Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2018 года <адрес>
Илимпийский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Джимбеевой Л.Н.,
при секретаре Ботулу В.Г.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> Клюшенковой Н.А.,
истца Москвитиной Н.А.,
представителя Управления образования Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> Власовой Е.П. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Москвитиной Надежды Алексеевны к Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>, Министерству образования <адрес> об обязании Администрации Эвенкийского муниципального района предоставить Москвитиной Н.А. по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м с допусками, установленными ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка,
у с т а н о в и л:
прокурор <адрес> в интересах Москвитиной Н.А. обратился в суд с иском к Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>, Министерству образования <адрес> об обязании Администрации Эвенкийского муниципального района предоставить Москвитиной Н.А. по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям <адрес>, жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м с допусками, установленными ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка».
В обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру района с заявлением обратилась Москвитина Н.А. о нарушении её жилищных прав. В ходе проверки её заявления установлено, что Москвитина Н.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением жилищной комиссии Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Москвитина Н.А. поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении в <адрес>, однако до настоящего времени жилое помещение сироте не предоставлено, жилого помещения на каком-либо вещном праве Москвитина Н.А. не имеет. На этом основании прокурор просит суд обязать администрацию Эвенкийского муниципального района предоставить Москвитиной Н.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда применительно к условиям <адрес> общей площадью не менее 33 кв.м с допусками, установленными ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка».
В судебном заседании старший помощник прокурора Клюшенкова Н.В. требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании Москвитина Н.А исковые требования прокурора поддержала, суду пояснила, что родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, её мать ФИО1 умерла в 2006 году, отец-ФИО2 умер в 2015 году. После смерти отца они воспитывались мачехой ФИО4, у которой проживали в <адрес>. В 2013 году выехала к родственникам в <адрес> и там закончила 11 классов, в 2014 году поступила в Эвенкийский многопрофильный техникум, по настоящее время в нём обучается на втором курсе, получает вторую профессию, проживает в <адрес> у двоюродной сестры ФИО9 по <адрес> жилья не имеет.
Администрация Эвенкийского муниципального района, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела без их участия, против удовлетворения требований администрация не возражает.
Министерство образования <адрес>, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, об отложении дела не просило, возражения по иску не предоставило.
В соответствии с ч.3 и 5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель органа опеки и попечительства Управление образования Администрации Эвенкийского муниципального района Власова Е.П. суду пояснила, что решение о постановке Москвитиной Н.А. на учет и включении в Единый список принято в декабре 2017 года. Предоставление жилых помещений детям-сиротам производится согласно очередности по сформированному Списку по мере поступления средств на эти цели из краевого бюджета. Поскольку средства поступали не в полном объеме, решение в отношении Москвитиной Н.А. до настоящего времени не исполнено. Мать ребенка– ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, умерла ДД.ММ.ГГГГ в пгт.Тура, отец ребенка-ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, который к тому времени женился во второй раз, дети проживали с ним. После смерти отца дети остались на попечении мачехи- ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Сведений о том, что после смерти родителей за несовершеннолетней Москвитиной Н.А. было закреплено жилое помещение не имеется. В настоящее время Москвитина Н.А. состоит в Едином списке детей, подлежащих обеспечению жилым помещением в <адрес>, под №, а по списку детей из Единого списка, которые подлежат обеспечению жильем на территории Эвенкийского муниципального района-под №.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, представленные сторонами, заключение старшего помощника прокурора Клюшенковой Н.А. об удовлетворении исковых требований, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(далее-Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ, Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющий право на получение указанных мер социальной поддержки.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи, и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Материалами дела и судом установлено, Москвитина Надежда Алексеевна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Мать ребенка– ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, умерла ДД.ММ.ГГГГ в пгт.Тура, отец ребенка-ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. С указанного времени опекуном несовершеннолетних детей являлась ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С 2014 года Москвитина Н.А. обучается в Красноярском государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования «Эвенкийский многопрофильный техникум» (<адрес>), обучается до настоящего времени. Москвитина Н.А. не имеет в собственности недвижимое имущество, на территории Эвенкийского муниципального района не приобретала права пользования жилым помещением, жилое помещение за ней после смерти родителей не закреплялось. До смерти родители истца проживали в <адрес> в многоквартирном жилом доме по <адрес>ёжная, <адрес>А. <адрес> В ночь на ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение было полностью уничтожено пожаром, иного жилого помещения родителям и детям предоставлено не было.
Решением комиссии Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Москвитина Н.А. включена в Единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащий обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на момент рассмотрения настоящего дела согласно Приложению № к приказу Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Москвитиной Н.А. состоит в очереди под №.
Данное решение до настоящего времени не исполнено, жилое помещение Москвитиной Н.А. не предоставлено.
Формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение установлены законодательством <адрес> и относятся к ее расходным обязательствам.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ.
Согласно ч. 6 ст. 19 указанного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями) определено, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений на неограниченный срок наделены исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (далее - органы местного самоуправления).
Государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя, в частности:
-приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04. 2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. «д» в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №);
-строительство жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки работ по строительству жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. «е» в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №);
-приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов (п. «ж»);
-заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования (п. «з»);
В соответствии с п.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченные органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем приобретения в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений, в том числе участия в долевом строительстве, за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уполномоченные органы местного самоуправления имеют право формировать муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом «д» ст.3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий вправе дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Таким образом, из анализа вышеприведенных положений следует, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, предоставляются органами местного самоуправления из муниципального специализированного жилищного фонда, сформированного как за счет субвенций краевого бюджета на эти цели, так и собственных материальных и финансовых ресурсов (жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, жилых помещений, приобретаемых за счет средств муниципального образования).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что объективных оснований для неисполнения государственных полномочий в части обеспечения жильем Москвитиной Н.А., являющейся сиротой, не имеется; требования прокурора являются обоснованными.
В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
<адрес> жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию Эвенкийского муниципального района <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Москвитиной Надежде Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в <адрес> муниципального района <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по благоустроенности применительно к условиям <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м с корректировкой, установленной ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка».
Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня оглашения в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Илимпийский районный суд путем принесения апелляционной жалобы.
Председательствующий судья Л.Н.Джимбеева