Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1920/2011 ~ М-1917/2011 от 21.09.2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2011 года        город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,

с участием:

истца ПОДОПРИХИНА А.В., представителя истца адвоката ВОРОБЬЕВА А.А., регистрационный номер в реестре адвокатов Свердловской области, ордер от ДД.ММ.ГГГГ ,

представителя ответчика Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области - заместителя начальника юридического отдела ПЕТУХОВОЙ О.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1920/2011 по иску ПОДОПРИХИНА А.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ ПОДОПРИХИНУ А.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П в специальный стаж ПОДОПРИХИНА А.В. не приняты к зачету следующие периоды работы:

в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <...>

в календарном исчислении:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <...>;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <...> деятельность в указанные периоды не осуществлялась, пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, включение указанных периодов в специальный стаж не предусмотрено.

ДД.ММ.ГГГГ истец ПОДОПРИХИН А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии; признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности включить оспариваемые периоды работы в специальный стаж в соответствующем исчислении и назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований истец указал, что на протяжении всего периода службы в <...> в соответствии с должностной инструкцией <...>. Период службы подлежит принятию к зачету в льготном исчислении независимо от наименования отделения.

В период службы в <...> других должностей медицинского персонала не имелось, истец являлся единственным медицинским работником, и согласно штатному расписанию в соответствии с должностными обязанностями осуществлял врачебный прием <...> в режиме нормальной (полной) продолжительности рабочего времени в количестве 40 часов в неделю, занимался лечебной деятельностью, постоянно и непосредственно был занят медицинским обслуживанием осужденных больных. Структурное подразделение здравпункт и должность начальника здравпункта - врача введены приказом <...> от ДД.ММ.ГГГГ <...>

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении. На основании статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность и средняя заработная плата). Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФР.

Согласно статье 54 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинской или фармацевтическое образование, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельностью.

Результатом обучения на циклах повышения квалификации явилось присвоение высшей квалификационной категории, и подтверждение сертификата специалиста по специальности травматология и ортопедия.

Отсутствие в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета кода выслуги лет после 27 апреля 1998 года в качестве застрахованного лица не является основанием к отказу в досрочном назначении пенсии, поскольку предметом доказывания является тождественность выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, в которых он работал.

Истец ПОДОПРИХИН А.В. и представителя истца ВОРОБЬЕВА А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ПЕТУХОВА О.В. в судебном заседании предъявленные требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно статье 7, подпункту 20 пункта 1 статьи 28 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).

В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Принятый к зачету специальный стаж истца в учреждениях здравоохранения по нормам правового регулирования, действующим в период осуществления трудовой деятельности, составил <...> лет <...> месяцев <...> дней года <...> месяцев <...> дней.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 августа 1992 года № 634, от 23 июля 1993 года № 701, от 22 сентября 1993 года № 953) утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности и независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органах.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 предусмотрено, что врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и 6 месяцев.

В соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава СССР от 23 октября 1978 года № 1000 к лечебно-профилактическим учреждениям относятся больничные учреждения, в частности, специализированные больницы - туберкулезная больница. Больничные учреждения, предназначенные для оказания стационарной медицинской помощи, могут иметь в своем составе амбулаторию.

Согласно уточняющей справке <...> Лечебное <...> учреждение <...> от ДД.ММ.ГГГГ , истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в должности врача <...> отделения стационара <...> больницы <...>.

На протяжении всего периода службы в <...> в соответствии с должностной инструкцией врача <...> отделения стационара больницы, ПОДОПРИХИН А.В. постоянно и непосредственно был занят медицинским обслуживанием <...> больных <...>, что подтверждено записями в журналах хирургических операций.

<...> создано на основании приказа <...> от ДД.ММ.ГГГГ и является юридическим лицом. Областная <...> больница является структурным подразделением учреждения и предназначена для содержания и стационарного лечения <...> больных <...>.

На основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ уголовно-исполнительная система МВД РФ реорганизована в уголовно-исполнительную систему Минюста РФ.

ДД.ММ.ГГГГ учреждение <...> переименовано в Лечебно-исправительное учреждение для туберкулезных больных ГУИН Минюста России по Свердловской области, в дальнейшем на основании Приказа директора Федеральной службы исполнения наказаний России от ДД.ММ.ГГГГ го<адрес> учреждение переименовано в Федеральное государственное учреждение «Лечебно-исправительное учреждение ГУФСИН по Свердловской области». На основании приказа директора ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ , учреждении переименовано в Федеральное бюджетное учреждение «Лечебно-исправительное учреждение ГУФСИН по Свердловской области».

