Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1733/2019 ~ М-1486/2019 от 11.06.2019

Дело № 2-1733/19

УИД: 51RS0003-01-2019-001956-23

Решение в окончательной форме изготовлено 09 сентября 2019 года

(с учетом выходных дней)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 сентября 2019 года                        город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи                        Лучника А.В.,

при секретаре                                Ерченко И.С.,

с участием:

представителя истца                            Скок Н.Л.,

представителя ответчика Абрамова В.Е.                Буркадзе Д.Д.,

представителя ответчика ООО «ГЦРУ»                Чернова С.В.,

представителя третьего лица КГиТР администрации         Беляевой В.С.,

города Мурманска

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Мурманска к Абрамову ВЕ, обществу с ограниченной ответственностью «Городской центр ритуальных услуг» о возложении обязанности прекратить деятельность по использованию здания, демонтировать вывеску,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Мурманска обратилась в суд с иском к Абрамову В.Е. о возложении обязанности прекратить деятельность по использованию здания, демонтировать вывеску.

В обоснование заявленных требований указано, что в администрацию города Мурманска поступила жалоба гражданина о возможном нарушении санитарных норм, при размещении здания похоронного назначения в районе дома 20 по ул. Радищева в городе Мурманске. Администрация города Мурманска 15.04.2019 провела осмотр и установила следующее.

На земельном участке с кадастровым номером 51:20:0002015:35 расположено предприятие по оказанию ритуальных услуг, что не соответствует основному виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1), и является нарушением пунктов 3.2.6, 3.3.1, 10.1.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 01.11.2011 № 41 -547.

Собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: город Мурманск, улица Радищева, дом 20, является Абрамов В.Е. За указанное нарушение Абрамов В.Е был привлечен к административной ответственности по статье 11.1 Закона Мурманской области об административных правонарушениях от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО, однако привлечение к административной ответственности результатов не принесло, вывеска не демонтирована и предприятие продолжает предоставлять услуги как «Городской центр ритуальных услуг». Тем самым Абрамов В.Е нарушает общественный порядок и законодательство города Мурманска.

До настоящего времени заявления от собственника вышеуказанного здания о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства «бытовое обслуживание» в целях возможности размещения объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (бани, похоронные бюро), в адрес Комитета не поступало. Согласно действующему техпаспорту спорное здание должно использоваться как ММУП «Специализированное здание трест дорожного строительства и благоустройства».

Ссылаясь на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки муниципального образования, город Мурманск, просила обязать Абрамова В.Е. с даты вступления в законную силу решения суда прекратить деятельность по использованию здания, расположенного по адресу: город Мурманск, улица Радищева, дом 20, под предприятие «Городского центра ритуальных услуг»; обязать Абрамова В.Е. с даты вступления в законную силу решения суда демонтировать вывеску с надписью: «Городской центр ритуальных услуг».

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Городской центр ритуальных услуг», расположенное и осуществляющее деятельность в указанном выше здании. В судебном заседании представитель истца уточнила, что исковые требования предъявляются администрацией города Мурманска к обоим ответчикам.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования по основаниям и доводам, приведенным в исковом заявлении. Также в ходе судебного разбирательства приводила доводы о том, что вывод о наличии в здании предприятия бытового обслуживания, в частности, похоронного бюро, сделан истцом 15 апреля 2019 года по итогам проведенного сотрудниками КГиТР администрации города Мурманска наружного осмотра здания в связи с наличием на нем таблички с надписью «Городской центр ритуальных услуг». В судебном заседании, состоявшемся 19 августа 2019 года, пояснила суду, что из себя представляет похоронное бюро. В качестве доводов, подтверждающих наличие в здании похоронного бюро, указала на виды экономической деятельности ООО «Городской центр ритуальных услуг», на информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ООО «Городской центр ритуальных услуг», а также на фотографию, сделанную в апреле 2019 года при направлении обращения в органы прокуратуры. Также указала, что вывеска размещена на здании без согласования проектной документации со структурным подразделением администрации города Мурманска, уполномоченным в сфере градостроительства и территориального развития.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска (далее – КГиТР администрации города Мурманска) Беляева В.С. в судебном заседании поддержала заявленные истцом требования

Представитель ответчика Буркадзе Д.Д. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям и доводам, приведенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 111-113). В отзыве, в частности указал, что сотрудники КГиТР администрации города Мурманска провели осмотр земельного участка, путем фотофиксации наружной части фасада здания (без осмотра соответствующей территории), расположенного по адресу город Мурманск, улица Радищева, дом 20. При этом акт не содержит какие-либо фактические обстоятельства, а лишь цитирует нормы Градостроительного кодекса РФ и муниципальных регламентов. По итогам осмотра лицевой части фасада здания сотрудники Комитета пришли к выводу, что вышеуказанный земельный участок используется без получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объектов капитального строительства «бытовое обслуживание», что, по их мнению, противоречит установленной основной территориальной зоне с кодировкой Ж-1. Однако доказательств использования земельного участка как условно разрешенный вид использования «бытовое обслуживание» к акту не приложено, в тексте на них ссылки отсутствуют, фактические обстоятельства акт не содержит, причины, по которым составители акта пришли к заключительному выводу, также не известны, из акта не следуют. Подчеркивал, что стороной истца в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кроме доводов, изложенных в акте визуального осмотра лицевой части фасада здания от 15.04.2019, других доказательств неправильного использования земельного участка в материалы дела не представлено, в исковом заявлении не приведено.

Представитель ООО «Городской центр ритуальных услуг» в судебном заседании также не согласился с предъявленными исковыми требованиями, представил письменный отзыв на исковое заявление. Указал, что доводы истца о том, что в арендуемых ООО «Городской центр ритуальных услуг» помещениях расположено похоронное бюро, не соответствуют действительности, поскольку указанные помещения представлены обществу под салон-магазин. Также указал, что в ходе судебного разбирательства было проведено комиссионное обследование здания, по итогам которого установлено, что в помещениях расположен салон-магазин по продаже ритуальной атрибутики. Также указал, что размещенная обществом вывеска с наименованием общества в настоящее время проходит процедуру согласования в КГиТР администрации города Мурманска, поскольку ранее сотрудники комитета отказывали в принятии документов. В связи с изложенным, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Третье лицо Комитет имущественных отношений города Мурманска о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, письменного мнения по заявленным требованиям суду не представил.

Выслушав участвующих в деле лиц, осмотрев доказательства, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, обозрев материалы дел об административных правонарушениях, суд приходит к следующему.

В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Так, частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Согласно части 2 указанной статьи в состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами; 4) зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами; 5) зоны жилой застройки иных видов.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства (часть 3 данной статьи).

Частью 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Как установлено частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Согласно части 2 указанной статьи применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).

Как следует из правовой позиции, высказанной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, земельный участок с кадастровым номером 51:20:0002015:35, площадью 1354 кв.м., расположенный по адресу: город Мурманск, улица Радищева, с размещенным на нем зданием № 20, отнесен к категории земель «земли населенных пунктов» с разрешенным видом использования «для объектов общественно-делового значения», находится в собственности муниципального образования город Мурманск, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 33-37). На земельный участок наложено обременение в виде аренды, зарегистрированной 29 ноября 2016 года на основании договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды № 12510 от 28.10.2016.

Также судом установлено, что в соответствии с условиями договора аренды земли № 12510 от 28.10.2016 Комитет имущественных отношений (арендодатель) сдал, а Абрамов В.Е. (арендатор) принял в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 51:20:0002015:35, площадью 1354 кв.м. (л.д. 55-59).

Земельный участок в установленных границах обследован и имеет следующие характеристики: а) административное здание (пункт 1.2 договора).

Земельный участок входит в территориальную зону с видом разрешенного использования: земли под административно-управленческими и общественными объектами и земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения (пункт 1.3 договора).

Договор аренды заключен на срок с 28.10.2016 по 30.06.2020 (пункт 1.4 договора).

Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск, земельный участок с кадастровым номером 51:20:0002015:35, расположен в пределах территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1).

Материалами дела подтверждено, что нежилое административное здание, расположенное по адресу: город Мурманск, улица Радищева, дом 20, находится на указанном выше земельном участке и находится в собственности Абрамова В.Е. (л.д. 38-41, 158).

Часть нежилого здания передана собственником Абрамовым В.Е. по договору аренды от 01 февраля 2019 года ООО «Городской центр ритуальных услуг» для использования под салон-магазин по продаже ритуальных принадлежностей (л.д. 150-153).

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами в ходе судебного разбирательства оспорены не были.

Обращаясь с настоящим исковым заявлением, истец указал, что в здании, расположенном по адресу: город Мурманск, улица Радищева, дом 20, размещено предприятие по оказанию ритуальных услуг, а именно предприятие бытового обслуживания, в частности, похоронное бюро с прощальным (ритуальным) залом, что не соответствует основному виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1). А поскольку деятельность похоронных бюро отнесена к условно разрешенным видам использования и ответчиками не было получено в установленном порядке такое разрешение, использование здания в качестве похоронного бюро подлежит прекращению.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований исключительно в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Решением Совета депутатов города Мурманска от 01 ноября 2011 года № 41-547 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск (далее – Правила).

Данные Правила определяют, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства – это устанавливаемые градостроительными регламентами для соответствующей территориальной зоны допустимые виды использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1.1.1 Правил).

Правила устанавливают следующую кодировку территориальных зон и, в частности, жилых зон: Ж-1 – Зона застройки многоэтажными многоквартирными домами; Ж-2 – Зона застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами; Ж-3 – Зона застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки; Ж-4 – Зона индивидуальной жилой застройки (статья 8.2 Правил).

Пунктом 10.1.1.1. Правил регулируются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами (Ж-1), включающие, в том числе:

Наименование вида разрешенного использования земельного участка

Описание вида разрешенного использования земельного участка

Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

Бытовое обслуживание

Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, парикмахерские, прачечные, химчистки)

Магазины

Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 600 кв. м

Условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства

Бытовое обслуживание

Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (бани, похоронные бюро)

Согласно пункту 3.2.6 Правил в случаях, если правообладатель земельных участков и объектов капитального строительства выбирает вид использования из числа условно разрешенных настоящими Правилами для соответствующей территориальной зоны, необходимо получение разрешения в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами.

Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск (пункт 3.3.1 Правил).

Отношения, связанные с погребением умерших, а также основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Пунктом 1 статьи 25 данного Федерального закона установлено, что гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

Вместе с тем, законодательство не содержит определения термина «похоронное бюро».

Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), утвержденным приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст, входящим в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации, определено, что услуги похоронных бюро 96.03.12 включают в себя: - услуги по организации церемоний похорон и кремации; - услуги по погребению и эксгумации; - услуги по бальзамированию, предоставлению ритуальных залов; - транспортирование трупов; - услуги похоронных бюро для домашних животных.

Таким образом, для определения того, размещено ли в здании, расположенном по адресу: город Мурманск, улица Радищева, дом 20, похоронное бюро, необходимо определить, оказываются ли в данном здании указанные выше услуги, которые могут свидетельствовать о наличии в здании похоронного бюро.

Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Городской центр ритуальных услуг» подтверждено, что основным видом деятельности общества является 96.03 Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (л.д. 124-126).

Эта группировка включает: - захоронение и кремацию тел людей и трупов животных и связанную с этим деятельность: подготовку умерших к захоронению или кремации и бальзамирование, услуги гробовщиков; - предоставление услуг по похоронам или услуг кремации; - аренду оборудованного места в ритуальном зале; - сдачу в аренду или продажу мест для захоронения; - обслуживание могил и мавзолеев; - изготовление надгробных сооружений из различных материалов и ритуальных принадлежностей. Эта группировка также включает: - сооружение склепов и мемориальных комплексов; - изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд и т.п.; - высечку барельефов, выполнение графических портретов на памятниках, скульптурные работы и т.п., выполнение надписей. Эта группировка не включает: - озеленение кладбищ; - предоставление религиозных ритуальных услуг.

В ходе судебного разбирательства протокольным определением суда частично удовлетворено заявленное стороной истца ходатайство (л.д. 168-169), назначено комиссионное обследование здания, расположенного по адресу: город Мурманск, улица Радищева, дом 20, с целью установления обстоятельств, могущих свидетельствовать о наличии или отсутствии в данном здании похоронного бюро. При этом судом отказано в определении комиссией технического состояния арендуемого помещения, пригодности его к эксплуатации, определении возможной цены при продаже (сдаче в аренду), поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения для разрешения спора.

Как следует из акта комиссионного обследования, поступившего в адрес суда 15 августа 2019 года, комиссией в составе представителей администрации города Мурманска, комитета по строительству администрации города Мурманска, КГиТР администрации города Мурманска, управления Октябрьского административного округа города Мурманска, ООО «Городской центр ритуальных услуг» проведено обследование части указанного нежилого здания. В помещении расположен салон-магазин по продаже ритуальной атрибутики, принадлежащий на основании договора аренды ООО «Городской центр ритуальных услуг». В ходе обследования установлено, что нарушений, оказывающих влияние на безопасность здания, прочность и надежность несущих конструкций, не выявлено.

Как предусмотрено частью 1 статьи 58 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд может произвести осмотр и исследование письменных или вещественных доказательств по месту их хранения или месту их нахождения в случае невозможности или затруднительности доставки их в суд.

В целях полного и объективного рассмотрения дела судом в соответствии со статьей 58 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведен осмотр доказательств на месте, а именно наружный осмотр здания, расположенного по адресу: город Мурманск, улица Радищева, дом 20, и осмотр помещений данного здания.

По итогам осмотра здания судом не обнаружены какие-либо доказательства, свидетельствующие об оказании в данном здании услуг похоронного бюро. Представителями истца, третьего лица КГиТР администрации города Мурманска в ходе осмотра также не указано на наличие каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии в здании похоронного бюро.

Также в ходе осмотра доказательств судом допрошена в качестве свидетеля сотрудница ООО «Городской центр ритуальных услуг» ФИО, работающая в данном здании с февраля 2019 года. Данный свидетель сообщила суду, что ООО «Городской центр ритуальных услуг» занимается продажей товаров ритуального назначения, а также организацией предоставления таковых услуг в соответствии с прейскурантом. Пояснила, что в перечень продаваемых обществом товаров входят: вазы, гробы, комплекты в гроб, кресты, лампадки, наборы для морга, одежда, стропы для опускания гроба, таблички на крест. Сообщила, что со времени устройства на работу в данную организацию ей ничего не было известно и она сама не наблюдала, чтобы в данном здании оказывались услуги по погребению и эксгумации, организации церемоний похорон и кремации, по бальзамированию трупов, предоставлению ритуальных залов. Что касается транспортирования трупов, пояснила, что данная услуга оказывается, при этом трупы перевозятся из морга до места захоронения с возможным заездом в церковь либо до аэропорта, однако умерших при этом не привозят в здание, расположенное по адресу: город Мурманск, улица Радищева, дом 20, поскольку необходимость в этом отсутствует, не завозят во дворы, поскольку это не предусмотрено прейскурантом. Также пояснила, что в прейскурант общества внесены услуги по предоставлению ритуального зала АО «Бюро спецобслуживания» по адресу: город Мурманск, улица Радищева, дом 29, однако фактически они не оказываются, поскольку руководство не смогло договориться с данным акционерным обществом. Вместо этого заказчикам предоставляется возможность заказать данную услугу в АО «Бюро спецобслуживания», которое, фактически, предоставляет зал для прощания с усопшими. Сообщила, что в салоне имеются визитки и буклеты сотрудничающих с обществом организаций, в том числе АО «Бюро спецобслуживания», ресторанов, мастерских по изготовлению и установке памятников, чтобы граждане могли связаться с данными организациями по другим вопросам, касающимся похорон.

