району в непринятии мер, направленных на установку дорожных знаков, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОМВД России по Лихославльскому району Тверской области, выразившиеся в непринятии должных мер, направленных на установку дорожных знаков в соответствии с законодательством, регулирующим безопасность дорожного движения, отказе в удовлетворении требований надзирающего прокурора, содержащихся в представлении от 06.04.2015., внесении 23.03.2015 незаконных предписаний в адрес ЗАО «Лихославльавтодор».
Возложить на ОМВД России по Лихославльскому району Тверской области обязанность в срок до 22.07.2015 года рассмотреть представление прокурора Лихославльского района Тверской области от 06.04.2015г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Лихославльский районный суд.
Председательствующий: О.А.Карпова
Дело № 2-405/ 2015г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2015г. г. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области
в составе председательствующего: и.о. федерального судьи Карповой О.А.
при секретаре Зайцевой Л.М.
с участием заместителя прокурора Лихославльского района Смирнова А.В.
третьего лица: представителя ОМВД РФ по Лихославльскому району главного специалиста-эксперта правового направления Хадаевой Л.А. по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лихославль гражданское дело по заявлению прокурора Лихославльского района о признании незаконными действий (бездействий) ОМВД России по Лихославльскому району в непринятии мер, направленных на установку дорожных знаков,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лихославльского района обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействий) ОМВД России по Лихославльскому району в непринятии мер, направленных на установку дорожных знаков.
В обоснование которого указал, что прокуратурой Лихославльского района проведена проверка по обращению Авдошева В.Г. на действия (бездействия) ОГИБДД ОМВД России по Лихославльскому району. В результате проверки выявлен ряд нарушений действующего законодательства. В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10 декабря І995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами – участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 г. № 716, федеральный надзор в области безопасности дорожного движения возложен на Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы, в частности на руководителей подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям. Положением о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711, на Госавтоинспекцию возложено обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. В соответствии со ст. 22 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-Ф3 " О безопасности дорожного движения» единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993г. № 1090) зона действия знака 3.20 (обгон запрещен) распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта. Действие знака не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки. Зона действия знака 3.20 (обгон запрещен) может быть уменьшена установкой в конце зоны его действия знака 3.21 (конец зоны запрещения обгона) или применением таблички 8.2.1 (зона действия). В соответствии с п. 5.9.5 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от І5 декабря 2004 г. № 120-ст) Табличку 8.2.1 "Зона действия" применяют со знаком 3.20 «Обгон запрещен» для указания зоны действия знака. Зона действия знака, указанная на табличке, не должна превышать зону, установленную для знаков по 5.4.31. В соответствии с п. 5.4.31 данного ГОСТ Р 52289-2004 действие знака 3.20 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за знаком, а в населенном пункте при отсутствии перекрестка – до конца населенного пункта. Указанный знак должен быть повторно установлен после окончания населенного пункта или непосредственно за перекрестком при необходимости сохранить ограничения, введенные знаком, установленным соответственно до перекрестка или конца населенного пункта. При необходимости зону действия знака 3.20 допускается уменьшать: установкой в конце зоны его действия знака 3.21 (что является предпочтительным) или применением таблички 8.2.1. В ходе проверки установлено, что на 13 км. автодороги М 10 Россия - Лихославль. в д. Петрушкино. по направлению в сторону г. Лихославль. примерно в 40 м. перед знаком 5.24.1 «Конец населенного пункта» (д. Петрушкино) установлен знак 3.20 «Обгон Запрещен», зона действия которого в соответствии с требованиями ПДД прекращается у знака 5.24.1 «Конец населенного пункта» (д. Петрушкино). Вместе е тем, через определенный промежуток расстояния - примерно 350 метров (по ходу движения перед д. Вески установлен знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона», установка которого в данном месте в соответствии с ПДД не имеет юридической силы.
В соответствии с п. 4.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного Движения».
Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства но техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. № І20-ст) знаки и светофоры размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения. В соответствии с п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2004 расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м. Данные требования применительно к знаку 3.20, установленному примерно в 40 м. перед знаком 5.24.1 «Конец населенного пункта» (д. ІІетрушкино), также нарушены. ІІо требованию прокуратуры района ОГИБДД ОМВД России но Лихославльскому району в связи с обращением Авдошева В.Г. проведена проверка с выходом на место.
Согласно сведениям, предоставленным начальником ОГИБДД ОМВД России по Лихославльскому району Кралькиным П.В., каких-либо нарушений, в том числе нарушений правил установки дорожных знаков, не выявлено. Лишь для лучшего информирования участников дорожного движения ОГИБДД принято решение об установке на дорожных знаках 3.20 (в д. Петрушкино) информационной таблички 8.2.1 - зона действия: 300 метров (на знаке 3.20. установленном на правой стороне а/д по ходу движения в сторону т. Лихославль, примерно в 40 м. перед знаком 5.24.І «Конец населенного пункта» (д. ІІетрушкино) и 500 метров (на знаке 3.20, установленном на правой стороне а/д по ходу движения в сторону трассы М10, примерно через 40 м. после знака 5.23.1 «начало населенного пункта» (д. Петрушкино); 23.03.2015 начальником ОГИБДД ОМВД России по Лихославльскому району в адрес ЗАО «Лихославльавтодор» внесены незаконные предписания об установлении в д. Петрушкино на дорожных знаках 3.20 информационной таблички 8.2.1., которые рассмотрены и удовлетворены. В результате установки информационных табличек 8.2.1 увеличена Зона действия знаков 3.20, что противоречит вышеприведенным требованиям действующего законодательства. 06.04.2015 заместителем прокурора Лихославльского района внесено представление начальнику ОМВД России по Лихославльскому району об устранении вышеуказанных нарушений федерального законодательства в области безопасности дорожного движения.
23.04.2015 начальником ОМВД России но Лихославльскому району дан ответ на представление, из которого следует, что все знаки установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Таким образом, несмотря на выявленные прокуратурой района нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения, ОГИБДД ОМВД России по Лихославльскому району, а также начальником ОМВД России но Лихославльскому району не выполнены требования надзирающего прокурора по устранению выявленных нарушений, в том числе, принятие мер, направленных на установку дорожных знаков в соответствии с ПДД, ГОСТ Р 52289-2004. 04.06.2015 сотрудниками прокуратуры Лихославльского района осуществлено обследование участка а/д М 10 Россия - Лихославль, на 13 км., в д. Петрушкино. В ходе обследования зафиксированы вышеприведенные факты установки дорожных знаков с нарушениями требований действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Незаконные действия (бездействие) ОМВД России по Лихославльскому району нарушают права неопределенного крута лиц в области дорожного движения. Поэтому просит признать незаконными действия (бездействие) ОМВД России но Лихославльскому району, выразившиеся в непринятии должных мер, направленных на установку дорожных знаков в соответствии с законодательством, регулирующим безопасность дорожного движения, отказе в удовлетворении требований надзирающего прокурора, содержащихся в представлении от 06.04.2015., внесении 23.03.2015 незаконных предписаний в адрес ЗАО «Лихославльавтодор».
В судебном заседании заместитель прокурора Лихославльского района Тверской области Смирнов А.В. заявление поддержал по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчика ОМВД РФ по Лихославльскому району главного специалиста-эксперта правового направления Хадаева Л.А. требования прокурора не признала, поддержала доводы, изложенные в возражении от 22.06.2015г.
Согласно возражениям на исковое заявлении от ОМВД РФ в Лихославльском районе от 22.06.2015г. указано, что ОМВД с требованиями прокурора не согласны по следующим основаниям:
В подразделении ОГИБДЛ ОМВД отсутствует штатная единица государственного инспектора но дорожному надзору и обязанности возложены на инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения. Данный сотрудник не имеет и не проходил специального обучения в области обеспечения дорожного движения, связанного с ремонтом, реконструкцией и содержанием дорожной сети. Положениями ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, т.е. АО «Лихославльавтодор». Дорожные знаки на км 0+000 км 18+440 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверской области «Москва-С.Петербург»- Лихославль установлены в соответствии с проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Москва - С.Петербург›› - Лихославль. согласованным с УГИБДД УМВД России по Тверской области, ОГИБДД ОМВД России по Лихославльскому району, ОГИБДД ОВД по Калининскому району. Определяя законность установки дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен» и 3.21. «Конец зоны действия знака обгон запрещен» на 13 км автомобильной дороги М10 Россия- Лихославль (дер. Петрушкино) было выяснено, что знаки установлены в соответствии с требованиями ГОСТа, однако, как недостаток отмечено, что отсутствовали информационные таблички 8.2.1. с указанием зоны действия, так как зона действия знака 3.20 «Обгон запрещен» действует до первого перекрестка за ним, а в населенном пункте при отсутствии перекрестка -до конца населенного пункта. Что и было нарушено при установке знака в дер. Петрушкино Лихославльского района. В настоящее время все недостатки по обустройству улично-дорожной сети техническими средствами дорожного движения на данном участке дороги устранены и соответствуют ГОСТ 52289-2004. Проект организации дорожного движения автомобильной дороги «Москва-С.Петербург» - Лихославль с 0 по 18.440 км находится в АО «Лихославльавтодор», которое занимается содержанием и обустройством. Сама автомобильная дорога состоит на балансе ГКУ «Дирекция ТДФ». По состоянию на 15.06.2015 дорожные знаки на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Тверской области «Москва- С.Петербург» - Лихославль установлены с соблюдением требований законодательства, действующего в области обеспечения безопасности дорожного движения. Полагают, что в удовлетворении исковых требований прокурора Лихославльского района о признании незаконными действий (бездействий) ОМВД России по Лихославльскому району в непринятии мер, направленных на установку дорожных знаков следует отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора АО «Лихославльавтодор» Лучников С.В., будучи надлежаще извещенным, не явился в настоящее судебное заседание, что не препятствует рассмотрению дела.
В судебном заседании от 16.06.2015г. Лучников С.В. пояснил, что все необходимые знаки установлены 15.06.2015г., требования ОМВД и прокурора АО «Лихославльавтодором» исполнены.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Дирекции территориального дорожного фонда Тверской области Молодцова А.А. будучи надлежаще извещенной, не явилась в настоящее судебное заседание, что не препятствует рассмотрению дела.
В судебном заседании 16.06.2015г. Молодцова А.А. поддержала доводы отзыва от 15.06.2015г. на заявление прокурора.
В отзыве от 15.06.2015г. Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области указала, что в соответствии с Уставом, утвержденным приказом Министерства транспорта Тверской области от 18.01.2012 г. года является юридическим лицом - государственным казённым учреждением с наделением его функциями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тверской области, а также государственного заказчика по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог Тверской области. В целях реализации указанных функций Дирекция является бюджетным учреждением - получателем бюджетных средств по статье расходов «Дорожное хозяйство» в порядке, установленном Правительством Тверской области. Предметом деятельности Дирекции согласно п. 2.1 Устава является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог Тверской области. Пунктом 2.3 установлены функции Дирекции в сфере дорожной деятельности. Так, в частности, в соответствии с п.п. 2.3.1 Устава Дирекция выполняет в установленном порядке функции государственного заказчика по реализации программ в сфере дорожной деятельности, финансируемых из средств, выделяемых в рамках Дорожного фонда. В рамках компетенции государственного заказчика осуществляет размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в сфере управления автомобильными дорогами Тверской области и дорожной деятельности, заключает государственные контракты (договоры) с отечественными и зарубежными организациями на осуществление дорожной деятельности(п.п. 2.3.3 Устава). Автомобильная дорога «Москва- С.Петербург»- Лихославль в соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 10.02.2009 г. № 30-па «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области», расположена в Калининском и Лихославльском районах Тверской области, имеет протяженность 18,2 км и относится к автомобильным дорогам 1 класса общего пользования регионального значения. Собственником указанной дороги является Тверская область в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области. Дорога находится в оперативном управлении ГКУ «Дирекция ТДФ». Во исполнении своих уставных обязанностей ГКУ «Дирекция ТДФ» по результатам открытого электронного аукциона 22.10.2013 г. с ЗАО «Лихославльавтодор» был заключен Государственный контракт № 5/2014 - Д на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Лесном, Лихославльском, Максатихинском, Спировском, Удомельском районах, частей автомобильных дорог в Вышневолоцком и Калининском районах Тверской области в 2014 – 2016 годах. В соответствии с условиями Государственного контракта и положениями ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам (Приложение № 3 к Государственному контракту № 5/2014-Д) возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, т.е. ЗАО «Лихославльавтодор». Конкретные обязанности ЗАО «Лихославльавтодор» по содержанию автомобильных дорог определены пунктом 2.3 Государственного контракта от 22.10.2013 г. № 5/2О14-Д. Дорожные знаки на км 0+000 км 18+440 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверской области «Москва-С.Петербург»- Лихославль установлены в соответствии с Проектом организации дорожного
движения автомобильной дороги «Москва -С.Петербург»-Лихославль, согласованным с УГИБДД УМВД России но Тверской области, ОГИБДД ОВД по Лихославльскому району Тверской области, а также с ОГИБДД ОВД по Калининскому району Тверской области. Кроме того, Проект организации дорожного движения автомобильной дороги «Москва - С.Петербург» - Лихославль км 0+000 км 18+440 был разработан специализированной организацией ООО «ТрансИнжПроект» по заданию ЗАО «Лихославльавтодор». Изменения в данный проект организации дорожного движения могут быть внесены, только по представлению и согласованию с органами ГИБДД ОВД по Тверской области. В настоящее время в связи с выявленной технической ошибкой при установке дорожных знаков 10.06.2015 г. ГКУ «Дирекция ТДФ›› обратилось к ЗАО «Лихославльавтодор» с письмом № 12/ 1925 «Об обеспечении безопасности дорожного движения» с требованием в срок до 15.06.2015 г. выполнить работы по перестановке дорожных знаков. Письмом № 164 от 15.06.2015 г. АО «Лихославльавтодор» проинформировало ГКУ «Дирекция ТДФ» о выполнении работ по перестановке дорожных знаков на 13 км автомобильной дороги «Москва-С.Петербург» - Лихославль. Таким образом, по состоянию на 15.06.2015 г. дорожные знаки на автомобильной дороге регионального значения «Москва-С.Петербург» - Лихославль установлены с соблюдением требований законодательства, действующего в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора Лихославльского района Тверской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007года N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возложено на органы местного самоуправления. В п. 6 ст. 3 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 года определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, что установлено п. 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10 декабря І995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными. предпринимателями и гражданами – участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 г. № 716, федеральный надзор в области безопасности дорожного движения возложен на Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы, в частности на руководителей подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям.
Положением о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711, на Госавтоинспекцию возложено обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 22 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-Ф3 " О безопасности дорожного движения» единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993г. № 1090 зона действия знака 3.20 (обгон запрещен) распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта. Действие знака не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки. Зона действия знака 3.20 (обгон запрещен) может быть уменьшена установкой в конце зоны его действия знака 3.21 (конец зоны запрещения обгона) или применением таблички 8.2.1 (зона действия).
В соответствии с п. 5.9.5 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от І5 декабря 2004 г. № 120-ст) Табличку 8.2.1 "Зона действия" применяют со знаком 3.20 «Обгон запрещен» для указания зоны действия знака.
Зона действия знака, указанная на табличке, не должна превышать зону, установленную для знаков по 5.4.31. В соответствии с п. 5.4.31 данного ГОСТ Р 52289-2004 действие знака 3.20 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за знаком, а в населенном пункте при отсутствии перекрестка – до конца населенного пункта.
Указанный знак должен быть повторно установлен после окончания населенного пункта или непосредственно за перекрестком при необходимости сохранить ограничения, введенные знаком, установленным соответственно до перекрестка или конца населенного пункта.
При необходимости зону действия знака 3.20 допускается уменьшать: установкой в конце зоны его действия знака 3.21 (что является предпочтительным) или применением таблички 8.2.1.
В судебном заседании установлено, что на 13 км. автодороги М 10 Россия - Лихославтть. в д. Петрушкино. по направлению в сторону г. Лихославль, примерно в 40 м. перед знаком 5.24.1 «Конец населенного пункта» (д. Петрушкино) установлен знак 3.20 «Обгон Запрещен», зона действия которого в соответствии с требованиями ПДД прекращается у знака 5.24.1 «Конец населенного пункта» (д. Петрушкино).
Вместе с тем, через промежуток расстояния примерно 350 метров (по ходу движения перед д. Вески установлен знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона», установка которого в данном месте в соответствии с ПДД не имеет юридической силы. В соответствии с п. 4.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного Движения».
Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства но техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. № І20-ст) знаки и светофоры размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения.
В соответствии с п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2004 расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м. Данные требования применительно к знаку 3.20, установленному примерно в 40 м. перед знаком 5.24.1 «Конец населенного пункта» (д. ІІетрушкино), нарушены.
ІІо требованию прокуратуры района ОГИБДД ОМВД России но Лихославльскому району в связи с обращением Авдошева В.Г. проведена проверка с выходом на место.
Согласно сведениям, предоставленным начальником ОГИБДД ОМВД России по Лихославльскому району Кралькиным П.В., каких-либо нарушений, в том числе нарушений правил установки дорожных знаков, не выявлено. Однако с целью информирования участников дорожного движения ОГИБДД принято решение об установке на дорожных знаках 3.20 (в д. Петрушкино) информационной таблички 8.2.1 - зона действия: 300 метров (на знаке 3.20. установленном на правой стороне а/д по ходу движения в сторону т. Лихославль, примерно в 40 м. перед знаком 5.24.І «Конец населенного пункта» (д. ІІетрушкино) и 500 метров (на знаке 3.20, установленном на правой стороне а/д по ходу движения в сторону трассы М10, примерно через 40 м. после знака 5.23.1 «начало населенного пункта» (д. Петрушкино).
23.03.2015 начальником ОГИБДД ОМВД России по Лихославльскому району в адрес ЗАО «Лихославльавтодор» внесены 2 незаконных предписания №№ 228 и 229 об установлении в д. Петрушкино на дорожных знаках 3.20 информационной таблички 8.2.1., которые рассмотрены и удовлетворены ЗАО «Лихославльавтодором».
В результате установки информационных табличек 8.2.1 увеличена Зона действия знаков 3.20, что противоречит вышеприведенным требованиям действующего законодательства.
06.04.2015 заместителем прокурора Лихославльского района внесено представление начальнику ОМВД России по Лихославльскому району об устранении вышеуказанных нарушений федерального законодательства в области безопасности дорожного движения.
23.04.2015 начальником ОМВД России но Лихославльскому району дан ответ на представление, из которого следует, что все знаки установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, несмотря на выявленные прокуратурой района нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения, ОГИБДД ОМВД России по Лихославльскому району, а также начальником ОМВД России но Лихославльскому району не выполнены требования надзирающего прокурора по устранению выявленных нарушений, в том числе, принятие мер, направленных на установку дорожных знаков в соответствии с ПДД, ГОСТ Р 52289-2004.
04.06.2015 сотрудниками прокуратуры Лихославльского района осуществлено обследование участка а/д М 10 Россия - Лихославль, на 13 км., в д. Петрушкино. В ходе обследования зафиксированы вышеприведенные факты установки дорожных знаков с нарушениями требований действующего законодательства.
Нарушения по установке дорожных знаков устранены ЗАО «Лихославльавтодор» согласно требованию Дирекции территориального дорожного фонда Тверской области 15.06.2015г.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Незаконные действия (бездействие) ОМВД России по Лихославльскому району нарушают права неопределенного крута лиц в области дорожного движения.
Поэтому суд считает необходимым признать незаконными действия (бездействие) ОМВД России но Лихославльскому району, выразившиеся в непринятии должных мер, направленных на установку дорожных знаков в соответствии с законодательством, регулирующим безопасность дорожного движения, отказе в удовлетворении требований надзирающего прокурора, содержащихся в представлении от 06.04.2015., внесении 23.03.2015 незаконных предписаний в адрес ЗАО «Лихославльавтодор».
Учитывая изложенное, суд приходит к убеждению о том, что на момент обращения прокурора с заявлением в суд на 04.06.2015г. ответчиком ОМВД РФ по Лихославльскому району допущено бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на установку дорожных знаков в соответствии с законодательством, регулирующим безопасность дорожного движения, отказе в удовлетворении требований надзирающего прокурора, содержащихся в представлении от 06.04.2015., внесении 23.03.2015 незаконных предписаний в адрес ЗАО «Лихославльавтодор», тем самым, в результате неисполнения своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности, обеспечению безопасности дорожного движения были нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Таким образом, иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 45, 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Лихославльского района Тверской области о признании незаконными действий (бездействий) ОМВД России по Лихославльскому району в непринятии мер, направленных на установку дорожных знаков, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОМВД России по Лихославльскому району Тверской области, выразившиеся в непринятии должных мер, направленных на установку дорожных знаков в соответствии с законодательством, регулирующим безопасность дорожного движения, отказе в удовлетворении требований надзирающего прокурора, содержащихся в представлении от 06.04.2015., внесении 23.03.2015 незаконных предписаний в адрес ЗАО «Лихославльавтодор».
Возложить на ОМВД России по Лихославльскому району Тверской области обязанность в срок до 22.07.2015 года рассмотреть представление прокурора Лихославльского района Тверской области от 06.04.2015г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Лихославльский районный суд.
Председательствующий: О.А.Карпова