Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-10192/2017 от 28.03.2017

Судья: Белова И.В. Дело <данные изъяты>а-10192/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Чиченевой Н.А.,

судей Редченко Е.В., Соколовой Н.М.,

при секретаре Нечиной Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу ИФНС России по <данные изъяты> на решение Красногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Бондаря С. В. к ИФНС России по <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении запрашиваемой информации, об обязании выдать выписки из ЕГРИП,

заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,

объяснения представителя ИФНС России по <данные изъяты>Флоря С.А., Бондаря С.В.,

установила:

Бондарь С.В. обратился в суд с административным иском к ИФНС России по <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении сведений по пяти запросам. Просил обязать налоговый орган выдать, без внесения дополнительной платы, необходимое количество выписок из ЕГРИП, содержащих все сведения, указанные в запросах от 17 декабря 2015 г.

В обоснование заявленных требований Бондарь С.В. указал, что 17 декабря 2015 г. обратился к административному ответчику с пятью запросами о предоставлении выписок из ЕГРИП в отношении пяти индивидуальных предпринимателей, содержащих в том числе сведении о дате и месте государственной регистрации в качестве ИП, сведений об идентификационном номере налогоплательщика, сведения о месте жительства ИП, сведения о дате и месте рождения ИП.

Данные запросы составлены административным истцом в произвольной форме с учетом требований Административного регламента предоставления ФНС государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, с приложенным документом, подтверждающим оплату государственной услуги.

Во исполнение указанных запросов административным ответчиком выданы пять выписок из ЕГРИП, содержащих сведения об индивидуальных предпринимателях. Сведений о месте жительства ИП, сведения о дате и месте рождения ИП в данных выписках не содержалось.

Кроме того, административный ответчик дал ответ на запрос истца, в котором указал, что сведения о месте жительства ИП, а также сведения о дате и месте рождения ИП предоставляются за отдельную плату.

Указанные ответы Бондарь С.В. считал незаконным.

Бондарь С.В. ссылался, что направлял жалобу в порядке подчиненности, но она не была рассмотрена.

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Бондарь С.В. требования поддержал. Дополнительно пояснил, что получение информации об идентификационном номере налогоплательщика, месте жительства ИП, дате и месте рождения ИП необходимо ему для получения исполнительного листа и предъявления его для принудительного исполнения.

Представитель административного ответчика ИФНС России по <данные изъяты> – по доверенности Флоря С.А. требования не признала, пояснила, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление персональных данных (даты и места рождения) ИП, возможно лишь сопоставление данных. Предоставление выписки из ЕГРИП и справка о месте жительства являются разными услугами и предоставляются за отдельную плату. Кроме того налоговым органом по запросам Бондаря С.В. от 12 января 2016 г. были выданы справки о месте жительства ИП.

Решением Красногорского городского суда <данные изъяты> от 20 мая 2016 г. требования Бондаря С.В. удовлетворены. Признан незаконным отказ ИФНС России по <данные изъяты> в предоставлении информации об ИНН налогоплательщика, месте жительства, дате и месте рождения индивидуальных предпринимателей Лобановой К.С., Андриевской И.Г., Крель Е.Н., Григорьева П.Н., Янович Я.Ю. на основании запроса от 17 декабря 2015 г. На ИФНС России по <данные изъяты> возложена обязанность предоставить Бондарю С.В. информацию об ИНН, месте жительства, дате и месте рождения названных индивидуальных предпринимателей на основании запросов от 17 декабря 2015 г.

В апелляционной жалобе ИФНС России по <данные изъяты> просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИФНС России по <данные изъяты>Флоря С.А., доводы апелляционной жалобы поддержала.

Бондарь С.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>, защиту своей чести и доброго имени.

В силу статьи 84 НК РФ при постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

фамилия, имя, отчество;

дата и место рождения;

пол;

место жительства;

данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;

данные о гражданстве (пункт 1).

Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (пункт 7).

Статьей 6 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта. Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые предоставляются в порядке, установленном пунктом 5 данной статьи (пункт 1).

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде:

выписки из соответствующего государственного реестра;

копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;

справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2).

Отказ в предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 данной статьи, не допускается (пункт 4).

Содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены регистрирующим органом на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших в соответствии с абзацем первым настоящего пункта сведения о его месте жительства. Органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя предоставляются регистрирующим органом в электронной форме в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в пределах полномочий органа, которому предоставляются сведения. Судам по находящимся в их производстве делам сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя предоставляются по запросам судов (пункт 5).

По представленному непосредственно в регистрирующий орган запросу любого физического лица, предъявившего документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрирующий орган вправе сопоставить содержащиеся в государственных реестрах сведения о персональных данных конкретного физического лица с изложенными в указанном запросе сведениями. В этом случае регистрирующим органом предоставляется справка о соответствии или несоответствии изложенных в запросе сведений сведениям, содержащимся в государственных реестрах (пункт 6).

Формы, порядок и срок предоставления указанных в пунктах 5 и 6 данной статьи информации и справки устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом срок их предоставления не может составлять более чем пять дней со дня представления в регистрирующий орган соответствующего запроса (пункт 7).

Согласно пункту 1 статьи 7 названного Федерального закона предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 данного Федерального закона справки осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно. Размер платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 данного Федерального закона справки устанавливается Правительством Российской Федерации.

Размер платы за предоставление содержащихся, в том числе в ЕГРИП сведений, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 г. № 462, в соответствии с которым за предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» справки взимается плата в следующих размерах:

за предоставление сведений о конкретном юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе на бумажном носителе - 200 рублей;

за предоставление сведений о конкретном юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе на бумажном носителе не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса в регистрирующий орган (далее - срочное предоставление), - 400 рублей;

за однократное предоставление сведений (за исключением предоставления сведений о конкретном юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе) в электронном виде (за исключением предоставления сведений в соответствии с пунктом 2 статьи 7 указанного Федерального закона) - 50000 рублей (за однократное предоставление обновленных сведений - 5000 рублей);

за предоставление сведений (за исключением предоставления сведений о конкретном юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе) в электронном виде (за исключением предоставления сведений в соответствии с пунктом 2 статьи 7 указанного Федерального закона) в форме годового абонентского обслуживания одного рабочего места - 150000 рублей;

за предоставление справки, предусмотренной пунктом 6 статьи 6 указанного Федерального закона, - 200 рублей (за срочное предоставление справки - 400 рублей);

за предоставление документа о конкретном юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе (за исключением предоставления документов в соответствии с пунктом 2 статьи 7 указанного Федерального закона) - 200 рублей (за срочное предоставление документа - 400 рублей).

В целях реализации указанных положений Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» приказом Минфина России от 15 января 2015 г. № 5н утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – Административный регламент).

Согласно подпункту 1 пункта 17 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги по предоставлению содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений и документов о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе являются:

выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП по форме согласно приложениям <данные изъяты> и <данные изъяты> к Административному регламенту;

копия документа (документов), содержащегося в ЕГРЮЛ/ЕГРИП;

справка о соответствии или несоответствии изложенных в запросе о предоставлении государственной услуги сведений о персональных данных физического лица сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, по форме согласно приложениям N 4 и N 5 к Административному регламенту;

выписка из ЕГРИП о месте жительства индивидуального предпринимателя по форме согласно приложению <данные изъяты> к Административному регламенту;

справка об отсутствии запрашиваемой информации в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

В соответствии с пунктом 20 Административного регламента предоставление государственной услуги по предоставлению содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений и документов о конкретном юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) осуществляется по запросу заявителя о предоставлении государственной услуги, составленному в произвольной форме, с указанием информации:

1) о юридическом лице/индивидуальном предпринимателе, в отношении которого запрашиваются сведения и документы (копии документов):

полное или сокращенное наименование юридического лица либо фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица или основной государственный регистрационный номер (ОГРНИП) индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

2) о заявителе:

информация, предусмотренная подпунктом 1 настоящего пункта;

номер контактного телефона, почтовый адрес или адрес электронной почты;

сведения документа, удостоверяющего личность (серия, номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего документ) - в случае представления запроса о предоставлении сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя либо о соответствии сведений о физическом лице, указанных в запросе, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП;

В силу пункта 23 Административного регламента запрос о предоставлении государственной услуги при сопоставлении сведений о персональных данных конкретного физического лица, изложенных в запросе, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, представляется в виде бумажного документа непосредственно физическим лицом, запрашивающим такие сведения, в любой налоговый орган, уполномоченный на предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Одновременно с запросом указанным физическим лицом представляется документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 24 Административного регламента определено, что запрос о предоставлении государственной услуги при предоставлении содержащихся в ЕГРИП сведений о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя представляется в виде бумажного документа непосредственно физическим лицом, запрашивающим такие сведения, в любой налоговый орган, уполномоченный на предоставление сведений из ЕГРИП. Одновременно с запросом указанным физическим лицом представляется документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 71 Административного регламента выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП оформляются с учетом следующего.

