2-7552/5
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 ноября 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд в составе председательствующего судьи Овчинниковой О.В., с участием помощника прокурора Швецовой М.С., при секретаре Ермишиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки отходов,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что в результатепроверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что на территории Петрозаводского городского округа с левой стороны автодороги Петрозаводск - Лососинное по направлению в Лососинное расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Карельский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц, просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную с левой стороны автодороги Петрозаводск – Лососинное по направлению в Лососинное (<данные изъяты>
В судебном заседании помощник прокурора иск поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещены, в отзыве иск не признают.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что на территории Петрозаводского городского округа с левой стороны автодороги Петрозаводск - Лососинное по направлению в Лососинное (<данные изъяты>) расположена несанкционированная свалка бытовых отходов.
В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее - Закон), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.
Согласно требованиям статьи 51 Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно требованиям статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 11 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в предмет ведения органов местного самоуправления городского округа входит организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 39 Устава Петрозаводского городского округа к полномочиям Администрации Петрозаводского городского округа относится исполнение полномочий органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа по решению вопросов местного значения Петрозаводского городского округа в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Петрозаводского городского Совета и постановлениями Главы Петрозаводского городского округа.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что меры, направленные на ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки, должны осуществляться Администрацией Петрозаводского городского округа.
Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, так как наличие несанкционированных свалок повлекло за собой загрязнение природной среды, а в дальнейшем может повлечь и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения, в связи с чем прокурором подается иск в соответствии со статьей 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет Петрозаводского городского округа госпошлина в сумме <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки отходов удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную с левой стороны автодороги Петрозаводск – Лососинное по направлению в Лососинное (<данные изъяты>).
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в бюджет Петрозаводского городского округа госпошлину <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение десяти дней.
Судья Овчинникова О.В.
Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ
составлено 13 ноября 2011 года.