РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2018 года |
г. Иркутск |
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Говоровой А.Н. при секретаре Боднар Т.С.,
с участием представителя истца министерства имущественных отношений Иркутской области П.М.Н., ответчика Непомнящих М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ по иску министерства имущественных отношений Иркутской области к Непомнящих М.А., администрации Иркутского районного муниципального образования о признании незаконным постановлений об отвода земельного участкам, признании отсутствующим права собственности, снятии земельного участка с кадастрового учета, обязании освободить земельный участок,
установил:
Министерство имущественных отношений Иркутской области обратилось в суд с иском к Непомнящих М.А., администрации Иркутского районного муниципального образования, в котором просило:
- признать незаконным п. 1.4 постановления главы администрации .... от **/**/**** № «Об отводе земельных участков
в ....,
....
- признать незаконным постановление главы .... от **/**/**** № «О внесении дополнений в постановление Главы администрации .... от **/**/**** № в отношении гр. Непомнящих М.А.»;
- признать отсутствующим право собственности Непомнящих М.А. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ....;
- снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ....;
- обязать Непомнящих М.А. освободить земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ...., путем сноса самовольных построек - жилого дома, с кадастровым номером №, иных строений и сооружений, а также демонтажа ограждения земельного участка.
В обоснование исковых требований министерство имущественных отношений Иркутской области указало, что на основании решения Иркутского облисполкома № от **/**/**** и решения Иркутского районного Совета депутатов трудящихся от **/**/**** войсковой части № отведен земельный участок из земель учебного хозяйства Молодежного ИСХИ.
В соответствии с государственным актом на право пользования землей от **/**/**** № войсковой части № РСФСР Иркутской области предоставлен земельный участок площадью 18,78 гектаров для спецобъекта. Согласно указанному акту посторонние землепользователи на земельном участке отсутствуют. Границы земельного участка закреплены в натуре межевыми знаками установленного образца, разногласий со стороны заинтересованных лиц не имелось, что подтверждается актами установления границ земель войсковой части №
В соответствии с Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации № от **/**/**** «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Иркутского районного муниципального образования» и утвержденного директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации К.Д.А. передаточного акта передачи объектов недвижимого имущества Иркутского районного муниципального образования от **/**/**** в реестр муниципального имущества Иркутского района включен земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 187 800 кв.м, расположенный по адресу: ...., №, разрешенное использование: для спецобъекта (далее - земельный участок с кадастровым номером №).
Распоряжением министерства имущественных отношений Иркутской области № от **/**/**** в государственную собственность Иркутской области принят земельный участок с кадастровым номером №.
Таким образом, в настоящее время Иркутская область является собственником земельного участка с кадастровым номером №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним **/**/**** сделана запись регистрации №.
На земельном участке с кадастровым номером №, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером №, располагаются объекты недвижимости: нежилое здание учебный корпус, площадью 320 кв.м; нежилое здание овощехранилище, площадью 65 кв.м; нежилое здание водонасосная, площадью 33,9 кв.м; нежилое здание заглубленное здание (спецобъект), площадью 1 066,8 кв.м - все объекты 1964 года постройки. Указанные объекты также были переданы из федеральной собственности в собственность Иркутского районного муниципального образования. В настоящее время объекты находятся в государственной собственности Иркутской области.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 7 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от **/**/**** № министерство имущественных отношений Иркутской области осуществляет от имени Иркутской области полномочия собственника имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области, и участника имущественных отношений.
Земельный участок с кадастровым номером № состоит из двух обособленных земельных участков, входящих в единое землепользование: земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 51 900 кв.м и земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 135 900 кв.м.
Границы земельного участка с кадастровым номером № установлены и закреплены в 1989 году, площадь указанного земельного участка (187 800 кв. м) и его границы не изменялись.
Согласно заключению кадастрового инженера Н.Д.А. на границы земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером №, налагается земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ...., находящийся в частной собственности Непомнящих М.А.
Сведения о земельном участке, расположенном по адресу: ...., кадастровый № внесены в ЕГКН **/**/****.
Право собственности Непомнящих М.А. на земельный участок зарегистрировано на основании постановления главы .... № от **/**/****.
По мнению истца, спорный земельный участок, как часть земельного участка федеральной собственности под объектами недвижимости федеральной собственности военного назначения, не мог быть предоставлен актами администрации Иркутского районного муниципального образования, иных органов местного самоуправления, следовательно, право собственности ответчика на спорный земельный участок приобретено незаконно.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости и акту осмотра на земельном участке расположен: жилой дом с кадастровым номером №, а также иные строения и сооружения, земельный участок по всему периметру огорожен забором.
Министерство имущественных отношений Иркутской области указало, что существующая запись о праве собственности ответчика на спорный земельный участок при том, что его границы были сформированы неправильно, с нарушением требований законодательства, нарушает права министерства имущественных отношений Иркутской области, осуществляющего полномочия собственника земельного участка с кадастровым номером №, в отсутствие правовых оснований включения части земельного участка при его формировании. Самовольно занятый земельный участок подлежит возврату собственнику.
В судебном заседании представитель истца по доверенности П.М.Н. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Непомнящих М.А. исковые требования не признала, в письменных возражениях на иск указала на пропуск истцом срока исковой давности, поскольку истец обратился с иском в Иркутский районный суд **/**/****, однако земельный участок с кадастровым номером № предоставлен в собственность граждан **/**/****, то есть с момента предоставления земельного участка и момента регистрации прошло 25 лет. Кроме того, указала, что спорный земельный участок ей предоставлен в установленном законом порядке, в связи с чем, оснований для признания права отсутствующим не имеется; на данном земельном участке расположен жилой дом и надворные постройки, право собственности на объект недвижимости зарегистрировано за Непомнящих М.А.
В письменных возражениях на иск ответчик администрация Иркутского районного муниципального образования указала, что истцом не представлено доказательств нахождения спорного участка в границах земельного участка с кадастровым номером №, границы которого не установлены. Кроме того, ответчик просил применить исковую давность, полагая, что истец о нарушении его права должен был узнать в момент передачи земельного участка с кадастровым номером № в муниципальную собственность – **/**/****.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями процессуального законодательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судом осуществляется защита нарушенного или оспариваемого права.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Заинтересованное лицо самостоятельно определяет способы судебной защиты прав, свобод и законных интересов.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав может быть осуществлена путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
Исходя из положений статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены предусмотренным законом способом, в том числе и посредством восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающую угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от **/**/**** «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По смыслу указанных разъяснений, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установленного факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
Судом установлено, что на основании ходатайства войсковой части № решением исполкома Иркутского районного Совета народных депутатов трудящихся № от **/**/**** за войсковой частью № зарегистрирована земельная территория общей площадью 100 га в учебном хозяйстве сельскохозяйственного института для специального назначения. Границы земельного участка закреплены в натуре межевыми знаками установленного образца. Это обстоятельство подтверждается материалами землеустроительного дела по отводу земельного участка Министерству обороны № из земель учебного хозяйства Молодежное ИСХИ.
В соответствии с государственным актом на право пользования землей № от **/**/**** войсковой части № предоставлен земельный участок площадью 18,78 га для спецобъекта.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации №
от **/**/**** «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Иркутского районного муниципального образования», передаточному акту от **/**/****, утвержденному директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в реестр муниципального имущества Иркутского района включен земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 187 800 кв.м., расположенный по адресу: ...., №, разрешенное использование: для спецобъекта.
Распоряжением министерства имущественных отношений Иркутской области от **/**/**** № земельный участок с кадастровым номером № передан в государственную собственность Иркутской области.
По информации Управления Росреестра по Иркутской области земельный участок, расположенный по адресу: ...., с кадастровым номером № является единым землепользованием с входящими в его состав двумя обособленными земельными участками с кадастровыми номерами №.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в государственный кадастр недвижимости **/**/**** на основании инвентаризационной описи сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденной **/**/****.
Площадь земельного участка составляет 187 800 кв.м., категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель специального назначения. Вид разрешенного использования - для спецобъекта. Собственником земельного участка является Иркутская область. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о координатах характерных точек границ земельного участка в ЕГРН отсутствуют.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано за Иркутской областью **/**/****, право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за Управлением делами Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области **/**/****.
Постановлением Главы администрации Иркутского района от **/**/**** № «Об отводе земельных участков в ....», в редакции постановления главы Иркутского района Иркутской области № от **/**/****, Непомнящих М.А. (военнослужащей в/ч №) в собственность (частную собственность) из земель поселений Иркутского района в жилой зоне предоставлен земельный участок площадью 1500 кв.м под строительство жилого дома по .... и строительство кирпичного гаража, хозяйственных построек.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от **/**/****
№ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавшего до **/**/****) и согласно частям 3, 5 статьи 1 Федерального закона от **/**/**** №-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (действующего с **/**/****) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В рамках настоящего дела истец оспаривает акты о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: .....
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, министерство имущественных отношений Иркутской области ссылается на заключение кадастрового инженера Н.Д.А., в соответствии с которым на границы земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером №, налагаются на земельный участок с кадастровым номером №.
В соответствии с пунктом 57 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от **/**/**** «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам невладеющих собственников, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, который составляет три года.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **/**/**** № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно статье 3 Закона Иркутской области от **/**/**** № «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории Иркутского районного муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена, является министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от **/**/**** №
Судом установлено, что в соответствии с Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от **/**/**** № «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Иркутского районного муниципального образования», передаточного акта передачи объектов недвижимого имущества Иркутского районного муниципального образования от **/**/**** в реестр муниципального имущества Иркутского района был включен земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 187800 кв.м., расположенный по адресу: .....
Таким образом, Иркутское районного муниципальное образование в лице уполномоченных органов должно было узнать о нарушении своего права в момент передачи земельного участка с кадастровым номером № – **/**/**** и включении его в реестр муниципального имущества Иркутского района.
Органы, на которые возложена обязанность по управлению и сохранению собственности, должны были своевременно, при наличии на то оснований, установить факт выбытия имущества из владения и предпринять меры к защите прав. Передача лицом, осуществляющим полномочия собственника имущества, этих функций другим его органам, течение исковой давности не изменяет. В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Поскольку перемена лиц в обязательстве возможна как на стороне истца, так и на стороне ответчика, переход полномочий по распоряжению спорными участками от одного органа исполнительной власти к другому сам по себе не изменяет срок исковой давности по требованиям об истребовании данного имущества, а равно и порядок его исчисления. Следовательно, срок исковой давности не начинает течь в отношении каждого из последующих распорядителей вещи заново.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что публично-правовое образование в лице уполномоченных органов должно было узнать о нарушении своего права с момента передачи земельного участка с кадастровым номером № – **/**/**** и включении его в реестр муниципального имущества Иркутского района. Вместе с тем, уполномоченными органами длительное время не предпринимались действия к защите нарушенного права.
Доводы представителя истца о том, что о нарушенном праве министерству имущественных отношений Иркутской области стало известно только после подготовки кадастровым инженером соответствующего заключения, суд находит не состоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности обращения с настоящими требованиями, что является в силу указаний пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от **/**/**** «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что условиями предъявления иска о признании права отсутствующим являются невозможность виндикации спорного имущества и отсутствие необходимости признавать право на такое имущество. Признание права отсутствующим возможно при нарушении прав истца наличием в ЕГРН недостоверных записей. Когда право на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, возможно удовлетворение требований о признании права отсутствующим только в том случае, если истец фактически владеет спорным имуществом; если же спорное имущество находится во владении ответчика, то следует предъявлять виндикационный иск, а не иск о признании права отсутствующим. Обязательным основанием иска о признании права отсутствующим является отсутствие у другого лица (ответчика) титула (основания) возникновения данного права на конкретный объект и наличие такового у истца. Иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты нарушенного права, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Заявляя требования о признании отсутствующим права собственности Непомнящих М.А. на земельный участок с кадастровым номером №, истец в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств того, что документы, послужившее основанием для государственной регистрации права собственности Непомнящих М.А. на спорный земельный участок, являются незаконными, а сведения, содержащиеся в ЕГРН – недостоверные.
Факт владения и пользования Непомнящих М.А. указанным спорным земельным участком в пределах его границ, как и строениями, расположенными на земельном участке, в ходе рассмотрения дела по существу не оспаривался. Напротив, согласно акту осмотра земельного участка данный земельный участок в фактическом владении Иркутской области в настоящее время не находится, что подтвердил представители истца и ответчика в судебном заседании.
Кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами № не являются одним и тем же объектом, право собственности на земельный участок с кадастровым номером № за Иркутской область не зарегистрировано.
Учитывая изложенное, суд полагает, что истцом избран ненадлежащий способа защиты права, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Поскольку требования о снятии земельного участка с кадастрового учета и обязании ответчика освободить земельный участок являются производными от основанных требований о признании недействительными п. 1.4 постановления главы администрации Иркутского района от **/**/**** № «Об отводе земельных участков в ...., постановления главы Иркутского района Иркутской области от **/**/**** № «О внесении дополнений в постановление Главы администрации Иркутского района от **/**/**** № в отношении гр. Непомнящих М.А.» и признании отсутствующим права ответчика на земельный участок, в удовлетворении которых истцу отказано, оснований для удовлетворения указанных требований также не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований министерства имущественных отношений Иркутской области к Непомнящих М.А., администрации Иркутского районного муниципального образования о признании незаконным постановлений об отвода земельного участкам, признании отсутствующим права собственности, снятии земельного участка с кадастрового учета, обязании освободить земельный участок – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области.
Судья |
А.Н. Говорова |