Суд доверяет показаниям допрошенного в судебном заседании свидетеля, поскольку показания свидетеля последовательны, логичны и согласуются с иными материалами дела, свидетель предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, оснований для оговора не установлено.

В силу положений статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, оценивая объяснения участников процесса, данные ими в судебном заседании, а также показания допрошенного в судебном заседании свидетеля, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку стороной истца не представлены доказательства оказания в здании, расположенном по адресу: город Мурманск, улица Радищева, дом 20, услуг похоронного бюро, а также каких-либо иных доказательств того, что в данном здании находится похоронное бюро.

При этом суд не принимает доводы стороны истца о наличии в указанном здании похоронного бюро в связи с наличием на нем вывески с надписью «Городской центр ритуальных услуг» (л.д. 30-32), поскольку данная вывеска не свидетельствует и не подтверждает, что в здании, с учетом изложенных выше обстоятельств, находится похоронное бюро.

По указанным основаниям не подтверждают исковые требования администрации города Мурманска и указание на основной вид экономической деятельности ответчика ООО «Городской центр ритуальных услуг», выписка из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с сайта ответчика, а также факт привлечения Абрамова В.Е. к административной ответственности, предусмотренной статьей 11.1 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» (Нарушение установленных правил землепользования и застройки).

Что касается представленной фотографии здания, приложенной к обращению в прокуратуру Мурманской области от 05 апреля 2019 года, содержащей вывеску «Прощальный зал», то в ходе осмотра доказательств судом данная табличка не обнаружена. Сторона истца также не отрицала, что в настоящее время данной вывески не имеется. При этом суд учитывает, что само по себе наличие данной вывески не являлось однозначным и достоверным доказательством оказания в данном здании услуг похоронного бюро.

Также суд учитывает, что Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области проведена проверка деятельности ООО «Городской центр ритуальных услуг» в рамках дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), в рамках которого при изучении представленных материалов и обследовании помещений ООО «Городской центр ритуальных услуг» не выявлено наличие помещения с функциональным назначением «Зал прощаний», что послужило основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения. Указанный зал не выявлен и в ходе произведенного судом осмотра доказательств.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения данных требований.

Разрешая исковые требования о демонтаже вывески с надписью «Городской центр ритуальных услуг», суд приходит к следующему.

Решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее – Правила благоустройства).

Пункт 2.9 Правил благоустройства определяет, что вывеска – это информационная конструкция, содержащая визуальную информацию об организациях, индивидуальных предпринимателях или об обобщенном наименовании группы товаров без выделения конкретного товара среди ряда однородных товаров, размещаемая в месте производства или реализации таких товаров в форме различных типов средств размещения информации, определенных для ее размещения в зависимости от ее статуса, обязательная к донесению до потребителя в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (адрес), режим ее работы), или иная, предусмотренная обычаями делового оборота и не относимая распорядительными и нормативными актами Российской Федерации к рекламе.

Средства размещения информации – это конструкции, сооружения, технические приспособления, художественные элементы и другие носители, предназначенные для распространения информации, за исключением рекламы (пункт 2.7.8 Правил благоустройства).

Статьей 5.2 Правил благоустройства к элементам благоустройства отнесены, в числе прочего, рекламные конструкции и средства размещения информации (информационные конструкции).

В рамках решения задачи обеспечения качества городской среды на территории города Мурманска размещаются средства размещения информации (информационные конструкции), включающие, в том числе, конструкции и указатели сведений в целях информирования третьих лиц о наименовании юридического лица, индивидуального предпринимателя (в том числе, не совпадающем с фирменным наименованием), виде деятельности, типе, профиле юридического лица, индивидуального предпринимателя и коммерческом обозначении данных лиц (далее - вывеска) (пункт 5.2.10.1 Правил благоустройства).

Как установлено пунктом 5.2.10.6 Правил благоустройства, рекламные и информационные конструкции должны быть спроектированы, изготовлены и установлены в соответствии с разделом 8 настоящих Правил и требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.

Установка и эксплуатация средств размещения информации и рекламы в городе Мурманске допускается только после согласования дизайн-проекта по информационно-рекламному оформлению элементов благоустройства, а также зданий, строений, сооружений, (далее - дизайн-проект) структурным подразделением администрации города Мурманска, уполномоченным в сфере градостроительства и территориального развития (пункт 8.2.2.1 Правил благоустройства).

Пунктом 10.5.2 Правил благоустройства предусмотрено, что реконструкция и (или) ремонт фасадов зданий и (или) сооружений, связанные с заменой или устройством отдельных его деталей или элементов (козырьков, навесов, крылец, ступеней, приямков, решеток на окнах, остекления лоджий, балконов, дверных и оконных заполнений, облицовки, оконных, дверных или арочных проемов), окраска фасадов осуществляются в соответствии с архитектурным решением фасада, предусмотренным соответствующей проектной документацией, согласованной в установленном настоящими Правилами порядке.

Пунктом 10.5.9 Правил благоустройства запрещается:

- самовольное возведение хозяйственных и вспомогательных построек, в том числе дровяных сараев, будок, гаражей, голубятен, теплиц;

- осуществление самовольного технического изменения конструкций балконов, лоджий;

- размещение на зданиях и сооружениях объявлений, афиш, рекламных и агитационных материалов, надписей, рисунков, других графических изображений;

- изменение архитектуры здания (упразднение, замена одних архитектурных деталей другими (отличными от первоначальных), устройство новых архитектурных деталей, пробивка и заделка проемов, изменение формы и рисунка переплетов окон, лоджий и балконов, изменение цветового решения) без согласования со структурным подразделением администрации города Мурманска, уполномоченным в сфере градостроительства и территориального развития;

- при перепланировке изменение архитектурного облика объектов капитального строительства в нарушение требований соответствующей проектной документации;

- применение указателей наименований элементов улично-дорожной сети и номеров объектов адресации (адресные указатели) с отклонением от установленного образца.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, на здании, расположенном по адресу: город Мурманск, улица Радищева, дом 20, размещена вывеска, содержащая надпись «Городской центр ритуальных услуг».

Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Как следует из материалов дела, 08 августа 2019 года в КГиТР администрации города Мурманска поступили документы для согласования дизайн-проекта наружного оформления здания «Городской центр ритуальных услуг», которые подлежат рассмотрению в установленном Правилами благоустройства порядке.

При таких обстоятельствах, учитывая необходимость соблюдения ответчиком законодательства о защите прав потребителей и исполнения возложенных данным законом обязанностей, а также то, что стороной истца не приведено каких-либо доказательств того, что данная вывеска не соответствует требованиям раздела 8 Правил благоустройства, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о демонтаже вывески.

Также вопреки доводам истца, изложенным в письменных пояснениях к исковому заявлению (л.д. 12), город Мурманск не имеет собственного законодательства, поскольку в муниципальном образовании отсутствует собственный законодательный орган. Совет депутатов муниципального образования город Мурманск, являющийся представительным органом города Мурманска, не является органом законодательной власти и не наделен полномочиями по принятию законов.

Доводы о нарушении Абрамовым В.Е. общественного порядка, в связи с чем последний был привлечен к административной ответственности, а также иные доводы истца не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не имеют правового значения при рассмотрении настоящего спора.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований администрации города Мурманска к Абрамову ВЕ, обществу с ограниченной ответственностью «Городской центр ритуальных услуг» о возложении обязанности прекратить деятельность по использованию здания, демонтировать вывеску – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                        А.В. Лучник

2-1733/2019 ~ М-1486/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация города Мурманска
Ответчики
ООО «Городской центр ритуальных услуг»
Абрамов Владимир Евгеньевич
Другие
Буркадзе Давид Джумбериевич
Комитет по градостроительству и территориальному развитию администрации г. Мурманска
Комитет имущественных отношений г. Мурманска
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Лучник Александр Викторович
Дело на странице суда
len--mrm.sudrf.ru
11.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2019Передача материалов судье
14.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.07.2019Предварительное судебное заседание
01.08.2019Судебное заседание
19.08.2019Судебное заседание
03.09.2019Судебное заседание
09.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2019Дело оформлено
05.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее