Дело № 2-132/2020 копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2020 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., с участием прокурора Бырыловой Н.А., при секретаре Смирновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьве гражданское дело по иску Шакурова Радика Габдурафиковича к начальнику изолятора временного содержания отдела МВД России по Лысьвенскому городскому округу Кузякову Ильдусу Резвуановичу, Отделу МВД России по Лысьвенскому городскому округу, Главному управлению Министерства внутренних дел по Пермскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю, Министерству финансов Российской Федерации, о возмещении морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей,
УСТАНОВИЛ:
Шакуров Р.Г. обратился в суд с иском к начальнику изолятора временного содержания отдела МВД России по Лысьвенскому городскому округу Кузякову И.Р. о возмещении морального вреда, ссылаясь на ненадлежащие условия содержания под стражей.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации, Главное управление Министерства внутренних дел по Пермскому краю, Отдел МВД России по Лысьвенскому городскому округу, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Пермскому краю.
В иске Шакуров Р.Г. указал, что 06 декабря 2019 года в 15 часов его вывели на прогулку, однако в 15 часов 10 минут прогулка была прекращена в связи с доставлением его в Лысьвенский городской суд для рассмотрения ходатайства следователя. После возвращения из Лысьвенского городского суда около 17 часов, он обратился к дежурному сотруднику ИВС с заявлением о предоставлении ему оставшегося времени прогулки 50 минут, однако ему в этом было отказано. Незаконными действиями сотрудников ИВС, выразившимися в нарушении его прав на часовую прогулку, ему были причинены нравственные страдания, он испытал унижение, головную боль. В связи с причиненными нравственными страданиями, просит взыскать с начальника ИВС отдела МВД России по Лысьвенскому городскому округу Кузякова И.Р. в свою пользу компенсацию морального вреда в сумме 500 000 рублей.
Шакуров Р.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Уточнил, что просит взыскать моральный вред с надлежащего ответчика.
Начальник ИВС отдела МВД России по Лысьвенскому городскому округу Кузяков И.Р. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ОМВД России по Лысьвенскому городскому округу Валеева Н.Т. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что 06 декабря 2019 года Шакуров Р.Г. содержался в камере № 9 ИВС ОМВД по Лысьвенскому городскому округу. В распорядке дня подозреваемых, обвиняемых отдела МВД России по Лысьвенскому городскому округу период предоставления прогулок указан с 10 часов до 19 часов. В соответствии с п. 133 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, на прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере.
Согласно журналу прогулок спецконтингента, находящегося в ИВС ОМВД России по ЛГО прогулка лицам, содержащимся в камере № 9, в том числе Шакурову Р.Г. была предоставлена в 15 часов, однако в 15 часов 10 минут прогулка Шакурова Р. Г. Была прекращена в связи с доставлением его в Лысьвенский городской суд для участия в судебном заседании. В 17 часов20 минут Шакуров Р.Г. был доставлен из Лысьвенского городского суда в ИВС ОМВД России по ЛГО. Каких либо сведений о том, что по прибытии в ИВС Шакуров Р.Г. обращался с требованием о предоставлении ему прогулки, не имеется, никаких жалоб от Шакурова Р.Г. по этому поводу не поступало. Кроме того, в соответствии с п. 131 Порядка прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. В момент возвращения Шакурова Р.Г. в ИВС наступило темное время суток. Фактически прогулка Шакурову Р.Г. была предоставлена, однако время прогулки было сокращено в связи с проведением судебного заседания. Считает, что истцом не доказано причинения ему физических и нравственных страданий, не доказана вина ответчика, в связи с чем, просит в иске отказать в полном объеме.
Представитель МВД России, ГУ МВД России по Пермскому краю в судебное заседание не явился.
Представитель Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, Министерства финансов Российской Федерации Шугаева Л.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Направила отзыв по существу заявленных требований, в котором указала, что истцом не доказано причинение физических и нравственных страданий, а также вины причинителя вреда, в связи с чем, просила в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статья 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит общие нормы об основаниях и размере компенсации морального вреда. Следовательно, основания и размер компенсации морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенных норм закона, одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (статья 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (с последующими дополнениями и изменениями), следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В пункте 8 указанного Постановления Пленума разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Из приведенных правовых норм следует, что сами по себе нарушения личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий. Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда.
Юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.
Порядок и условия содержания под стражей, установлены Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ).
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ).
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка) (ст. 16 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ).
На основании ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Приказ МВД России от 22.11.2005 N 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В соответствии с п. 130 указанных Правил подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику(п. 131).
На прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере (п. 133).
Для досрочного прекращения прогулки подозреваемые или обвиняемые могут обратиться с соответствующей просьбой к лицу, ответственному за прогулку, который доводит ее до сведения начальника ИВС или дежурного ИВС. Указанное должностное лицо принимает решение по существу просьбы.
Прогулка может быть также досрочно отменена или сокращена в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями либо на период возникновения и ликвидации чрезвычайных обстоятельств (побег, массовые беспорядки и иные), осложнения обстановки в режиме особых условий (стихийное бедствие, пожар, санитарный карантин и иное) (п. 134).
Согласно распорядку дня подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, утвержденному врио начальника отдела МВД России по Лысьвенскому городскому округу (л.д. 37) время предоставления прогулок установлено с 10 часов до 19 часов покамерно.
Как установлено в судебном заседании 06 декабря 2019 года Шакуров Р.Г. содержался в ИВС ОМВД России по ЛГО в камере № 9.
Их журнала прогулок спецконтингента видно, что 06 декабря 2019 года Шакурову Р.Г. совместно с иными лицами, содержащимися в камере № 9 была предоставлена прогулка с 15 часов, которая была прекращена в отношении Шакурова Р.Г. в 15 часов 10 минут (л.д.27-28).
Согласно журналу выводов ИВС 06 декабря 2019 года вывод Шакуров Р.Г. из камеры № 9 производился в следующие периоды:
с 13 часов 45 минут по 14 часов 45 минут в следственную комнату ИВС ПО по требованию старшего следователя СУ СК Лыкова Р.И.;
с 15 часов 15 минут по 17 часов 20 минут – в Лысьвенский городской суд для участия в судебном заседании;
с 19 часов 40 минут по 20 часов в следственную комнату ИВС по требованию старшего следователя СУ СК ФИО11 (л.д. 39).
Из постановления Лысьвенского городского суда Пермского края от 06 декабря 2019 года следует, что Шакуров Р.Г. участвовал в судебном заседании при рассмотрении ходатайства следователя (л.д. 33-36).
Как видно из журнала устных обращений (л.д. 29), журнала учета письменных обращений лиц, содержащихся под стражей в ИВС ОМВД России по ЛГО (л.д. 30-31) Шакуров Р.Г. с какими-либо заявлениями и жалобами по вопросу не предоставления прогулки, а также с жалобами на состояние здоровья в связи с не предоставлением прогулки 06 декабря 2019 года не обращался (л.д. 40).
Таким образом, проанализировав нормы права, в том числе ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 21 Конституции РФ, исследовав имеющиеся доказательства по делу, суд приходит к выводу, что указанные истцом в исковом заявлении обстоятельства о ненадлежащих условиях его содержания под стражей в изоляторе временного содержания не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку время ежедневной прогулки 06 декабря 2019 года согласно распорядку дня было сокращено Шакурову Р.Г. в связи с объективными причинами, а именно, участие Шакурова Р.Г. в судебном заседании.
В данном случае судом не были установлены факты какого-либо нарушения прав Шакурова Р.Г. при нахождении его под стражей в ИВС ОМВД России по ЛГО учитывая то обстоятельство, что применяемые к нему в указанный период ограничения были неизбежно связаны с избранной мерой пресечения в условиях изоляции от общества.
При изложенных обстоятельствах истцом не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что действиями (бездействиями) ответчиков были нарушены его личные неимущественные права, либо допущены посягательства на принадлежащие ему другие нематериальные блага, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: (░░░░░░░)
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░