Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-48/2020 от 03.03.2020

Дело №12-48/2020

РЕШЕНИЕ

21 мая 2020 года                            г. Михайловка

Судья Михайловского районного суда Волгоградской области Солодкий Р.С., по адресу: Волгоградская область город Михайловка улица Коммуны дом № 160, с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Адрес ФИО3, Номер от 16 декабря 2019 года, по делу об административном правонарушении, в отношении ФИО1, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия ФИО3, Номер от 16 декабря 2019 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой в районный суд, в обоснование которой указано, что протокол об административном правонарушении в его присутствии не составлялся и копия протокола в его адрес не направлялась

дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом в его отсутствие при этом он не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела

в постановлении отсутствуют доводы, на основании которых именно он привлечен к административной ответственности а не иные собственники земельного участка.

Просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 при рассмотрении жалобы не оспаривая факт допущенного административного правонарушения, указал на завышенный размер административного штрафа.

Выслушав мнение участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, прихожу к следующему.

В силу положений ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования и охраны земель, имеющих определенное целевое назначение.

Согласно ч. 2 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:

осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;

соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;

представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;

информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;

выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия: 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачиваний., вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации: 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 №369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации.

Согласно указанному Постановлению Правительства Российской Федерации, неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

При рассмотрении жалобы установлено, что правообладателями земельного участка, кадастровый Номер, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир обл. Волгоградская, р-н Михайловский, Адрес, участок находится примерно в 7,5 км, по направлению на северо-восток от ориентира, почтовый адрес Адрес, являются: КФХ ФИО4;- ФИО5; ФИО6, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Дата между ФИО4 с одной стороны, именуемым в дальнейшем Арендодатель, и ФИО1 с другой, именуемым в дальнейшем Арендатор, заключен договор аренды земельного участка, согласно которого Арендодатель передал, а Арендатор принял в аренду земельный участок общей площадью 48 га, кадастровый Номер, принадлежащий ФИО4, ФИО5, ФИО6 для посева зерновых и масленичных культур.

Согласно п. 3.2 указанного договора, Арендатор обязан, в том числе, повышать плодородие почв и не допускать ухудшения экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающих территориях; осуществлять комплекс мероприятий по рациональному использованию и охране земель.

Срок действия договора установлен сторонами 11 месяцев с момента его подписания, в случае, если ни одна из сторон не заявит о расторжении договора, он считается пролонгированным на каждые последующие 11 месяцев (п.7).

Кроме того, Дата ФИО4, ФИО5, ФИО6 дали письменное разрешение ФИО1на сенокошение и выпас мелкого рогатого скота на земельном участке с кадастровым номером 34:16:120006:132.

В целях рассмотрения обращения администрации городского округа город Михайловка Вогоградской области, поступившего в Управление Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (далее Управление) вх. Номер от Дата, содержащего сведения о признаках нарушения на земельном участке из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, по распоряжению И.о. руководителя Управления, Дата должностным лицом Управления был произведен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:16:120006:132, общей площадью 48 га, расположенного на территории Безымянского сельского поселения Михайловского района Волгоградской области.

10 июля 2019 года в ходе осмотра вышеуказанного земельного участка было выявлено, что участок не обрабатывается, зарос сорной растительностью (овсюг, полынь, ярутка полевая, пастушья сумка, ковыль, пырей, осот, и др.) высотой от 20 до 70 см. и деревьями (клен, дуб и др.) высотой от 70 до 120 см. По результатам измерения лазерным дальномером DeWALT площадь зарастания составила 48 га. В местах нарушения были отсняты точки с географическими координатами при помощи GPS навигатора Garmin DAKOTA 20 (50,034254 43,377685. 50.030794 43.380453. 50,027390 43.368587. 50.030932 43.366377).

Следы проведения агротехнических мероприятий (вспашка, боронование, посев сельскохозяйственных культур, скашивание растительности и пр.) на земельном участке на момент осмотра отсутствовали. Следы выпаса скота отсутствовали. Земельный участок по всей площади задернован и закочкарен.

ФИО1 не обеспечил надлежащее выполнение установленных требований действующего законодательства РФ, а именно нарушены п. 1 п. 2 ч. 1 ст. 13 Земельного Кодекса РФ от 25 октября 20101 года № 136 ФЗ, согласно которым собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, загрязнения химическими веществами, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель, абз. 2, абз., 7, абз. 8, си. 42 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года № 136 ФЗ, согласно которым собственники земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевыми способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно – гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнения, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, ст. 8 ФЗ от 16 июля 1998 года № 101 – ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», согласно которой собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий, представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании, п.п. 3,5 ст. 11 ФЗ от 16 июля 1998 года № 101 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», согласно которым обследования плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по следующим основным направлениям: проведение учета показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения, разработка планов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, п. 1,2, п. 1.5 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 04 мая 2010 года № 150 «Об утверждении порядка государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения», согласно которым государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения включает в себя сбор и обобщение результатов почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого – токсилогического обследований земель сельскохозяйственного назначения, учет показателей проводится в состоянии со следующими показателями: общие показатели, физические и химические показатели, показатели загрязнения почв.

Таким образом, ФИО1 не выполнил установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от водной и ветровой эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

По данному факту должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении Номер от 20 ноября 2019 года в отношении ИП главы крестьянского хозяйства ФИО7 по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

16 декабря 2019 года вынесено обжалуемое постановление, в соответствии с которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Факт выявленного административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, в том числе: обращением Админситарции в Управление Россельхознадзора, актом выезда должностного лица Управления Россельхознадзра на место от 10 июля 2019 ода с фототаблицей к нему, в ходе которого с использованием специальных технический средств было выявлено и зафиксировано невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв на земельном участке с кадастровым номером 34:16:120006:132, договором аренды указанного земельного участка, согласно которого он передан в пользование ФИО1; протоколом об административном правонарушении и другими представленными суду доказательствами.

При таких обстоятельствах судья считает, что административный орган правильно установил фактические обстоятельства по делу и обоснованно пришел к выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Существенного нарушения процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях, которое бы не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.

ФИО1 был извещен о необходимости явки в 11 часов 00 минут 20 ноября 2019 года в Управление Росссельхознадзора, в связи с чем, на основании ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении обосновано был составлен в его отсутствие, копия протокола направлена в его адрес Дата, что подтверждается извещением о направлении почтового отправления.

Дата в адрес ФИО1 направлено уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, которое получено лично Дата, что подтверждается уведомлением почтового отправления Номер, в связи с чем у должностного лица имелись основания рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие ФИО1

Вопреки доводам жалобы обжалуемое постановление вынесено с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ, и в том числе содержит сведения о должностном лице, вынесшим постановление, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

При производстве по делу об административном правонарушении юридически значимые обстоятельства определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие правоотношения.

Остальные доводы жалобы направлены на иную, субъективную оценку обстоятельств произошедшего и собранных по делу доказательств, не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы должностного лица, в связи, с чем подлежат отклонению, как несостоятельные.

Оснований к прекращению производства по делу, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, а так же существенных процессуальных нарушений допущенных в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.

Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

Согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П "По делу о проверке конституционного ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.

В соответствии с п. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, прихожу к выводу о возможности снизить назначенное наказание.

С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела снижение административного наказания в виде административного штрафа до 10000 рублей будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Адрес ФИО3, Номер от Дата, по делу об административном правонарушении, в отношении ФИО1, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, изменить: снизить размер ранее назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 10000 рублей.

В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменений.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области либо непосредственно в Волгоградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

    Судья                                                                                            Р.С. Солодкий

12-48/2020

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Аникеев Анатолий Степанович
Суд
Михайловский районный суд Волгоградской области
Судья
Солодкий Р.С.
Статьи

ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
mihal--vol.sudrf.ru
03.03.2020Материалы переданы в производство судье
30.03.2020Судебное заседание
28.04.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
22.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2020Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
17.06.2020Вступило в законную силу
18.06.2020Дело оформлено
26.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее