дело № 2-4279/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«09» ноября 2018 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зиминой А.Е.
при секретаре Коробовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полякова Сергея Васильевича к Администрации г.о. Красноармейск Московской области о признании действий незаконными, признании права, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для включения в подпрограмму государственных обязательств,
установил:
Истец Поляков С.В. обратился в суд с требованиями о признании незаконным отказа Главы городского округа Красноармейск Московской области от 13.04.2018, выраженного в письме № 118ТГ-920 от 13.04.2018г., в принятии Полякова С.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилых условий жилой площадью за счет средств федерального бюджета, как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1987; признании за Поляковым С.В. право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года М 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; об обязании Администрации городского округа Красноармейск Московской области повторно рассмотреть заявление Полякова С.В. о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий жилой площадью за счет средств федерального бюджета, как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986.
В обоснование иска указано, что истец участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году. С 20.04.2017 зарегистрирован и проживает у своих знакомых по адресу: <адрес> в собственности и на условиях соц.найма жилья не имеет. 03.04.2018 им было подано заявление в администрацию г.о. Красноармейск о постановке на учет по улучшению жилищных условий, в котором ему было отказано в признании истца нуждающимся в приобретении жилых помещений по тем основаниям, что это возможно только при условии проживания в данном населенном пункте не менее 5 лет и при признании малоимущим. На повторное заявление Глава городского округа Красноармейск Московской области письмом от 13.04.2018 так же отказал повторно в принятии на учет нуждающимся в жилых помещениях.. Вместе с тем. истец ранее не использовал право на получение жилья за счет бюджета РФ как ликвидатор катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В судебном заседании истец Поляков С.В. и его представитель заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, при этом пояснили, что истец подпадает под категорию граждан в силу его статуса участника ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и отсутствия у него жилого помещения, как в собственности, так и по соц.найму. Закон №1244-1 от 15.05.1991 является специальной нормой прямого действия, что неоднократно разъяснял Конституционный Суд РФ в отношении аналогичной с истцом категории граждан (л.д.85-86).
Представитель администрации г.о. Красноармейска МО по доверенности Неудахина О.И. с иском не согласилась, поддержала представленные ранее суду письменные возражения на иск, в которых указала, что самого специального статуса истца как участника ликвидации последствий чернобыльской катастрофы не достаточно. Помимо этого статуса он должен стоять на учете нуждающихся при соблюдении предусмотренных Жилищным Кодексом РФ и Законом субъекта – Закон МО от 12.12.2005 №260/20015-ОЗ (л.д.25-32).
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
Данный Закон РФ гарантирует указанным в нем категориям граждан обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 2 части первой статьи 14, пункт 1 части первой статьи 15, пункт 7 части первой статьи 17).
Постановлением от 30 января 2013 года N 3-П Конституционный Суд дал оценку конституционности пункта 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"., конституционность данного нормативного регулирования была оценена в той мере, в какой перечисленным категориям граждан не гарантируется возможность обеспечения жильем за счет получения из средств федерального бюджета соответствующей социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) наравне с гражданами, также относящимися к указанным категориям, но принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Принятым решением оспариваемое законоположение признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой установленный им правовой механизм обеспечения жилыми помещениями указанных категорий граждан не гарантирует равным образом - вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 1 января 2005 года или после этой даты) - однократное предоставление жилых помещений всем относящимся к этим категориям гражданам.
Из содержания статей 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", определяющих указанную жилищную льготу и категории граждан, имеющих право на ее получение, видно, что федеральным законодателем при переходе с 1 января 2005 г. к новому правовому регулированию обеспечения мерами социальной поддержки предусмотрены одинаковые гарантии по обеспечению жильем для всех перечисленных в названных статьях категорий граждан, без установления различий в зависимости от правового статуса этих лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям.
Указанные меры социальной поддержки являются расходными обязательствами РФ, порядок финансирования расходных обязательств устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 гг." предусмотрено, что граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются путем получения социальной выплаты из федерального бюджета, удостоверяемой соответствующим сертификатом.
Как следует из материалов дела, истец Поляков С.В., 22.03.1960 года рождения, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году – удостоверение серии Р №077835 от 22.07.2016 (л.д. 14).
Удостоверение является бессрочным и действует на всей территории РФ.
С 20.04.2017 истец зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. 19).
Собственником указанного жилого помещения является Вербанов А.О. (л.д.61).
Истец Поляков С.В. не является членом семьи собственника, как пояснил Поляков С.В., Вербанов А.О. является его другом.
Установлено, что истец Поляков С.В. жилых помещений на праве собственности или на условиях социального найма не имеет (л.д. 15).
На обращения Полякова С.В. от 09.03.3018 и от 03.04.2018 в администрацию г.о. Красноармейск МО с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий с учетом статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1987 году (л.д.6-8, 9-13) письмом от 28.03.2018 №20ТГ-4252/2.1 и письмом от 13.04.2018 №118ТГ-920 Главы г.о. Красноармейск МО, Полякову С.В. разъяснено, что на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как место жительства на территории МО (г.о. Красноармейск МО) менее пяти лет, истец и члены его семьи не признавались малоимущими гражданами (л.д. 16-18, 63-65).
Истец полагает данные ответы фактическим отказом в удовлетворении его заявлений.
Представитель ответчика пояснила, что данные письма носят разъяснительный характер относительно условий, при которых истец имеет право для постановки на жилищный учет.
Положениями ч. 3 ст. 52 ЖК РФ обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Частью 2 названной статьи установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
При этом, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.Из указанных положений закона следует, что жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.
Таким образом, Жилищный кодекс РФ устанавливает различные требования для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма: жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, которые не только являются нуждающимися в жилых помещениях, но и признаны малоимущими; жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Как установлено судом, истец на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, жилым помещением не обеспечивался, в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (категория - граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и приравненные к ним лица) не участвовал и не получал социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспорены стороной ответчика.
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Установленные по делу обстоятельства подтверждают наличие оснований для признания истца нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с чем он имеет право на улучшение жилищных условий за счет средств бюджета Российской Федерации, поскольку его право на такое обеспечение предусмотрено Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Судом отклоняются доводы Администрации, изложенные в ответах истцу на его обращения, о том, что его право на постановку на учет по указанному им основанию зависит от признания его малоимущим и проживании на территории МО не менее 5 лет, поскольку, как следует из положений ч.4 ст. 49 ЖК РФ, закон различает граждан, являющихся малоимущими и которым предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, и граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда. В последнем случае право гражданина на обеспечение жилым помещением должно быть предусмотрено федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", финансирование расходов по его реализации осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является специальным законом прямого действия, непосредственно регулирующим весь спектр правоотношений, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Расходы на его реализацию учтены в федеральном бюджете.
Из содержания заявлений истца в администрацию усматривается, что он при обращении в Администрацию просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не как малоимущего и не за счет средств муниципального бюджета, а как имеющего право на обеспечение жилым помещением, которое установлено в федеральным законом и за счет федерального бюджета по Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в силу ст.15 которого в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жилым помещением у гражданина-участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС является нуждаемость в улучшении жилищных условий, не устанавливая при этом требований к длительности проживания соответствующей категории граждан на территории того или иного субъекта Российской Федерации и признания их малоимущими.
Учитывая установленный порядок рассмотрения заявлений граждан о постановке на жилищный учет, фактически заявления истца от 09.03.3018 и от 03.04.2018 до настоящего времени по существу не рассмотрены.
В соответствии со статьей 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Реализация гражданином данного права регулируется Федеральным законом от дата N 59 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу норм Федерального закона от дата N 59 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9), государственный орган, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (п. 4 ч. 1 ст. 10).
Порядок постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 54 ЖК РФ, решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи
Такого решения, принятого в форме постановления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении или об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по заявлениям истца не выносилось. Ответ Главы администрации таким решением не является.
Как пояснил суду сам истец, указанные в ответах Главы Администрации и приложенные ответчиком в пакет документов, переданных суду, ему не вручались, так как устно было заявлено о том, что он не соответствует условиям постановки на учет.
Представитель Администрации пояснила суду, что вопрос постановки истца на жилищный учет в установленном порядке жилищной комиссией не рассматривался, как следует из содержания ответов главы администрации, они носят разъяснительный и консультационный характер по фактическим обстоятельствам, указанным истцом в его заявлениях.
Такие действия администрации нельзя признать правомерными, при установленной по делу правовой ситуации оспариваемый истцом ответ Администрации не является решением по заявлению истца о постановке его на жилищный учет, не соответствует требованиям действующего законодательства РФ и нарушает права и законные интересы истца.
Доводы представителя ответчика о том, что истец не обращался в установленном порядке о постановке его на жилищный учет, суд отклоняет, поскольку из текста ответа должностного лица не усматривается, что истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги по основаниям, предусмотренным соответствующим регламентом.
При изложенных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Полякова Сергея Васильевича к Администрации г.о. Красноармейск Московской области о признании действий незаконными, признании права, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для включения в подпрограмму государственных обязательств удовлетворить.
Признать неправомерным ответ Главы городского округа Красноармейск Московской области от 13.04.2018 на заявление Полякова Сергея Васильевича о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилых условий жилой площадью за счет средств федерального бюджета, как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Признать за Поляковым Сергеем Васильевичем право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Обязать Администрацию г.о. Красноармейск Московской области рассмотреть вопрос о постановке Полякова Сергея Васильевича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилых условий жилой площадью за счет средств федерального бюджета как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 29 ноября 2018 года.
Судья