УИД 28RS0008-01-2019-002159-15
Дело №2а-102/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2020 года г.Зея, Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гришиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Берегового сельсовета Зейского района Амурской области к отделу судебных приставов по Зейскому району УФССП России по Амурской области, заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области Носковой О.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Берегового сельсовета Зейского района обратилась в суд с настоящим административным иском и просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области от 19 августа 2019 года, в обоснование требований указав, что на основании решения суда от 05 декабря 2018 года на администрацию Берегового сельсовета Зейского района возложена обязанность организовать коммерческий учёт тепловой энергии с использованием приборов учёта на котельной, расположенной по адресу: Амурская область, Зейский район, п.Береговой, ул.Калинина, д.22. 15 января 2019 года в отношении администрации Берегового сельсовета ОСП по Зейскому району возбуждено исполнительное производство, 19 августа 2019 года - вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50000 рублей. Истцом принимаются меры к исполнению решения суда. В соответствии с локальными сметными расчётами для выполнения работ по установке приборов учёта тепловой энергии на котельной по состоянию на 4 квартал 2019 года необходимо 2300000 рублей. В связи с недостаточностью средств в бюджете сельсовета администрацией направлены обращения в министерство ЖКХ Амурской области и администрацию Зейского района об оказании финансовой помощи на установку приборов учёта на котельной п.Береговой. Однако министерством ЖКХ Амурской области отказано в софинансировании мероприятий по оборудованию котельной приборами учёта тепловой энергии. В связи с недостаточностью средств в бюджете администрации Зейского района направлено обращение в министерство ЖКХ Амурской области по вопросу внесения изменений в подпрограмму «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области», утверждённой постановлением Правительства Амурской области №452 от 25.09.2013 года в 2020 году в части объёма софинансирования мероприятий на выполнение работ по монтажу узлов тепловой энергии и установке приборов учёта тепловой энергии в сумме 2300000 рублей. Считает, что у администрации Берегового сельсовета отсутствует вина по неисполнению обязательств, возложенных судом. Кроме того, сумма 50000 рублей является существенной для истца и может быть израсходована на исполнение решения суда.
В судебное заседание представители административного истца, административных ответчиков не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
В силу ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив и оценив материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2020) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствие со ст.105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 г №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:
1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
2.Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
7. Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 июля 2001 г №13-П, исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле ст.57 Конституции РФ. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведённых норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
20 сентября 2018 года Зейским районным судом Амурской области принято решение по иску прокурора Зейского района Амурской области в интересах муниципального образования Береговой сельсовет, неопределённого круга лиц – жителей посёлка Береговой Зейского района Амурской области к администрации Берегового сельсовета Зейского района Амурской области, МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго» о возложении обязанности организовать коммерческий учёт тепловой энергии.
Указанным решением суда на МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго» возложена обязанность организовать коммерческий учёт тепловой энергии с использованием приборов учёта на котельной, расположенной по адресу: Амурская область, Зейский район, п.Береговой, ул. Калинина, д. 22, в удовлетворении требований прокурора Зейского района Амурской области к администрации Берегового сельсовета Зейского района Амурской области о возложении обязанности организовать коммерческий учёт тепловой энергии, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 05 декабря 2018 года решение Зейского районного суда от 20 сентября 2018 года отменено, на администрацию Берегового сельсовета Зейского района Амурской области возложена обязанность организовать коммерческий учёт тепловой энергии с использованием приборов учёта на котельной, расположенной по адресу: Амурская область, Зейский район, п.Береговой, ул. Калинина, д. 22, в удовлетворении требований прокурора Зейского района Амурской области к МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго» о возложении обязанности организовать коммерческий учёт тепловой энергии, отказано.
15 января 2019 года на основании указанного апелляционного определения судебный пристав-исполнитель ОСП по Зейскому району Кашлей В.В. вынес постановление о возбуждении исполнительного производства №1197/19/28008-ИП, установив 5-тидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
19 августа 2019 года заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Зейскому району Носкова О.В. вынесла постановление о взыскании с администрации Берегового сельсовета Зейского района исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
По смыслу ст.55 Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершённого деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, с учётом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счёте, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
В подтверждение доводов об отсутствии возможности исполнения решения суда в установленный законом срок, административным истцом представлены:
Распоряжения главы Зейского района №327-р от 21 июля 2019 года о введении режима ЧС на территории Зейского района в связи с затоплением автомобильных дорог и губернатора Амурской области №136-р от 25 июля 2019 года о введении регионального режима ЧС на территории Амурской области.
Обращение администрации Берегового сельсовета в министерство ЖКХ Амурской области от 03 сентябре 2019 года с просьбой об оказании содействия в установке теплового счётчика на котельной п.Береговой, в связи с требованиями прокуратуры Зейского района и решением Амурского областного суда.
Ответ министерства ЖКХ Амурской области от 09 сентября 2019 года на указанное обращение, из которого следует, что финансирование данного мероприятия возможно в рамках государственной программы Амурской области «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области на 2014-2020 годы», однако предусмотренные в рамках данной программы на 2019 год лимиты финансовых средств распределены на первоочередные мероприятия, без выполнения которых отопительный период 2019-2020 годов не может быть начат. Таким образом, финансирование мероприятий по установке прибора учёта тепловой энергии на котельной в п.Береговой в рамках указанной программы в 2019 году не представляется возможным. Рекомендовано изыскать средства на данное мероприятие в местном бюджете.
Ответ министерства ЖКХ Амурской области от 25 сентября 2019 года, адресованный главе Берегового сельсовета на его обращение, из которого следует, что установка приборов коммерческого учёта тепловой энергии на котельных относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Обращение к главе Зейского района от 25 октября 2019 года с просьбой оказать финансовую помощь по монтажу прибора учёта тепловой энергии на котельной п.Береговой.
Обращение администрации Зейского района в министерство ЖКХ Амурской области от 28 ноября 2019 года с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в подпрограмму «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области», утверждённую постановлением Правительства Амурской области №452 от 25.09.2013 г в 2020 году в части объёма софинансирования мероприятий на выполнение работ по монтажу узлов тепловой энергии и установке приборов учёта тепловой энергии на котельной п.Береговой в сумме 2300 тыс рублей.
Ответ МУП «Жилкомэнерго» от 02 октября 2019 года главе администрации Берегового сельсовета на запрос 02 октября 2019 года, из которого следует, что во избежание срыва отопительного периода 2019-2020 гг техническая возможность остановки котельного оборудования на котельной, расположенной по адресу: п.Береговой, ул.Калинина, д.22 для установки прибора коммерческого учёта тепловой энергии отсутствует. Монтаж прибора коммерческого учёта ТЭ возможен только при наличии проекта на установку по окончании отопительного сезона.
Повторное обращение главы администрации Берегового сельсовета в министерство ЖКХ Амурской области от 14 января 2020 года с просьбой рассмотреть вопрос об оказании финансовой помощи и включить инфраструктуру п.Береговой в подпрограмму «Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области» для выполнения в 2020 году монтажа прибора учёта тепловой энергии на котельной п.Береговой со сметной стоимостью 2371589 рублей.
Прогнозируемый объём доходов бюджета сельсовета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, ведомственная структура расходов бюджета сельсовета на плановый период 2021 и 2022 годов.
Локальные сметные расчёты, в том числе на монтаж узла учёта тепловой энергии на УУТЭ №2 ду200 Калинина правый.
В материалах исполнительного производства также имеется обращение главы Берегового сельсовета в министерство ЖКХ Амурской области от 16 января 2019 года с просьбой включить инфраструктуру п.Береговой в подпрограмму «Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области» для выполнения, в том числе, монтажа прибора учёта тепловой энергии на котельной п.Береговой, а также письма в министерство ЖКЖ Амурской области и главе Зейского района от 25 сентября 2019 года с просьбой рассмотреть вопрос об оказании финансовой помощи в размере 513000 рублей.
Кроме того, администрация Берегового сельсовета дважды обращалась в суд с заявлениями об предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Определением суда от 19 апреля 2019 года администрации Берегового сельсовета предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 15 сентября 2019 года. Определением суда от 30 октября 2019 года в предоставлении отсрочки на срок до 31 августа 2020 года, отказано.
Изложенное свидетельствует об отсутствии бездействия административного истца по исполнению решения суда.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исполнение судебного решения должником требует определённых временных и финансовых затрат, в связи с чем, у администрации Берегового сельсовета Зейского района отсутствовала объективная возможность исполнить решение суда апелляционной инстанции от 05 декабря 2018 года и установить приборы учёта тепловой энергии на котельной п.Береговой Зейского района во исполнение решения суда в течение срока, установленного постановлением о возбуждении исполнительного производства и в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве».
С учётом установленных обстоятельств, суд находит заявленные требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству №1197/19/28008-ИП, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации Берегового сельсовета Зейского района Амурской области удовлетворить.
Освободить администрацию Берегового сельсовета Зейского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству №1197/19/28008-ИП, возбужденному 15 января 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Зейскому району УФССП по Амурской области Кашлей В.В. на основании исполнительного листа серии ФС №022547684 от 27 декабря 2018 года, выданного Зейским районным судом Амурской области.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий С.Н. Куприянова