Таким образом, в судебном заседании установлено, что основными задачами учреждения являлось стационарное, амбулаторное лечение и содержание осужденных, больных активным туберкулезом; в своей структуре учреждение имело стационар, в состав которого входило фтизиохирургическое отделение. Истец проходил службу в должности врача <...> в указанном отделении стационара областной туберкулезной больницы.

Ненормативное наименование отделения «фтизиохирургическое» вместо «хирургическое торакальное» не может служить основанием для отказа истцу в защите прав на пенсионное обеспечение. Должность истца соответствует Номенклатуре должностей работников учреждений здравоохранения; наименование отделения указывает на оказание противотуберкулезной (туберкулезной) хирургической помощи больным туберкулезом.

Оспариваемый истцом период лечебной деятельности подлежит принятия к зачету в специальный стаж в льготном исчислении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 года № 130) утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяемый к периодам с 1 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года. В Списке поименованы врачи-специалисты, в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.

В соответствии с пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также в врачебных здравпунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно - учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.

Согласно уточняющей справке ФКУ «<...>» от ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в уголовно-исполнительной системе в должности <...>. Структурное подразделение «здравпункт» и должность начальника здравпункта введена приказом ГУИН Минюста России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных вопросах по ГУИН Минюста России по Свердловской области». В связи с тем, что согласно штатному расписанию в структурном подразделении «здравпункт» введена была 1 должность - начальника здравпункта (других должностей медицинского персонала не имелось), ПОДОПРИХИН А.В. в соответствии с должностными обязанностями осуществлял врачебный прием осужденных в режиме нормальной (полной) продолжительности рабочего времени в количестве 40 часов в неделю.

Изложенные в справке обстоятельства подтверждены приказом ГУИН Минюста России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных вопросах по ГУИН Минюста России по Свердловской области», согласно которому штат ведена должность начальник здравпункта - врач - 1 единица; должностной инструкцией заведующего здравпунктом <...>. В соответствии с должностной инструкцией истец обязан был оказывать первую медицинскую помощь, лицам, содержащимся в учреждении; осуществлять врачебный прием в режиме нормальной (полной) продолжительности рабочего времени в количестве 40 часов в неделю.

Федеральным законом не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в сфере медицинской деятельности; отказ истцу назначении пенсии в зависимости от правового статуса учреждения и его ведомственной принадлежности является необоснованным и ведет к ущемлению его конституционного права. Пенсия за выслугу лет медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых они осуществляли трудовую деятельность. Период работы в <...> подлежит принятию к зачету в специальный стаж в календарном исчислении.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан (статья 54).

В соответствии со статьей 63 Основ медицинские и фармацевтические работники имеют право на совершенствование профессиональных знаний. Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Выплата заработной платы и отчисление страховых взносов с Пенсионный фонд Российской Федерации в период нахождения истца на курсах усовершенствования в судебном заседании не оспаривалось. Следовательно, данные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель произвел отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. По окончанию курсов выдавались свидетельства, удостоверения и сертификаты.

Кроме того, для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в календарном исчислении.

Отсутствие в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета кода выслуги истца после даты регистрации в качестве застрахованного лица, то есть после 27 апреля 1998 года - не является основанием к отказу в назначении досрочной пенсии, поскольку предметом доказывания является тождественность выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, в которых работал истец.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что, трудовая деятельность истца в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решение комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости создает препятствие к осуществлению истцу своего конституционного права на пенсионное обеспечение и подлежит признанию незаконным, а спорные периоды - включению в специальный стаж в соответствующем исчислении.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ПОДОПРИХИНА А.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ПОДОПРИХИНУ А.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Признать за ПОДОПРИХИНЫМ А.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж ПОДОПРИХИНА А.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, следующие периоды работы: в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <...>; в календарном исчислении: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <...> - врач, служба в органах уголовно-исполнительной системы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - муниципальное учреждение здравоохранения «<...> городская больница », <...>; и назначить ПОДОПРИХИНУ А.В. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья -        М.В. ПЕСТЕРНИКОВА

2-1920/2011 ~ М-1917/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Подоприхин Александр Васильевич
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г.Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Пестерникова М.В.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
21.09.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2011Передача материалов судье
26.09.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2011Судебное заседание
29.12.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее