Решение по делу № 2-849/2018 ~ М-751/2018 от 09.06.2018

Дело №2-849-2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Губаха 16.08.2018 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.Н.Мельникова,

при секретаре О.В.Лештаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Губаха к акционерному обществу «Центр энергетики МГТУ имени Н.Э.Баумана» и администрации городского округа «Город Губаха» об обязании привести в нормативное состояние пожарные гидранты,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главное управление МЧС России по Пермскому краю,

    

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г.Губаха в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с последующими уточнениями) к акционерному обществу «Центр энергетики МГТУ имени Н.Э.Баумана» (далее - АО «ЦЭБ») и администрации городского округа «Город Губаха», заявив требования об обязании АО «ЦЭБ» провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ работы по приведению в нормативное состояние пожарных гидрантов, расположенных в <адрес> между домами и по <адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес>, с восточной стороны дома по <адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес>, у дома по <адрес>, и об обязании администрации городского округа «Город Губаха» в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать эти работы.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города на основании заявления МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городского округа «Город Губаха»» и начальника 63-ПСЧ ФГКУ «27 отряд ФПС по Пермскому краю» проведена проверка соблюдения требований противопожарного законодательства, в ходе которой установлено, что пожарные гидранты по указанным адресам находятся в неисправном состоянии, что создает опасность наступления тяжких последствий для жизни и имущества граждан, нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Губахинскому городскому округу на праве собственности принадлежит комплекс водопроводных сетей, расположенных на территории поселка Северный (р.п. Углеуральский), протяженностью 14140,01 п.м. Составной частью водопроводных сетей являются пожарные гидранты, расположенные по указанным адресам. Между администрацией городского округа «Город Губаха» и АО «ЦЭБ» подписано концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым АО «ЦЭБ» было передано в пользование муниципальное имущество, в том числе водопроводные сети п.Северный и установленные на этих сетях пожарные гидранты, следовательно, АО «ЦЭБ» приняло на себя обязательства по обеспечению их надлежащего технического состояния. В соответствии с п. 10 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. В соответствии с постановлением администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа «Город Губаха», к первичным мерам пожарной безопасности относится обустройство, содержание и ремонт источников противопожарного водоснабжения, подъездных путей к ним. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа «Город Губаха» относится к вопросам местного значения и реализуется с привлечением соответствующих организаций. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности является расходным обязательством муниципального образования. Согласно статье 63 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, к которым в соответствии с в силу ч.2 ст.68 названного закона относятся и пожарные гидранты. Таким образом, ответчики являются ответственными за содержание в надлежащем состоянии пожарных гидрантов.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле на стороне истца в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление МЧС России по Пермскому краю.

В судебном заседании прокурор Москаленко Е.В. и представитель Главного управления МЧС России по Пермскому краю Суворов И.А. иск поддержали.

Представитель АО «ЦЭБ» Вошенков В.С. исковые требования признал, пояснив, что в настоящее время администрация городского округа «Город Губаха» выделила денежные средства на ремонт пожарных гидрантов и заключила с АО «ЦЭБ» соответствующий договор, поэтому АО «ЦЭБ» в установленный срок осуществит работы по приведению пожарных гидрантов в нормативное состояние.

Представитель администрации городского округа «Город Губаха» Андреев П.А. иск не признал, мотивируя тем, что по условиям концессионного соглашения АО «ЦЭБ» получило в пользование водопроводные сети пос. Северный протяженностью 14140,01 п.м, на которых установлены пожарные гидранты, и потому обязано содержать эти объекты в исправном состоянии в соответствии с техническими, санитарными, противопожарными, экологическими и иными обязательными правилами и нормами, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества или лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Таким образом, АО «ЦЭБ» приняло на себя обязанности по содержанию переданного ему собственником имущества, поддержанию его в функциональном состоянии, соответствующем нормативным требованиям. Прокурором не учтены положения статей 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающих право органа местного самоуправления на установление и исполнение расходных обязательств путем передачи муниципального имущества. В данном случае это право реализовано путем передачи имущественного комплекса во владение АО «ЦЭБ» по договору концессии, что, в свою очередь, наложило определенную ответственность на концессионера, а с другой - ограничило право муниципалитета как собственника по содержанию данного имущества, и, соответственно, расходованию на эти мероприятия бюджетных средств. Последнее является невозможным и приведет к нецелевому расходованию средств местного бюджета, так как обязанность по содержанию объектов водоснабжения в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в силу закона и договора возложена на эксплуатирующую организацию, которой является концессионер - АО «ЦЭБ», а поскольку последний является коммерческой организацией, то выделение ему каких-либо средств бюджета в виде субсидий, субвенций и т.д. на содержание объектов водоснабжения невозможно в силу ч. 1 ст. 306.1, ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Администрация на момент вынесения судом решения не имеет прямой, реальной и основанной на законе возможности принимать участие в содержании имущества, переданного в концессию, в том числе и гидрантов, указанных в иске. Обслуживание и содержание водопроводных сетей <адрес> вместе с пожарными гидрантами является прямой обязанностью АО «ЦЭБ» и должно осуществляться им за свой счет. Несмотря на это администрация городского округа «Город Губаха» выделила денежные средства на ремонт пожарных гидрантов с целью предотвращения чрезвычайный ситуаций.

В ходе судебного разбирательства установлено, что пожарные гидранты, расположенные в <адрес> между домами и по <адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес>, с восточной стороны дома по <адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес>, у дома по <адрес>, находятся в неисправном состоянии. Данные пожарные гидранты установлены на водопроводных сетях, которые являются муниципальным имуществом Губахинского городского округа и по концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ были переданы в пользование АО «ЦЭБ» на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Это подтверждается письменными доказательствами.

В сообщении от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городского округа «Город Губаха» указано, что в ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> проверки было выявлено 33 нарушения в содержании источников противопожарного водоснабжения, в том числе пожарных гидрантов.

В информации от ДД.ММ.ГГГГ 63-ПСЧ ФГКУ «27 отряд ФПС по Пермскому краю» указано, что в ходе проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки на территории <адрес> были выявлены многочисленные нарушения в содержании источников противопожарного водоснабжения, в том числе пожарных гидрантов.

Из свидетельства о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что водопроводные сети в п.Северный г.Губаха протяженностью 14140,01 п.м принадлежат городскому округу «Город Губаха».

В техническом паспорте на водопроводные сети <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что эти инженерные сети протяженностью 14140,01 п.м являются муниципальной собственностью, включают в себя смотровые колодцы в количестве 100 шт., задвижки - 356 шт, гидранты - 29 шт., водопроводные вводы - 134 шт.

Из концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и приложений к нему следует, что администрация городского округа «Город Губаха» передала водопроводные сети в п.Северный г.Губаха протяженностью 14140,01 п.м в пользование АО «ЦЭБ», которое должно за свой счет содержать это имущество в порядке, предусмотренном техническими, санитарными, противопожарными, экологическими и иными обязательными правилами и нормами; поддерживать его в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения.

В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокуратуры г.Губаха АО «ЦЭБ» указало, что в рамках концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа «Город Губаха» передала АО «ЦЭБ» сети водоснабжения для осуществления деятельности по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению. Деятельность по водоснабжению является регулируемой, обеспечивается за счет тарифов, которые не предусматривают содержание и обслуживание пожарных гидрантов. Ведение деятельности по пожаротушению Соглашением не предусмотрено. Поддержание находящихся на территории городского округа «Город Губаха» средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью органов местного самоуправления, имеющих расходное обязательство по финансовому обеспечению мер первичной пожарной безопасности.

В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ на обращение АО «ЦЭБ» администрация городского округа «Город Губаха» указала, что на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ водопроводные сети <адрес> протяженностью 14140,01 п.м переданы АО «ЦЭБ» в пользование. Согласно техническому паспорту на этих водопроводных сетях установлено 29 пожарных гидрантов, которые конструктивно связаны с водопроводной сетью и являются ее частью. Соглашением предусмотрена обязанность Концессионера по поддержанию объектов Соглашения в исправном состоянии, проведение текущего и капитального ремонта и несение расходов на содержание объектов Соглашения. Оснований для заключения договора на обслуживание гидрантов и выделение финансовых средств АО «ЦЭБ» не имеется.

Из суточного акта проверки пожарных гидрантов (водоемов) от ДД.ММ.ГГГГ, суточного акта проверки пожарных гидрантов (водоемов) от ДД.ММ.ГГГГ, сводного акта проверки пожарных гидрантов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выявлены нарушения в содержании пожарных гидрантов по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>); <адрес> и <адрес>; ул<адрес>; <адрес>; <адрес> и <адрес>; <адрес> и <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.

В протоколе от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по предупреждению ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа «Город Губаха» указано, что по итогам весенней проверки 2018 года АО «ЦЭБ» на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил содержания и эксплуатации источников противопожарного водоснабжения в границах городского округа «Город Губаха» Пермского края» надлежит обеспечить восстановление пожарных гидрантов на территории <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Из протокола заседания комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжения администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ , локального сметного расчета и договора на выполнение работ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация городского округа «Город Губаха» выделила денежные средства на ремонт пожарных гидрантов в п<адрес> и заключила с АО «ЦЭБ» соответствующий договор.

При разрешении спора суд руководствуется следующими правовыми нормами.

В статье 10 Федерального закона от 21.12.1994 года 69-ФЗ «О пожарной безопасности» указано, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» определено, что руководители организации обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 года 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно статье 63 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон №123-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Статьей 62 Закона №123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

Согласно статье 68 Закона №123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).

В соответствии с частью 1 статьи 127 Закона №123-ФЗ пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

Требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций указаны в СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» и СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Так, в соответствии с пунктом 8.6 СП 8.13130.2009 Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

Из совокупности исследованных доказательств следует, что источники наружного противопожарного водоснабжения - пожарные гидранты, расположенные в <адрес> между домами и по <адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес>, с восточной стороны дома по <адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес>, у дома по <адрес>, находятся в неисправном состоянии, что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.

Поскольку эти пожарные гидранты установлены на водопроводных сетях, которые являются муниципальным имуществом Губахинского городского округа и по концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ переданы в пользование АО «ЦЭБ» на срок до ДД.ММ.ГГГГ, то в соответствии со статьями 37, 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» обязанность содержать в исправном состоянии эти средства противопожарной защиты лежит на АО «ЦЭБ», в то время как администрация городского округа «Город Губаха» в соответствии со статьей 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обязана финансировать работы по приведению этих пожарных гидрантов в нормативное состояние.

Возражения администрации городского округа «Город Губаха» об отсутствии законных оснований для выделения средств муниципального бюджета на ремонт пожарных гидрантов являются неосновательными, поскольку в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального является расходным обязательством муниципального образования.

При таких обстоятельствах исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать акционерное общество «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана» провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ работы по приведению в нормативное состояние пожарных гидрантов, расположенных в п<адрес> между домами и по <адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес>, с восточной стороны дома по <адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес>, у дома по <адрес>.

Обязать администрацию городского округа «Город Губаха» в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать работы по приведению в нормативное состояние пожарных гидрантов, расположенных в <адрес> между домами и по <адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес>, с восточной стороны дома по <адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес>, у дома по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

2-849/2018 ~ М-751/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Губаха
Ответчики
Акционерному обществу «Центр энергетики МГТУ имени Н.Э.Баумана»
Администрация городского округа "Город Губаха"
Другие
Главное управление МЧС России по Пермскому краю
Суд
Губахинский городской суд Пермского края
Судья
Мельников А.Н.
Дело на странице суда
gubacha--perm.sudrf.ru
09.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2018Передача материалов судье
13.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2018Судебное заседание
16.08.2018Судебное заседание
21.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2018Дело оформлено
04.10.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее