судья: Игнашина Д.А. Дело № 33 –1061
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 июня 2014 года город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В.,
судей Зубовой Т.Н. и Хомяковой М.Е.,
при секретаре Комиссаровой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Урицкий молокозавод» о приостановлении незаконного пользования водным объектом
по апелляционной жалобе ООО «Урицкий молокозавод» на решение Урицкого районного суда Орловской области от 22 января 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования Орловского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Урицкий молокозавод» удовлетворить.
Обязать ООО «Урицкий молокозавод» приостановить незаконную деятельность по сбросу сточных вод через один выпуск с очистных сооружений в ручей Безымянный и далее в реку Орлик до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях, предоставив срок для добровольного исполнения решения суда три месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ООО «Урицкий молокозавод» в пользу муниципального образования «Урицкий район» государственную пошлину в размере <...> рублей».
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав объяснения представителя ООО «Урицкий молокозавод» Мосина А.В., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения заместителя Орловского природоохранного межрайонного прокурора Булгаковой И.П., представителя Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области Коноваловой О.В., представителя отдела водных ресурсов по Орловской области Московско – Окского бассейнового водного Управления федерального агентства водных ресурсов Киселева Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Орловский межрайонный природоохранный прокурор обратился с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Урицкий молокозавод» о приостановлении незаконного пользования водным объектом.
В обоснование заявленных требований указал, что по информационным материалам отдела водных ресурсов Московско-Окского бассейнового водного управления Росводресурсы Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка состояния законности деятельности ООО «Урицкий молокозавод».
В ходе проверки было установлено, что основным видом хозяйственной деятельности общества является производство готовой молочной продукции посредством переработки сырого молока и ее последующая реализация потребителям.
В связи с этим, предприятием для собственных хозяйственно-бытовых и производственных нужд осуществляется забор воды из подземного источника водоснабжения.
При использовании воды в производственном процессе обществом используются кислоты сульфаминовая и азотная, каустическая сода.
Сброс производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод производится последним по локальной канализационной сети через канализационную насосную станцию производительностью 50 куб. м в час в пять прудов-накопителей объемом 600 куб.м каждый, которые не выполняют функции биологической очистки. Далее, неочищенные воды через переливную трубу из последнего пруда-накопителя, без надлежащей очистки поступают в ручей Безымянный и далее - реку Орлик.
В ходе проверки установлено, что ответчик осуществляет использование водного объекта без оформленного в установленном порядке разрешения, а именно ООО «Урицкий молокозавод» в нарушение водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды допускает сброс неочищенных сточных вод от производственной деятельности предприятия, не имея решения исполнительного органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях. Никакие меры к получению такого решения им не принимаются. Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (НДС) в сточных водах для ООО «Урицкий молокозавод» не установлены, предшествующий этому проект НДС не разработан, не согласован с уполномоченными органами и не утвержден, разрешение федерального органа исполнительной власти на сброс не получено.
В рамках производственного контроля за охраной и использованием водных ресурсов Орловским филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» произведены отборы проб сбрасываемых предприятием производственно-загрязненных и хозяйственно-бытовых сточных вод.
Проведенными аналитическими исследованиями качества сбрасываемых предприятием сточных вод в реку Орлик за 1- 3 кварталы 2013 года показывают превышения в них предельнодопустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ для рыбохозяйственных водоемов по железу (в 2 раза), иону аммония (5,5 раза) и БПК-5 (в 11 раз) (протоколы результатов аналитического контроля № от 07.03.2013, № от 10.06.2013, № от 12.09.2013).
В связи с чем, общество привлечено к административной ответственности по ст.<...> КоАП РФ в виде штрафа в размере <...> рублей и выдано предписание о получении разрешительных документов до 01.11.2013.
Однако предписание до настоящего времени не исполнено, разрешительные документы не получены.
Поскольку незаконная деятельность ООО «Урицкий молокозавод» нарушает интересы Российской Федерации как собственника водного объекта на рациональное использование и охрану поверхностных вод от вредных природных и антропогенных факторов, снижающих их качество, степень пригодности и безопасности, недопустимость его самовольного использования, на достоверную гидрологическую информацию о его состоянии, поэтому прокурор в целях защиты интересов государства и граждан РФ просил суд обязать ООО «Урицкий молокозавод» приостановить незаконную деятельность по сбросу сточных вод через один выпуск с очистных сооружений в ручей Безымянный и далее в реку Орлик до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях, предоставив срок для добровольного исполнения решения суда - 3 месяца со дня его вступления в законную силу.
Ответчик исковые требования Орловского межрайонного природоохранного прокурора не признал.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ООО «Урицкий молокозавод» просит решение суда отменить и в удовлетворении требований прокурора отказать.
Указывает, что судом не было учтено, что помимо ООО «Урицкий молокозавод» в безымянный ручей сбрасывают сточные воды два жилых дома, в связи с чем, по мнению представителя общества, настоящие требования затрагивают интересы третьих лиц и поэтому суду необходимо было привлечь к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика администрацию п. Нарышкино Урицкого района Орловской области, что судом сделано не было.
В уточнении к апелляционной жалобе ООО «Урицкий молокозавод» ссылается также на то, что в государственном водном реестре отсутствует информация по водному объекту «безымянный ручей».
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьями 56 и 80 Федерального закона от 10.01.2002г №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, установленных главой 7 данного Закона, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из ст. 23 названного выше Федерального закона следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускается на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п.1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Пунктом 1 ст. 44 Водного кодекса РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а в силу п. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 39 указанного кодекса собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Из ст.35 Водного кодекса РФ следует, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна. Целевые показатели качества воды в водных объектах утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, основным видом хозяйственной деятельности ООО «Урицкий молокозавод» является производство готовой молочной продукции посредством переработки сырого молока и ее последующая реализация потребителям, что подтверждается Уставом общества.
При использовании воды в производственном процессе обществом используются кислоты сульфаминовая и азотная, каустическая сода.
В процессе деятельности ООО производит сброс производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод по локальной канализационной сети через канализационную насосную станцию производительностью 50 куб. м в час в пять прудов-накопителей объемом 600 куб.м каждый. Далее, через переливную трубу из последнего пруда-накопителя, сточные воды поступают в ручей Безымянный и далее - реку Орлик в объеме 77,6 куб.м в сутки, 28,32 тыс. куб.м в год.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимся в материалах дела ситуационным планом – схемой водопотребления и водоотведения.
То обстоятельство, что ООО «Урицкий молокозавод» числится в перечне нелегитимных водопользователей, подлежащих региональному и федеральному государственному надзору, которыми осуществляется пользование поверхностными водными объектами без разрешительных документов подтверждается сведениями, предоставленным Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности <адрес> от <дата>
Кроме того, из акта проверки № от 08.07.2013, составленного Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности <адрес>, следует, что в нарушение требований водного законодательства по состоянию на <дата> ООО «Урицкий молокозавод» осуществляет пользование поверхностным водным объектом - рекой Орлик, находящимся в государственной собственности, для сброса хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, не имея соответствующего решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование.
По результатам проверки Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности <адрес> ООО «Урицкий молокозавод» было вынесено предписание № В от 08.07.2013, которым на общество была возложена обязанность получить решение о предоставлении водного объекта в пользование (река Орлик) для сброса сточных вод в срок до <дата> г.
Поскольку указанное предписание обществом исполнено не было, то постановлением Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности <адрес> № 68В от <дата> года, ООО «Урицкий молокозавод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, в части использования водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, и назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Из объяснения генерального директора ООО «Урицкий молокозавод» от <дата> также видно, что у предприятия до настоящего времени отсутствуют разрешительные документы на сброс сточных вод в водный объект.
То обстоятельство, что ручей безымянный является водным объектом подтверждается справкой вр.и.о. начальника отдела водных ресурсов по <адрес> Г.А. Черых, согласно которой ручей б/названия - правый приток р. Орлик, относится к водному бассейну реки Волга. Общая протяжённость водотока менее 5 км. Ручей протекает по территории Урицкого района Орловской области и в государственном водном реестре не числится.
Тот факт, что ООО «Урицкий молокозавод» осуществляет пользование поверхностным водным объектом для сброса сточных вод, подтверждается представленным в заседание судебной коллегии актом обследования места сточных вод ООО «Урицкий молокозавод» от 29.05.2014, составленным комиссионной, из которого следует, что исток ручья расположен на 350-400 метров выше места сброса производственных стоков предприятия, протекает параллельно прудам – накопителям. Водоток имеет все признаки водного объекта, является правым притоком реки Орлик. В 1 метре выше места сброса стоков вода в ручье прозрачная, ниже – вода мутная, тёмная, со специфическим запахом.
Таким образом, судом установлено, что в результате осуществления ответчиком производственной деятельности нарушены вышеуказанные требования действующего законодательства, предусматривающие обязательное получение разрешения компетентного органа государственной власти о предоставлении водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, в пользование в указанных целях.
Материалами дела также установлено, что ООО «Урицкий молокозавод» осуществляет сброс производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод, качество которых по показателям концентрации вредных веществ не отвечает экологическим и санитарно эпидемиологическим требованиям.
Так, согласно протоколам № от 17.03.2013; № от 10.06.2013; № от <дата> результатов аналитического контроля филиала Центр лабораторного анализа и технических измерений по <адрес> качество сбрасываемых предприятием сточных вод в реку Орлик за 1- 3 кварталы 2013 года показывают превышения в них предельнодопустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ для рыбохозяйственных водоемов по железу (в 2 раза), иону аммония (5,5 раза) и БПК-5 (в 11 раз) (л.д.36-39).
Согласно п. 7 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 41 Водного кодекса Российской Федерации водопользование может быть приостановлено в случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека, причинения вреда окружающей среде.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 38 Пленума Верховного суда РФ №21 от 18 октября 2012 года «О применении судами законодательства об ответственности за нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования», если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ).
Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I - IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.
Таким образом, факт причинения вреда окружающей среде несанкционированным сбросом сточных вод в ручей Безымянный и далее в реку Орлик со стороны ответчика нашёл своё подтверждение в судебном заседании.
При изложенных обстоятельствах вывод суда об удовлетворении требований Орловского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Урицкий молокозавод» о приостановлении незаконной деятельности по сбросу сточных вод через один выпуск с очистных сооружений в ручей Безымянный и далее в реку Орлик до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях, являются обоснованным и подтверждён имеющимися в материалах дела доказательствами.
Довод жалобы ООО «Урицкий молокозавод» о том, что судом не было учтено, что помимо ООО «Урицкий молокозавод» в спорный объект сбрасывают сточные воды два жилых дома, не влечет отмену решения суда, поскольку указанное обстоятельство не является юридически значимым при разрешении настоящего спора.
Указание в жалобе на то, что в государственном водном реестре отсутствует информация по водному объекту «безымянный ручей», является несостоятельным, поскольку противоречит имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Урицкого районного суда Орловской области от 22 января 2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Урицкий молокозавод» – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
судья: Игнашина Д.А. Дело № 33 –1061
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 июня 2014 года город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В.,
судей Зубовой Т.Н. и Хомяковой М.Е.,
при секретаре Комиссаровой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Урицкий молокозавод» о приостановлении незаконного пользования водным объектом
по апелляционной жалобе ООО «Урицкий молокозавод» на решение Урицкого районного суда Орловской области от 22 января 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования Орловского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Урицкий молокозавод» удовлетворить.
Обязать ООО «Урицкий молокозавод» приостановить незаконную деятельность по сбросу сточных вод через один выпуск с очистных сооружений в ручей Безымянный и далее в реку Орлик до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях, предоставив срок для добровольного исполнения решения суда три месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ООО «Урицкий молокозавод» в пользу муниципального образования «Урицкий район» государственную пошлину в размере <...> рублей».
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав объяснения представителя ООО «Урицкий молокозавод» Мосина А.В., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения заместителя Орловского природоохранного межрайонного прокурора Булгаковой И.П., представителя Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области Коноваловой О.В., представителя отдела водных ресурсов по Орловской области Московско – Окского бассейнового водного Управления федерального агентства водных ресурсов Киселева Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Орловский межрайонный природоохранный прокурор обратился с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Урицкий молокозавод» о приостановлении незаконного пользования водным объектом.
В обоснование заявленных требований указал, что по информационным материалам отдела водных ресурсов Московско-Окского бассейнового водного управления Росводресурсы Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка состояния законности деятельности ООО «Урицкий молокозавод».
В ходе проверки было установлено, что основным видом хозяйственной деятельности общества является производство готовой молочной продукции посредством переработки сырого молока и ее последующая реализация потребителям.
В связи с этим, предприятием для собственных хозяйственно-бытовых и производственных нужд осуществляется забор воды из подземного источника водоснабжения.
При использовании воды в производственном процессе обществом используются кислоты сульфаминовая и азотная, каустическая сода.
Сброс производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод производится последним по локальной канализационной сети через канализационную насосную станцию производительностью 50 куб. м в час в пять прудов-накопителей объемом 600 куб.м каждый, которые не выполняют функции биологической очистки. Далее, неочищенные воды через переливную трубу из последнего пруда-накопителя, без надлежащей очистки поступают в ручей Безымянный и далее - реку Орлик.
В ходе проверки установлено, что ответчик осуществляет использование водного объекта без оформленного в установленном порядке разрешения, а именно ООО «Урицкий молокозавод» в нарушение водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды допускает сброс неочищенных сточных вод от производственной деятельности предприятия, не имея решения исполнительного органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях. Никакие меры к получению такого решения им не принимаются. Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (НДС) в сточных водах для ООО «Урицкий молокозавод» не установлены, предшествующий этому проект НДС не разработан, не согласован с уполномоченными органами и не утвержден, разрешение федерального органа исполнительной власти на сброс не получено.
В рамках производственного контроля за охраной и использованием водных ресурсов Орловским филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» произведены отборы проб сбрасываемых предприятием производственно-загрязненных и хозяйственно-бытовых сточных вод.
Проведенными аналитическими исследованиями качества сбрасываемых предприятием сточных вод в реку Орлик за 1- 3 кварталы 2013 года показывают превышения в них предельнодопустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ для рыбохозяйственных водоемов по железу (в 2 раза), иону аммония (5,5 раза) и БПК-5 (в 11 раз) (протоколы результатов аналитического контроля № от 07.03.2013, № от 10.06.2013, № от 12.09.2013).
В связи с чем, общество привлечено к административной ответственности по ст.<...> КоАП РФ в виде штрафа в размере <...> рублей и выдано предписание о получении разрешительных документов до 01.11.2013.
Однако предписание до настоящего времени не исполнено, разрешительные документы не получены.
Поскольку незаконная деятельность ООО «Урицкий молокозавод» нарушает интересы Российской Федерации как собственника водного объекта на рациональное использование и охрану поверхностных вод от вредных природных и антропогенных факторов, снижающих их качество, степень пригодности и безопасности, недопустимость его самовольного использования, на достоверную гидрологическую информацию о его состоянии, поэтому прокурор в целях защиты интересов государства и граждан РФ просил суд обязать ООО «Урицкий молокозавод» приостановить незаконную деятельность по сбросу сточных вод через один выпуск с очистных сооружений в ручей Безымянный и далее в реку Орлик до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях, предоставив срок для добровольного исполнения решения суда - 3 месяца со дня его вступления в законную силу.
Ответчик исковые требования Орловского межрайонного природоохранного прокурора не признал.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ООО «Урицкий молокозавод» просит решение суда отменить и в удовлетворении требований прокурора отказать.
Указывает, что судом не было учтено, что помимо ООО «Урицкий молокозавод» в безымянный ручей сбрасывают сточные воды два жилых дома, в связи с чем, по мнению представителя общества, настоящие требования затрагивают интересы третьих лиц и поэтому суду необходимо было привлечь к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика администрацию п. Нарышкино Урицкого района Орловской области, что судом сделано не было.
В уточнении к апелляционной жалобе ООО «Урицкий молокозавод» ссылается также на то, что в государственном водном реестре отсутствует информация по водному объекту «безымянный ручей».
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьями 56 и 80 Федерального закона от 10.01.2002г №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, установленных главой 7 данного Закона, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из ст. 23 названного выше Федерального закона следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускается на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п.1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Пунктом 1 ст. 44 Водного кодекса РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а в силу п. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 39 указанного кодекса собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Из ст.35 Водного кодекса РФ следует, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна. Целевые показатели качества воды в водных объектах утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, основным видом хозяйственной деятельности ООО «Урицкий молокозавод» является производство готовой молочной продукции посредством переработки сырого молока и ее последующая реализация потребителям, что подтверждается Уставом общества.
При использовании воды в производственном процессе обществом используются кислоты сульфаминовая и азотная, каустическая сода.
В процессе деятельности ООО производит сброс производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод по локальной канализационной сети через канализационную насосную станцию производительностью 50 куб. м в час в пять прудов-накопителей объемом 600 куб.м каждый. Далее, через переливную трубу из последнего пруда-накопителя, сточные воды поступают в ручей Безымянный и далее - реку Орлик в объеме 77,6 куб.м в сутки, 28,32 тыс. куб.м в год.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимся в материалах дела ситуационным планом – схемой водопотребления и водоотведения.
То обстоятельство, что ООО «Урицкий молокозавод» числится в перечне нелегитимных водопользователей, подлежащих региональному и федеральному государственному надзору, которыми осуществляется пользование поверхностными водными объектами без разрешительных документов подтверждается сведениями, предоставленным Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности <адрес> от <дата>
Кроме того, из акта проверки № от 08.07.2013, составленного Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности <адрес>, следует, что в нарушение требований водного законодательства по состоянию на <дата> ООО «Урицкий молокозавод» осуществляет пользование поверхностным водным объектом - рекой Орлик, находящимся в государственной собственности, для сброса хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, не имея соответствующего решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование.
По результатам проверки Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности <адрес> ООО «Урицкий молокозавод» было вынесено предписание № В от 08.07.2013, которым на общество была возложена обязанность получить решение о предоставлении водного объекта в пользование (река Орлик) для сброса сточных вод в срок до <дата> г.
Поскольку указанное предписание обществом исполнено не было, то постановлением Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности <адрес> № 68В от <дата> года, ООО «Урицкий молокозавод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, в части использования водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, и назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Из объяснения генерального директора ООО «Урицкий молокозавод» от <дата> также видно, что у предприятия до настоящего времени отсутствуют разрешительные документы на сброс сточных вод в водный объект.
То обстоятельство, что ручей безымянный является водным объектом подтверждается справкой вр.и.о. начальника отдела водных ресурсов по <адрес> Г.А. Черых, согласно которой ручей б/названия - правый приток р. Орлик, относится к водному бассейну реки Волга. Общая протяжённость водотока менее 5 км. Ручей протекает по территории Урицкого района Орловской области и в государственном водном реестре не числится.
Тот факт, что ООО «Урицкий молокозавод» осуществляет пользование поверхностным водным объектом для сброса сточных вод, подтверждается представленным в заседание судебной коллегии актом обследования места сточных вод ООО «Урицкий молокозавод» от 29.05.2014, составленным комиссионной, из которого следует, что исток ручья расположен на 350-400 метров выше места сброса производственных стоков предприятия, протекает параллельно прудам – накопителям. Водоток имеет все признаки водного объекта, является правым притоком реки Орлик. В 1 метре выше места сброса стоков вода в ручье прозрачная, ниже – вода мутная, тёмная, со специфическим запахом.
Таким образом, судом установлено, что в результате осуществления ответчиком производственной деятельности нарушены вышеуказанные требования действующего законодательства, предусматривающие обязательное получение разрешения компетентного органа государственной власти о предоставлении водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, в пользование в указанных целях.
Материалами дела также установлено, что ООО «Урицкий молокозавод» осуществляет сброс производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод, качество которых по показателям концентрации вредных веществ не отвечает экологическим и санитарно эпидемиологическим требованиям.
Так, согласно протоколам № от 17.03.2013; № от 10.06.2013; № от <дата> результатов аналитического контроля филиала Центр лабораторного анализа и технических измерений по <адрес> качество сбрасываемых предприятием сточных вод в реку Орлик за 1- 3 кварталы 2013 года показывают превышения в них предельнодопустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ для рыбохозяйственных водоемов по железу (в 2 раза), иону аммония (5,5 раза) и БПК-5 (в 11 раз) (л.д.36-39).
Согласно п. 7 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 41 Водного кодекса Российской Федерации водопользование может быть приостановлено в случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека, причинения вреда окружающей среде.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 38 Пленума Верховного суда РФ №21 от 18 октября 2012 года «О применении судами законодательства об ответственности за нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования», если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ).
Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I - IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.
Таким образом, факт причинения вреда окружающей среде несанкционированным сбросом сточных вод в ручей Безымянный и далее в реку Орлик со стороны ответчика нашёл своё подтверждение в судебном заседании.
При изложенных обстоятельствах вывод суда об удовлетворении требований Орловского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Урицкий молокозавод» о приостановлении незаконной деятельности по сбросу сточных вод через один выпуск с очистных сооружений в ручей Безымянный и далее в реку Орлик до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях, являются обоснованным и подтверждён имеющимися в материалах дела доказательствами.
Довод жалобы ООО «Урицкий молокозавод» о том, что судом не было учтено, что помимо ООО «Урицкий молокозавод» в спорный объект сбрасывают сточные воды два жилых дома, не влечет отмену решения суда, поскольку указанное обстоятельство не является юридически значимым при разрешении настоящего спора.
Указание в жалобе на то, что в государственном водном реестре отсутствует информация по водному объекту «безымянный ручей», является несостоятельным, поскольку противоречит имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Урицкого районного суда Орловской области от 22 января 2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Урицкий молокозавод» – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи