Дело № 2-314/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Промышленная 31 мая 2012 года
Судья Промышленновского районного суда Кемеровской области Коноплева С.А., с участием помощника прокурора района Антонова А.В., представителя третьего лица на стороне истца главного государственного инспектора Промышленновского района по пожарному надзору Коробкова С.Н., при секретаре Сурайкиной Т.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Промышленновского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <.....> сельского поселения о понуждении к выполнению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Промышленновского района Кемеровской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <.....> сельского поселения о понуждении к выполнению действий – совершить необходимые действия, указанные в предписании отделения надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области №........ от <.....>.
В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой района, с привлечением специалистов отделения надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области, проведена проверка выполнения органами местного самоуправления Промышленновского района полномочий в области защиты населения от лесных пожаров и соблюдения законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проверки было установлено, что Администрация <.....> сельского поселения ненадлежащим образом исполняет возложенные обязанности в вышеуказанной сфере.
В судебном заседании помощник прокурора района Антонов А.В. поддержал исковые требования, продублировал доводы, изложенные в исковом заявлении и просил установить срок для совершения действий, указанных в предписании отделения надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области №........ от <.....> до <.....>, а в отношении совершения действий по обеспечению сельские населенные пункты <.....> переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения установить срок – до <.....>.
Представитель ответчика – глава Администрации <.....> сельского поселения Рябинина А.С. исковые требования признала в полном объеме и согласно телефонограммы просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель третьего лица на стороне истца – главный государственный инспектор Промышленновского района Кемеровской области по пожарному надзору Коробков С.Н. заявленный прокурором Промышленновского района иск поддержал в полном объеме.
Заслушав стороны и изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора в силу следующих обстоятельств.
Как установлено в судебном заседании Администрация <.....> сельского поселения ненадлежащим образом исполняет возложенные обязанности в области защиты населения от лесных пожаров и соблюдения законодательства о пожарной безопасности.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу ст.ст. 19, 20 вышеуказанного Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно требованиям ст.ст.6 и 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых
программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и
проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального
образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории
муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной
безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту
пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и
пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению
пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и
организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с
пожарами.
В соответствии с Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №313 установлены и утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03). Согласно п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Статья 34 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предоставляет гражданам право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Суд считает, что Администрацией <.....> сельского поселения условий для обеспечения этого права у лиц, проживающих и находящихся на территории поселения, не создано, что подтверждается результатами проверки, проведенной сотрудниками отделения надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области <.....>, которой установлено, что администрацией <.....> сельского поселения вопреки требованиям вышеуказанного законодательства:
в планах и программах развития территории не предусмотрены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности (нарушены ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования (нарушены ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); на территории <.....> отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (нарушены ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 114 ППБ-01-03); не организовано социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны (нарушены ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); территории всех населенных пунктов муниципального образования (<.....>) в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам своевременно не очищаются от опавших листьев, сухой травы (нарушен п.21 ППБ-01-03); для населенных пунктов, прилегающих к лесным массивам (<.....>) не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие переброс огня при лесных пожарах на здания и сооружения (не устроены защитные противопожарные полосы, не организовано удаление сухой растительности в летний период) (нарушен п. 112 ППБ-01-03); у водоисточников (<.....>) отсутствуют подъезды с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (нарушены п.9.4 СП 8.131.30.2009, п.94 ППБ-01-03); водонапорные башни (<.....>) не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года (нарушен п.95 ППБ-01-03); территории <.....> не имеют наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, водонапорных башен, а также подъездов к входам в здания и сооружения (нарушен п.27 ППБ-01-03); сельские населенные пункты <.....> не имеют переносных пожарных мотопомп для целей пожаротушения (нарушен п.31 ППБ-01-03).
Суд считает, что вследствие несоблюдения мер пожарной безопасности при выявленных нарушениях и отсутствии должного реагирования останутся незащищенными интересы и права неопределенного круга лиц и муниципального образования, поскольку в случае возникновения пожара могут наступить тяжкие последствия в виде причинения имущественного вреда, а также ущерба здоровью, жизни людей и окружающей среде.
Частью 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с тем, что круг лиц, которые находятся или могут находиться на территории вышеуказанных населенных пунктах меняется, а процесс совершения необходимых действий, указанных в предписании отделения надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области №........ от <.....> занимает продолжительное время, индивидуализировать круг лиц, в интересах которых направляется заявление, не представляется возможным. Кроме того, лицами, находящимися в указанных населенных пунктах могут также являться несовершеннолетними, которые в силу своего возраста не могут самостоятельно обратиться в суд.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Промышленновского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <.....> сельского поселения о понуждении к совершению действий - удовлетворить полностью.
Обязать Администрации <.....> сельского поселения совершить необходимые действия, указанные в предписании отделения надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области №........ от <.....>:
- предусмотреть в планах и программах развития территории мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); обеспечить территории <.....> средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 114 ППБ-01-03); организовать социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, создать условия для организации добровольной пожарной охраны (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.63 Федерального закона от <.....> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); произвести очистку территорий всех населенных пунктов муниципального образования (<.....>) в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участков, прилегающих к жилым домам от опавших листьев, сухой травы (п.21 ППБ-01-03); для населенных пунктов, прилегающих к лесным массивам (<.....>) разработать и выполнить мероприятия, исключающие переброс огня при лесных пожарах на здания и сооружения (оборудовать защитные противопожарные полосы, организовать удаление сухой растительности в летний период) (п.112 ППБ-01-03); у водоисточников (<.....>) оборудовать подъезды с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (п.9.4 СП 8.131.30.2009, п.94 ППБ-01-03); водонапорные башни (<.....>) приспособить для отбора воды пожарной техникой в любое время года (п.95 ППБ-01-03); территории <.....> оборудовать наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, водонапорных башен, а также подъездов к входам в здания и сооружения (п.27 ППБ-01-03) в срок до <.....>;
-обеспечить сельские населенные пункты <.....> переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения в срок до <.....>.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья С.А. Коноплева