РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2019 года
Ленинский районный суд г. Тюмени
В составе:
председательствующего судьи Бубновой О.В.,
при секретаре Новицкой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-8192/2019 по иску Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» к Александровой Наталье Николаевне о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании неосновательного обогащения, указывая, что ответчик в период с 01.09.2012 по 31.03.2017 года являлась получателем мер социальной поддержки, право на получение которых определяется с учетом среднедушевого дохода семьи. При подаче заявления о назначении социальных выплат ответчик в числе необходимых документов предоставляла сведения о ведении трудовой деятельности в должности главного бухгалтера в ООО «<данные изъяты>». Впоследствии 04.09.2017 года ответчик обратилась в адрес губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, указав в тексте данного обращения сведения о том, что она осуществляла трудовую деятельность в ООО «<данные изъяты>» в должности главного бухгалтера с 02.05.2012 по 30.04.2017. Филиалом Центра проведена проверка представленных ответчиком сведений о доходах для назначения мер социальной поддержки. В адрес ООО «<данные изъяты>» 22.09.2017 направлен запрос о периоде трудоустройства ответчика и размере доходов от трудовой деятельности с даты принятия на работу. Запрошенные сведения, подтверждающие трудоустройство ответчика в ООО «<данные изъяты>» с 02.05.2012 по 12.05.2017, поступили 10.11.2017 года. Порядок назначения и расчета размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентируется Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2015 года №761-п. Согласно п.14 данных Правил заявитель несет ответственность за недостоверность предоставленных сведений и документов. Предоставление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии. В соответствии с пунктом 3 статьи 2.11.1 Закона автономного округа от 07.07.2004 № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» право на единовременное пособие для подготовки ребенка (детей) из многодетной семьи к началу учебного года имеют граждане при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает величину, равную 1,5 прожиточного минимума, установленного в соответствии с действующим законодательством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Порядок выдачи удостоверения и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям и порядок назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, утверждены постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2011 года № 371-п. В соответствии с пунктом 40 Порядка пособия и выплата, излишне выплаченные гражданам вследствие их злоупотребления (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на назначение, размер пособий и выплаты), возмещаются получателем в добровольном порядке, а в случае спора взыскиваются в и порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В связи с не предоставлением ответчиком полных сведений об её доходах в ООО «<данные изъяты>», ей неправомерно была предоставлена социальная поддержка, поскольку право на предоставление мер социальной поддержки у ответчика отсутствовало. Так, ответчиком неправомерно получена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.09.2012 года по 28.02.2014 года, с 01.04.2014 года по 28.02.2017 года на общую сумму 281 163 рубля 45 копеек; ежемесячное пособие на детей за период с 01.11.2012 года по 31.03.2017 года на общую сумму 126 501 рубль; государственная социальная помощь в 2013 года в размере 21600 рублей, в 2014 году в размере 18 120 рублей, в 2016 году в размере 20 256 рублей; единовременное пособие для подготовки детей из многодетной семьи к началу учебного года в 2012 года в размере 12 840 рублей, в 2013 году в размере 13 546 рублей, в 2014 году в размере 24 843 рубля, в 2015 году в размере 22 359 рублей, в 2016 году в размере 22 359 рублей. Таким образом, ответчик неправомерно получила денежные средства из окружного бюджета на общую сумму 563 587 рублей 45 копеек. В адрес ответчика 09.04.2018 года направлено уведомление с предложением добровольно возместить неправомерно полученную денежную сумму в срок до 01.10.2018 года. Однако до настоящего времени незаконно полученная ответчиком денежная сумма не возмещена. Просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение в сумме 563 587 рублей 45 копеек.
Представитель истца Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» в суд не явился, надлежаще извещён, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Александрова Н.Н. в суд не явилась, надлежаще извещена, просит рассмотреть дело в её отсутствие, с исковыми требованиями не согласна, считает, что истцом пропущен срок исковой давности, просит применить срок исковой давности и в иске истцу отказать.
Также в материалы дела представлен письменный отзыв ответчика Александровой А.А. на исковое заявление, согласно которому в соответствии со ст.11 Постановления Правительства РФ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» уполномоченные органы вправе проверять подлинность предоставленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в нем сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы и т.д. В соответствии со ст.42 указанного Постановления уполномоченный орган при принятии решения о предоставлении субсидии проводит проверку предоставленных сведений о доходах. Данная проверка осуществляется путем направления запросов. Считает, что с ее стороны не имелось злоупотребления правом. Просит в иске истцу отказать.
Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ответчик в период с 01.09.2012 по 31.03.2017 года являлась получателем мер социальной поддержки, право на получение которых определяется с учетом среднедушевого дохода семьи. При подаче заявления о назначении социальных выплат ответчик в числе необходимых документов предоставляла сведения о ведении трудовой деятельности в должности главного бухгалтера в ООО «<данные изъяты>».
Ответчиком были получены следующие социальные выплаты: субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.09.2012 года по 28.02.2014 года, с 01.04.2014 года по 28.02.2017 года на общую сумму 281 163 рубля 45 копеек; ежемесячное пособие на детей за период с 01.11.2012 года по 31.03.2017 года на общую сумму 126 501 рубль; государственная социальная помощь в 2013 года в размере 21600 рублей, в 2014 году в размере 18 120 рублей, в 2016 году в размере 20 256 рублей; единовременное пособие для подготовки детей из многодетной семьи к началу учебного года в 2012 года в размере 12 840 рублей, в 2013 году в размере 13 546 рублей, в 2014 году в размере 24 843 рубля, в 2015 году в размере 22 359 рублей, в 2016 году в размере 22 359 рублей.
Всего ответчиком получены денежные средства из окружного бюджета на общую сумму 563 587 рублей 45 копеек.
Впоследствии 04.09.2017 года ответчик обратилась в адрес губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, указав в тексте данного обращения сведения о том, что она осуществляла трудовую деятельность в ООО «<данные изъяты>» в должности главного бухгалтера с 02.05.2012 по 30.04.2017.
По результатам получения сведения о втором месте работы ответчика Филиалом Центра проведена проверка представленных ответчиком сведений о доходах для назначения мер социальной поддержки.
Государственная социальная помощь установлена ФЗ «О государственной социальной помощи», Законом автономного округа от 24.12.2007 №197-оз «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
Получателями государственной социальной помощи за счет средств бюджета автономного округа являются малоимущие семьи и малоимущие и одиноко проживающие граждане, проживающие на территории автономного округа, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, действующего на момент обращения малоимущих граждан в органы социальной защиты населения.
Для предоставления социальных выплат ответчик предоставляла сведения о доходах, позволяющего право на получение меры социальной поддержки, с места работы в ООО «<данные изъяты>».
Вместе с тем, после проверки истцом, которому стало известно о том, что ответчик имела также доход в другой организации ООО «<данные изъяты>», совокупность дохода в обеих организациях (ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>») влекло за собой отсутствие права на получение меры социальной поддержки.
В адрес ответчика 09.04.2018 года направлено уведомление с предложением добровольно возместить неправомерно полученную денежную сумму в срок до 01.10.2018 года. Однако до настоящего времени незаконно полученная ответчиком денежная сумма не возмещена.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
В статье 1102 п.1 ГК РФ дается определение неосновательного обогащения, которым является приобретение или сбережение имущество одним лицом за счёт другого лица без установленных законом оснований; без оснований, установленных иными правовыми актами либо не по сделке.
Данная норма гласит, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из анализа представленных суду документов, а именно: справок о доходах ответчика по трудовой деятельности в ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», информации о расчете среднедушевого дохода семьи ответчика для определения права на социальную выплату следует, что ответчиком неправомерно была начислена социальная выплата: субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.09.2012 года по 28.02.2014 года, с 01.04.2014 года по 28.02.2017 года; ежемесячное пособие на детей за период с 01.11.2012 года по 31.03.2017 года; государственная социальная помощь; единовременное пособие для подготовки детей из многодетной семьи к началу учебного года.
Доказательств того, что ответчик предоставляла в адрес истца сведения о двух местах своей работы и о получении дохода по двум местам работы за период предоставления ей социальной выплаты ответчик суду не представила.
Таким образом, суд считает, что требования истца о взыскании неосновательного обогащения правомерны.
Вместе с тем, ответчиком заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности и применении последствий истечения срока исковой давности.
В соответствии со ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ст.199 п.2 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу ст.200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (ст.196 п.1 ГК РФ).
Согласно ст.8 ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.
Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Оценив изложенные положения закона, суд считает, что истец имел правомочия на проведение дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи.
Согласно ответу на запрос суда из ООО «<данные изъяты>» о предоставлении сведений в отношении Александровой Н.Н. о том, производились ли отчисления в налоговую инспекцию и пенсионный фонд по заработной плате Александровой А.А. за период с 02.05.2012 года по 30.04.2017 года сообщает, что все отчисления по налогам и сборам как и отчетность по заработной плате Александровой А.А. на указанный период времени производились в бюджеты различных уровней в соответствии с требованиями налогового кодекса РФ и другими нормативными актами. В подтверждение указанных сведений в материалы дела предоставлены и судом исследованы справки о доходах физического лица за 2013-2017 года и карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2012-2017 года.
Оценив вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд считает, что сведения о доходах Александровой А.А. могли быть известны истцу и назначении государственной социальной помощи истец имел возможность проверить достоверность сведения о доходах Александровой Н.Н.
Таким образом, суд считает, что истцом при подаче иска пропущен срок исковой давности о взыскании с ответчика неосновательно полученной сумму за период с 01.09.2012 года по 16.04.2016 года, поскольку исковое заявление в суд истцом предъявлено только 16.04.2019 года.
Согласно расчету истца, который ответчиком не оспорен, ответчику с 13.05.2016 года по 17.03.2017 года была перечислена денежные средства в общей сумме 113 165 рублей 70 копеек (20 256 +2583+3795,36+2583+3795,36+2583+3795,36+2583+3671,59 +2583 +3671,59 +2583+3671,59+ 22 359 +6370,05+2619,45+7749+2619,45+2583 +102 +2619,45+2685+2619,45+2685).
Ответчик данную сумму не оспорила, доказательств в опровержение иска суду не представила.
Довод ответчика о пропуске срока исковой давности принят судом и сумма неосновательного обогащения с ответчика в пользу истца подлежит взысканию за период с 16.04.2016 года по 17.03.2017 года в общей сумме 113 165 рублей 70 копеек.
В остальной части требований иска истцу следует отказать в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
Представителем истца ходатайства о восстановлении пропущенного срока исковой давности не заявлено, доказательств уважительности причин такого пропуска не представлено, как и не представлено доказательств невозможности проверить сведения, предоставленные ответчиком при назначении социальной выплаты.
Оценив вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по обстоятельствам, изложенным выше.
На основании изложенного и руководствуясь ст.1102 ГК РФ, ст.8 ФЗ «О государственной социальной помощи», ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Александровой Натальи Николаевны в пользу Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» неосновательное обогащение в сумме 113 165 рублей 70 копеек, расходы по оплате госпошлины в сумме 3463 рубля 31 копейка.
В остальной части требований иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тюменский областной суд путём подачи апелляционной жалобы (представления) через Ленинский райсуд г. Тюмени.
Судья Бубнова О.В.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 ноября 2019 года.