Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2858/2011 ~ М-2039/2011 от 18.07.2011

                    Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                 г. Красноярск

Свердловский районный суд г. Красноярска

в составе председательствующего судьи Вергасовой С.Л.

при секретаре Гавриловой А.А.

с участием:

истца Косенко Н.Н.,

представитель третьего лица- ФИО6- доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Косенко Николая Николаевича к Правительству Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Косенко Н.Н. обратился в суд с иском к Правительству Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в результате политический репрессий в размере <данные изъяты> рублей. Исковые требования мотивированы тем, что истец с 1932 года проживал вместе с отцом и матерью в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ отец истца ФИО2 был арестован Уярским РО НКВД. ДД.ММ.ГГГГ был осужден в особом порядке за проведение контрреволюционную вредительскую деятельность комиссией НКВД СССР и прокурора СССР к исключительной мере наказания, расстрелу. ДД.ММ.ГГГГ приговор приведен в исполнение в <адрес>. В последствие согласно справке Верховного суда РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № ОСО-62 в отношении отца истца Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, постановление комиссии НКВД СССР и прокурора СССР от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава преступления, отце истца был реабилитирован.

В судебном заседании истец Косенко Н.Н. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица- Управления социальной защиты населения администрации <адрес>- ФИО6 в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, пояснила, что истец состоит на учете как реабилитированный, участник трудового фронта и инвали<адрес>-й группы. По его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с п. 3 ст. <адрес> « О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий от ДД.ММ.ГГГГ , в порядке и на условиях, установленных <адрес> « о социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ ему назначались и выплачивались суммы мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Постановлением Президиума Верховного совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ « О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий» на территории <адрес> создана комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с реабилитации жертв политических репрессий. Истец не обращался с какими-либо заявлениями на рассмотрение вышеуказанной комиссии.

Представитель ответчика – Правительства РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ ФИО8 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, ) в судебное заседание не явилась, направила возражения по иску, в которых не согласилась с требованиями, указала на то, что в соответствии со ст. ДД.ММ.ГГГГ-1 "О реабилитации жертв политически: репрессий" (далее - Закон 1761-1), реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и граждански: правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации. Закон установил процедуры восстановления прав граждан подвергшихся политическим репрессиям, получение ими определенных льгот компенсаций. Исходя из того, что Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что установление для названное категории граждан льгот было направлено на защиту их прав и свобод, создании благоприятных условий для их реализации и обеспечение социально защищенности, эти льготы в их материальном (финансовом) выражении входят предлагаемый государством объем возмещения вреда, включающий возмещении морального вреда; вместе с тем следует учитывать, что законодатель использовал в данном Законе специальные публично-правовые механизмы компенсации, которые в отличие от гражданского законодательства - не предусматривают разграничении форм возмещения материального и морального вреда. Приведенная правовая позиция изложена в ряде Определений Конституционного Суда Российской Федерации (от ДД.ММ.ГГГГ N 527-0, ДД.ММ.ГГГГ N 397-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 383-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 620-О-П и др.), сохраняющих свою силу, и следовательно, является общеобязательной и распространяется как на реабилитированных лиц, так и на их наследников, признанных подвергавшимися политическим репрессиям и подлежащих реабилитации. Предусмотренные Законом процедуры направлены в том числе на возмещение морального вреда. По своей правовой природе, указанные виды компенсаций и социальной поддержки являются льготами, носящими компенсаторный характер.

Поскольку истцом в предмет исковых требований указанные виды льгот и компенсаций не включены, постольку представители Министерства финансов Российской Федерации вправе предположить, что Управлением социальной защиты ему оказаны в полном объеме все компенсации и необходимые меры социальной поддержки, а тем самым возмещен и моральный вред. Иного истец не доказал. В силу пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-Ф "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживании отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственно; власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведение осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджет субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федеральное бюджета).К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым по предметам совместного ведения с Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно, за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федеральное бюджета) относится решение вопроса по оказанию социальной поддержки жертвам политических репрессий, в том числе за счет предоставления субвенций местными бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связь организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услу<адрес> полномочий по осуществлению мер социальной поддержки органами местного самоуправления, осуществляется субъектом Российской Федерации соблюдением статей 19-20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципа организации местного самоуправления Российской Федерации». <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки ; социального обслуживания населения» (пункт 6 статьи 1, статьи 5 и 6 исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления наделен государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предусмотренных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и правом получения субвенций из регионального фонда компенсации краевого бюджета на реализацию этих полномочий. Уполномоченными органами на муниципальном уровне являются Управления социальной защиты населения. Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу являете Управление социальной защиты населения, в связи, с чем просила в иске Косенко Н.Н. отказать.

Выслушав истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. ст. 1., 1.1., 2,,    Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ « О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями. Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам. На граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года; на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД - МГБ - МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам); на иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР. Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами.

Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Судом установлено, что истец Косенко Н.Н. является сыном ФИО2, 1911 года рождения, репрессированного по политическим мотивам по постановлению комиссии НКВД и прокурора СССР от ДД.ММ.ГГГГ, к расстрелу, реабилитированного Верховным судом РСФСР ДД.ММ.ГГГГ, В соответствии с ч. 2 ст. 1-1 Закона РФ « О реабилитации жертв политических репрессий Косенко Н.Н. как оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признан подвергшимся политической репрессии и реабилитирован ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой выданной прокуратурой <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 арестован ДД.ММ.ГГГГ Уярским РО УНКВД. На момент ареста имел родственников: жену Дарью Захаровну, сыновей ФИО2- 1932 гр, ФИО10 1936 г<адрес> в проведении контрреволюционной вредительской деятельности. Осужден ДД.ММ.ГГГГ в особом порядке комиссией НКВД СССР и прокурора СССР к исключительной мере наказания. Приговор приведен в исполнение ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес>. Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ постановление комиссии НКВД СССР и прокурора СССР от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 отменено и дело производством прекращено за отсутствием состава преступления. За давностью времени и отсутствием документации установить место захоронения не представляется возможным (л.д.8).

Как следует из справки Верховного суда РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № ОСО-62 в отношении отца истца Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, постановление комиссии НКВД СССР и прокурора СССР от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава преступления, ФИО2 по настоящему делу реабилитирован (л.д. 9)

Настаивая на требованиях о взыскании компенсации морального вреда, сторона истца ссылается на то, что ответчик своими противоправными действиями причинил физические и нравственные страдания. Однако каких-либо доказательств, подтверждающих причинение ответчиком истцу морального вреда суду не представлено.

Таким образом, принимая во внимание разъяснения, данные в п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (с изменениями и дополнениями), учитывая, что Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ « О реабилитации жертв политических репрессий (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ)» не содержит положений, предусматривающих выплату компенсации морального вреда лицам, реабилитированным в соответствии с положениями настоящего Закона, а также то, что до 1991 года какие-либо компенсации жертвам политических репрессий при обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, законодательством РСФСР либо СССР не предусматривались, суд пришел к выводу о не обоснованности заявленных требований.

Ввиду вышеуказанного, довод представителя ответчика- Правительства РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по <адрес> о том, что надлежащим ответчиком по делу является Управление социальной защиты населения администрация <адрес>, суд считает не состоятельным, поскольку надлежащим ответчиком по спорному правоотношению, согласно действующему законодательству, является Правительство РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Косенко Николая Николаевича к Правительству Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда- оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме с подаче жалобы в Свердловский районный суд г. Красноярска.

Подписано председательствующим

Копия верна

Судья

2-2858/2011 ~ М-2039/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Косенко Николай Николаевич
Ответчики
управление федерального казначейства по красноярскому краю
Суд
Свердловский районный суд г. Красноярска
Судья
Вергасова С.Л.
Дело на странице суда
sverdl--krk.sudrf.ru
18.07.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2011Передача материалов судье
22.07.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2011Подготовка дела (собеседование)
19.08.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.10.2011Предварительное судебное заседание
08.11.2011Предварительное судебное заседание
08.11.2011Судебное заседание
11.11.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2012Дело оформлено
30.06.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее