Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2019 года город Тула
Советский районный суд в составе:
председательствующего Бездетновой А.С.,
при секретаре Лучинкиной Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1987/2019 по иску Артемовой Ирины Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии,
у с т а н о в и л :
Артемова И.В. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии. В обоснование иска ссылалась на то, что 12.01.2017 г. она, полагая, что имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по основаниям подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Однако 20.02.2017 г. решением комиссии № 715 в назначении досрочной страховой пенсии ей было отказано ввиду недостаточности специального стажа требуемой продолжительности. При этом ответчиком не включены в подсчет специального стажа периоды ее работы с 15.03.1999 г. по 23.09.2003 г. в должности воспитателя ДОУ ОАО «Тулаэлектропривод», так как ОАО «Тулаэлектропривод» не относится к учреждениям для детей, предусмотренных Списком от 29.10.2002 г. № 781, в числе структурных подразделений, предусмотренных п. 13 Правил от 29.10.2002 г. № 781 дошкольное образовательное учреждение не поименовано, а также с 07.12.2004 г. по 07.05.2013 г. (с учетом отпусков без сохранения заработной платы 27.07.2012 г., 28.02.2013 г.) – в должности воспитателя стационарного отделения реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних в Государственном учреждении Тульской области «Комплексном центре социального обслуживания населения № 1», так как наименование данного учреждения не предусмотрено Списком от 29.10.2002 г. № 781, «стационарное отделение реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних» в нем также не поименовано. С данными выводами истец не согласна. Просила суд обязать ответчика включить в подсчет специального стажа периоды ее работы с 15.03.1999 г. по 23.09.2003 г. в должности воспитателя ДОУ ОАО «Тулаэлектропривод», с 07.12.2004 г. по 07.05.2013 г. (с учетом отпусков без сохранения заработной платы 27.07.2012 г., 28.02.2013 г.) – в должности воспитателя стационарного отделения реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних в Государственном учреждении Тульской области «Комплексном центре социального обслуживания населения № 1», признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии и обязать ответчика назначить ей пенсию со дня обращения за ней – с 12.01.2017 г.
В судебном заседании истец Артемова И.В. и ее представитель по заявлению Архипова А.В. заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Карапетян Л.Л. в судебном заседании заявленные истцом требования не признала, полагала правомерным исключение из подсчета специального стажа истицы периодов работы с 15.03.1999 г. по 23.09.2003 г. в должности воспитателя ДОУ ОАО «Тулаэлектропривод», так как ОАО «Тулаэлектропривод» не относится к учреждениям для детей, предусмотренных Списком от 29.10.2002 г. № 781, в числе структурных подразделений, предусмотренных п. 13 Правил от 29.10.2002 г. № 781 дошкольное образовательное учреждение не поименовано, а также с 07.12.2004 г. по 07.05.2013 г. (с учетом отпусков без сохранения заработной платы 27.07.2012 г., 28.02.2013 г.) – в должности воспитателя стационарного отделения реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних в Государственном учреждении Тульской области «Комплексном центре социального обслуживания населения № 1», так как наименование данного учреждения не предусмотрено Списком от 29.10.2002 г. № 781, «стационарное отделение реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних» в нем также не поименовано. Без данных периодов работы продолжительность специального стажа истицы, выработанная на дату обращения за пенсией, является недостаточной, в связи с чем просила в иске отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ "О страховых пенсиях") право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с подп. "м" п. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из материалов дела следует, что решением ГУ-УПФ РФ г. Туле Тульской области (межрайонное) от 20.02.2017 г. № 715 Артемовой И.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с тем, что отсутствует требуемый специальный педагогический стаж не менее 25 лет.
Из решения ГУ-УПФ РФ в Туле Тульской области от 20.02.2017 г. № 715 следует, что в специальный педагогический стаж истца включен 14 год и 09 месяцев 18 дней. В специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены периоды ее работы с 15.03.1999 г. по 23.09.2003 г. в должности воспитателя ДОУ ОАО «Тулаэлектропривод», так как ОАО «Тулаэлектропривод» не относится к учреждениям для детей, предусмотренных Списком от 29.10.2002 г. № 781, в числе структурных подразделений, предусмотренных п. 13 Правил от 29.10.2002 г. № 781 дошкольное образовательное учреждение не поименовано, а также с 07.12.2004 г. по 07.05.2013 г. (с учетом отпусков без сохранения заработной платы 27.07.2012 г., 28.02.2013 г.) – в должности воспитателя стационарного отделения реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних в Государственном учреждении Тульской области «Комплексном центре социального обслуживания населения № 1», так как наименование данного учреждения не предусмотрено Списком от 29.10.2002 г. № 781, «стационарное отделение реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних» в нем также не поименовано.
Суд не может согласиться с оценкой пенсионных прав истца в отношении периода ее работы с 15.03.1999 г. по 23.09.2003 г. в должности воспитателя ДОУ ОАО «Тулаэлектропривод» в силу следующего.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 в разделе «Наименования должностей» для раздела «Наименование учреждений» 1.7 «Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» предусмотрена должность «воспитатель».
Пунктом 5 Правил, утвержденных тем же Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусмотрено, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Из трудовой книжки истицы Артемовой И.В. усматривается, что с 07.08.1992 г. Артемова И.В. была принята на должность воспитателя детского сада № 2 ОАО «Тулаэлектропривод», с 15.03.1999 г. ясли-сад № 2 переименован в дошкольное образовательное учреждение., 23.09.2003 г. уволена по собственному желанию.
Аналогичные сведения содержатся в архивной справке, выданной МКУ «Муниципальный архив».
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительством РФ от 01.07.1995 года № 67 дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Среди дошкольных образовательных учреждений в соответствии с их направленностью выделяется такой вид как детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании).
Согласно акта проверки от 27.01.2017 г. № 7, в документах наблюдательного дела, имеющегося на хранении в ООППЗЛ, значится Положение о «дошкольном образовательном учреждении» ОАО «Тулаэлектропривод», основными задачами которого указаны: охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка, забота об эмоциональном развитии каждого воспитанника, учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в пределах, определенных законодательством РФ.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 мая 1959 года № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» с учетом местных условий и возможностей были объединены два типа детских учреждений – ясли и детский сад в единое дошкольное детское учреждение. Данные учреждения стали именоваться ясли-сад. Однако в некоторых случаях их именовали детскими комбинатами, как в случае с истицей. Но и те и другие действовали в соответствии с Временным положением о дошкольном детском учреждении яслях-саде, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 08 марта 1960 года № 324, согласно которому они создавались в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста. В этих учреждениях воспитывались дети от двух месяцев до семи лет. Воспитательная работа строилась согласно программно-методическим указаниям Минпроса и Минздрава РСФСР, наполняемость детей в группах соответствовала нормам Временного положения. В тех и других дошкольных учреждениях использовались типовые штаты, в которых были предусмотрены музыкальные руководители, воспитатели, должностные обязанности которых были единообразными, соответствующими позднее утвержденным тарифно-квалификационным характеристикам по должностям работников учреждений образования РФ. Иными словами, несмотря на различия в названиях, сущность деятельности, как яслей-садов, так и детских комбинатов была единой: это воспитание детей ясельного и детсадовского возраста. Едиными были и используемые дошкольными учреждениями программы воспитания, методический контроль районных, городских отделов народного образования.
Приказом Министерством просвещения СССР № 103 от 31 декабря 1971 года «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» утверждены типовые штаты детских садов и яслей-садов. В данных типовых штатах предусмотрены должности воспитателя.
Таким образом, с учетом того, что наименование должности и учреждения, в которых работала истица в спорный период, соответствует Списку от 29.10.2002 г. № 781, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истицы о включении спорного периода работы с 15.03.1999 г. по 23.09.2003 г. в должности воспитателя ДОУ ОАО «Тулаэлектропривод» в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем, суд полагает правомерной оценку пенсионных прав, произведенную ответчиком в отношении спорного периода работы истицы с 07.12.2004 г. по 07.05.2013 г. (с учетом отпусков без сохранения заработной платы 27.07.2012 г., 28.02.2013 г.) – в должности воспитателя стационарного отделения реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних в Государственном учреждении Тульской области «Комплексном центре социального обслуживания населения № 1».
Из записей в трудовой книжке следует, что 07.12.2004 г. Артемова И.В. принята на работу на должность воспитателя в стационарное отделение реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних в Муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района г. Тулы», переименованное с 03.05.2006 г. в Государственное учреждение Тульской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района г. Тулы», а с 14.09.2012 г. – в Государственное учреждение Тульской области «Тульский городской центр социального обслуживания населения №3». С 04.08.2006 г. стационарное отделение реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних переименовано в стационарное отделение социальной реабилитации несовершеннолетних.
Согласно положениям Устава Государственного учреждения Тульской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района города Тулы» предметом деятельности учреждения является социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов, отдельных граждан, семей с детьми и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Целями деятельности учреждения являются удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов, семей и отдельных граждан в социальных услугах, профилактика безнадзорности, социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Содержание Устава Государственного учреждения Тульской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района города Тулы» свидетельствует об иных целях и задачах, направлениях деятельности данного учреждения по сравнению с социальным приютом для детей и подростков, социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, к числу которых, по мнению истца, должна быть отнесена деятельность структурного подразделения указанного Комплексного центра – стационарное отделение социальной реабилитации несовершеннолетних.
Из Положений о стационарном отделении социальной реабилитации несовершеннолетних следует, что оно является структурным подразделением Комплексного центра…, содержится за счет Центра, предназначено для проведения социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, рассчитано на 22 места для детей в возрасте от 3 до 7 лет из социально опасных, социально незащищенных семей г. Тулы Тульской области, курс реабилитации рассчитан на 6 месяцев. В отделение принимаются дети, оставшиеся без попечения родителей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в социальной реабилитации, экстренной медико-социальной помощи, испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами, подвергшиеся физическому или психологическому насилию. В отделение не принимались дети с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства, неспособные в передвижению и самообслуживанию, с психическими заболеваниями, с туберкулезом, с инфекционными, онкологическими, венерическими заболеваниями. Дети принимались после полного медицинского обследования в стационарах детских городских больниц с выпиской о состоянии здоровья и возможности пребывания в нем.
Согласно Примерного положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 896, социально-реабилитационный центр является специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. В центре могут быть образованы приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач. В соответствии со своими задачами центр: обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в центре; на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних; на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений. В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства. Не допускается содержание в центре несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушения. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации. Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государственном обеспечении.
Изложенные положения о деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних не позволяют соотнести деятельность данного центра с деятельностью стационарного отделения социальной реабилитации несовершеннолетних Государственного учреждения Тульской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района города Тулы».
Кроме того, достоверно установлено и следует из представленных документов, что Государственное учреждение Тульской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района города Тулы» действовало фактически как учреждение социального обслуживания, целью которого является оказание социальных услуг не только несовершеннолетним, но и иным категориям граждан, не может быть приравнен к социальному приюту для детей и подростков, социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних, а потому суд приходит к выводу об отсутствии оснований для вывода о тождественности работы истца в указанном центре работе в учреждениях, предусмотренных Списком N 781 (социальном приюте для детей и подростков, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних).
Судом не могут быть приняты во внимание доводы истца Артемовой И.В. о том, что Приказом Минтруда России от 24.09.2015 N 661н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях" установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, созданных для оказания помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации осуществления индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи; помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации; помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, профессиональной деятельности, выполнявшейся в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения), предусмотренных пунктом 1.11 раздела "Наименование учреждений" Списка, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании изложенных выше норм права и самого содержания Приказа.
Как неоднократноуказывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 г. N 1097-О).
Кроме того, согласно пункту 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 и применяемых на основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей. К числу данных организаций Комлексные центры социального обслуживания населения не отнесены.
Таким образом, Правительство Российской Федерации исходит из того, что работа в соответствующих должностях в учреждениях для детей, которые не обладают правами юридического лица, а являются структурными подразделениями организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Артемовой И.В. в части включения в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы истицы с 07.12.2004 г. по 07.05.2013 г. (с учетом отпусков без сохранения заработной платы 27.07.2012 г., 28.02.2013 г.) – в должности воспитателя стационарного отделения реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних в Государственном учреждении Тульской области «Комплексном центре социального обслуживания населения № 1», поскольку Государственном учреждении Тульской области «Комплексном центре социального обслуживания населения № 1» как учреждение социального обслуживания, целью которого является оказание социальных услуг не только несовершеннолетним, но и иным категориям граждан, не может быть приравнен к социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних, а потому оснований для вывода о тождественности работы истца в указанном Центре работе в учреждениях, предусмотренных п. 31 Списка N 781 (социальном приюте для детей и подростков, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних) не имеется.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В силу ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ, введенного в действие с 01.01.2019 г., страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Так, в соответствии с упомянутым приложением № 7 данный период составляет в 2019 г. 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев (п. 19 ч. 1, ч. 1.1, 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; Приложение 7 к Закону N 400-ФЗ).
Вместе с тем, если педагоги выработают необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена на полгода раньше (ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
Поскольку из подсчета специального стажа, принятого к исчислению ответчиком с учетом приведенных правовых норм у истца отсутствует требуемый 25-летний стаж как на 01.01.2019 г., так и на момент рассмотрения дела судом, оснований для удовлетворения заявленных им требований о назначении пенсии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении иска Артемовой Ирины Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Бездетнова.