На основании одного запроса о предоставлении государственной услуги предоставляется:

один экземпляр выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, предусмотренной абзацем вторым подпункта 1 пункта 17 Административного регламента, в случае, если такая выписка в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется бесплатно;

указанное в запросе о предоставлении сведений количество экземпляров выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, предусмотренной абзацем вторым подпункта 1 пункта 17 Административного регламента, с учетом размера платы за предоставление сведений, в случае, если такая выписка в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется за плату.

Таким образом, указанными правовыми актами не предусмотрено предоставление гражданам сведений о дате и месте рождения ИП, которые являются персональными данными, возможно лишь сопоставление таких сведений, изложенных в запросе, и сведений, содержащихся в ЕГРИП. Кроме того, из приведенных положений следует, что запросы о выписке из ЕГРИП и о месте жительства ИП, а также сопоставление персональных данных представляют собой разные самостоятельные запросы. Более того, запрос о выписке из ЕГРИП и запрос о месте жительстве ИП подлежат отдельной оплате.

Из материалов дела усматривается, что 17 декабря 2015 г. Бондарь С.В. обратился в налоговый орган с пятью запросами о предоставлении выписок из ЕГРИП в отношении индивидуальных предпринимателей Лобановой К.С., Андриевской И.Г., Крель Е.Н., Григорьева П.Н., Янович Я.Ю., содержащих в том числе сведении о дате и месте государственной регистрации в качестве ИП, сведений об идентификационном номере налогоплательщика, сведения о месте жительства ИП, сведения о дате и месте рождения ИП. При этом была приложена квитанция об оплате государственной пошлины за изготовление выписки из ЕГРИП (л.д.9-13).

Во исполнение указанного запроса налоговым органом выданы пять выписок из ЕГРИП, содержащих сведения об индивидуальных предпринимателях, кроме сведений о месте жительства ИП, сведений о дате и месте рождения индивидуальных предпринимателей (л.д. 14-27).

Кроме того, налоговый орган в своих ответах от 24 декабря 2015 г. сообщил, что сведения о месте жительства должника предоставляются за отдельную плату (л.д.28-32).

В письме налогового органа от 15 января 2016 г. Бондарю С.В. также дополнительно сообщалось, что сведения о персональных данных ИП – дате и месте рождения, о месте жительства предоставляются в порядке, предусмотренном пунктами 23 и 24 Административного регламента (л.д.34).

В ответ на жалобу Бондаря С.В. в порядке подчиненности УФНС России по Московской области сообщило, что по запросам от 17 декабря 2015 г. были выданы выписки из ЕГРИП; по запросам от 12 января 2016 г. выданы справки о месте жительства ИП; в отношении сведений о дате и месте жительства ИП вышестоящий орган также указал на невозможность предоставления гражданину этих сведений. В связи с этим вышестоящий орган не усмотрел оснований для признания незаконными действий налогового органа (л.д.47-49).

Удовлетворяя требования Бондаря С.В. о признании незаконными действий налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что направленные Бондарем С.В. <данные изъяты> запросы в отношении сведений о месте жительства, ИНН, дате и месте рождения пяти ИП соответствуют Административному регламенту, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для отказа в запрашиваемой информации.

Однако судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном понимании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Как указывалось выше, пять запросов Бондаря С.В. от 17 декабря 2015 г., к которым были приложены квитанции об уплате суммы за изготовление выписки, были исполнены налоговым органом путем предоставления соответствующих выписок в отношении каждого из ИП.

Неуказание в данных выписках сведений о дате и месте рождения ИП судебная коллегия считает правомерным с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, которое, как отмечалось выше, не предусматривает предоставление гражданам сведений о дате и месте рождения ИП, допуская лишь возможность сопоставления таких сведений, изложенных в запросе, и сведений, содержащихся в ЕГРИП; а также предусматривает возможность предоставления сведений о месте жительства ИП по поданному лично запросу с оплатой соответствующей суммы.

Порядок предоставления сведений о месте жительства ИП, а также возможность лишь сопоставления сведений о дате и месте жительства ИП, Бондарю С.В. налоговым органом разъяснялись.

По запросам Бондаря С.В. от 12 января 2016 г. о месте жительства ИП, поданным в установленном порядке, ему были выданы соответствующие справки.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что налоговый орган действовал в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем отсутствуют какие-либо основания считать его действия незаконными.

С учетом изложенного, решение суда, которым удовлетворены требования Бондаря С.В., подлежит отмене с постановлением по делу нового решения об отказе в удовлетворении его административного иска.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Бондаря С. В. к ИФНС России по <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении запрашиваемой информации, об обязании выдать выписки из ЕГРИП.

Председательствующий

Судьи

33а-10192/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Бондарь С.В.
Ответчики
ИФНС РОссии по г. Красногорску
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
03.04.2017Судебное заседание
06.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2017Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее