Судья Савченкова И.В. Дело №
Решение
Судья Верховного Суда У. Республики Соловьев В. А., с участием защитника АО «Концерн «Калашников» Жуйкова Р.Н., представителя У. Р. по УР Шутовой А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 07 декабря 2020 года жалобу АО «Концерн Калашникова» на постановление судьи Ленинского районного суда <адрес> У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении АО «Концерн «Калашников»,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда <адрес> У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ АО «Концерн «Калашников» подвергнуто штрафу в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд У. Республики, АО «Концерн «Калашников» просит отменить постановление судьи, производство по делу об административном правонарушении прекратить, поскольку выводы судьи о том, что «Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-2019» обязательны к исполнению на территории У. Республики является ошибочным.
В судебном заседании защитник АО «Концерн «Калашников» доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель У. Р. с жалобой не согласилась, считая постановление по делу законным.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Из протокола об административном правонарушении следует, что событие административного правонарушения, вмененное АО «Концерн «Калашников», имело место при следующих обстоятельствах.
В ходе проведения эпидемиологического расследования на основании распоряжения руководителя У. Р. по УР от 18.05.2020г. № с 18.05.2020г. по 15.06.2020г. в связи с получением информации из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» о регистрации лабораторно подтвержденных случаев новой коронавирусной инфекции у граждан, работающих в АО «Концерн «Калашников», расположенному по адресу: УР, <адрес>, проезд им. Дерябина, <адрес>, помещение 78, административным органом установлены следующие нарушения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
- ч.1 ст. 29 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» согласно которой в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
- ч.3 ст. 29 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» согласно которой санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
- ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» согласно которой индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
- пп. 1,2 ст. 31 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» согласно которой ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
- п. 2.1. СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитических болезней», согласно которого в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
- п. 2.6. СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитических болезней», согласно которого санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
- пп. 1. п.7 Распоряжения Г. У. Республики от 24.04.2020г. N 82-РГ «О внесении изменения в распоряжение Г. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории У. Республики», руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, чья деятельность допускается в соответствии с пунктами 2, 6 настоящего распоряжения необходимо обеспечить с целью защиты работников от новой коронавирусной инфекции выполнение санитарных норм и правил, установленных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6, иных актов и рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также иных актов уполномоченных органов, принимаемых в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.
- Письма Р. от 20.04.2020г. N 02/7376-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19» в соответствии с которым в АО «Концерн Калашников» выявлены следующие нарушения:
Согласно п.3.4. Рекомендаций - организация ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника.
В нарушение п. 3.4. Рекомендации, «входной фильтр» с проведением бесконтактного контроля температуры тела работников проводился специалистами отдела охраны труда только у сотрудников, работающих в первую смену. Перед началом второй и третьей смен «входной фильтр» не проводился. Данное нарушение подтверждается протоколом осмотра от 18.05.2020г.
Согласно п.4.11. Рекомендации, выделение для приема пищи специально отведенной комнаты или части помещения, с оборудованной раковиной для мытья рук и дозатором для обработки рук кожным антисептиком. Оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования.
В нарушение п.4.11. Рекомендации, в цехе 661 комната приема пищи не оборудована раковиной для мытья рук. В туалетных помещениях цехов 893 и 661, комнате приема пищи цеха 893, 661 отсутствуют дозатора для обработки рук кожным антисептиком. Данное нарушение подтверждается протоколом осмотра от 18.05.2020г., актом эпидемиологического расследования от 15.06.2020г. №.
Согласно п.4.9. Рекомендации применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа.
В нарушение п.4.9. Рекомендации, в цехах 661, 662, 893 в помещениях с постоянным нахождением работников не установлены бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа. Данное нарушение подтверждается протоколом осмотра от 18.05.2020г., актом эпидемиологического расследования от 15.06.2020г. №. В цехе 661 бактерицидный облучатель воздуха установлен только в помещении, где находятся мастера. Также бактерицидный облучатель воздуха установлен в проходной МСК-15.
Согласно п. 4.10. Рекомендаций, обеспечение работников на рабочих местах запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа), а также дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств, перчаток.
В нарушение п. 4.10. Рекомендаций по состоянию на 18.05.2020г. работникам выдано по одной многоразовой маске для их использования при входе на предприятие через проходную и посещении мест массового скопления людей. Исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа – работающие не обеспечены необходимым количеством одноразовых или многоразовых масок. Непосредственно на участке 4 цеха 893, цехе 661 на рабочих местах 18.05.2020г. сотрудники были без масок. Данное нарушение подтверждается протоколом осмотра от 18.05.2020г., актом эпидемиологического расследования от 15.06.2020г. №.
Согласно п. 4.8. Рекомендаций проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки производственных, служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники.
В нарушение п. 4.8. Рекомендаций при осмотре 18.05.2020г. помещений участка № цеха 893 для дезинфекции всех контактных поверхностей техническим персоналом представлено средство «STEEL POLISH», который предназначен для использования, как очиститель для нержавеющей стали, а не как дезинфицирующее средство. График уборки помещений (туалетов) заполнен на несколько дней вперед – за 19,20,21,ДД.ММ.ГГГГ. Данное нарушение подтверждается протоколом осмотра от 18.05.2020г. актом эпидемиологического расследования от 15.06.2020г. №.
Согласно п. 4.7. Рекомендаций организация опроса и осмотров работников на признаки респираторных заболеваний, с термометрией в течение рабочего дня (рекомендуемая периодичность 1 раз в 4 часа).
В нарушение п. 4.7. Рекомендаций в цехе 661 в течение рабочего дня не проводился опрос работников на наличие респираторных заболеваний и термометрия с периодичностью 1 раз в 4 часа (журнал опроса, осмотра не представлен), что подтверждается актом эпидемиологического расследования от 15.06.2020г. №.
Согласно п. 3.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. СП ДД.ММ.ГГГГ-03» профилактическую дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию проводят в присутствии или в отсутствие людей, согласно действующим методическим документам (инструкциям) на конкретное средство.
В нарушение п. 3.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-03 не представлена инструкция по применению дезинфицирующего средства «ДПАлтай», которое использовалось для ежедневной текущей уборки дезинфекции помещений цеха 893. Данное нарушение подтверждается протоколом осмотра от 18.05.2020г.
Рассматривая дело и назначая административное наказание, судья районного суда пришла к выводу о доказанности виновности АО «Концерн Калашникова» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Однако с таким выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Исходя из буквального толкования диспозиции данной нормы, по делу должны быть установлены и доказаны нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ
Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами;
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;
Гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;
В силу ч.2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ - государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" - нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы). На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Таким образом, санитарные правила и гигиенические нормативы, обязанность выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Соответственно распоряжение Г. У. Республики N 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории У. Республики» и "МР 3.1/ДД.ММ.ГГГГ/5-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Методические рекомендации" и не являются санитарными правилами (нормами) и гигиеническими нормативами и их не исполнение, не может являться объективной стороной ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Как указано в разделе 2.2 МР 3.1/ДД.ММ.ГГГГ/5-20 Позиции, приведенные в настоящих рекомендациях, целесообразно регламентировать распорядительными документами организации. При получении информации работодателем о нарушении установленных ограничений рассматривать вопрос о привлечении сотрудников к дисциплинарной ответственности, с соблюдением норм трудового права.
В п.6 Письма Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 02/21694-2020-30 "О профилактике новой инфекции для работодателей" разъяснено, что подготовленные Р. методические рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-19 для различных отраслей экономики не являются нормативными правовыми актами и носят исключительно рекомендательный характер.
Таким образом, рекомендации, изложенные в методических рекомендациях Р. по профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-19, не являются обязательными для исполнения, их неисполнение не может являться административным правонарушением, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Вывод судьи в том, что обязательность исполнения методических рекомендаций придает распоряжение Г. У. Республики N 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории У. Республики» ошибочен, поскольку в силу положений ст. 5 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 104-РЗ «О Г. У. Республики» и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к полномочиям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не отнесено придание обязательности исполнения рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Кроме того, необходимо согласиться с судьей районного суда в части того, что в действиях АО «Концерн «Калашников» указания на нарушения п. 3.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. СП ДД.ММ.ГГГГ-03» не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку данные правила обязательны для исполнения юридическими лицами, осуществляющими дезинфекционную деятельность, к числу которых АО «Концерн «Калашников» не относится. В СП ДД.ММ.ГГГГ-03 указано, что данные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг (далее - дезинфекционная деятельность). Санитарные правила обязательны для физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, занимающихся дезинфекционной деятельностью.
Содержание протокола об административном правонарушении с указанием о нарушении юридическим лицом обязанности соблюдать нормы санитарного законодательства, без указания конкретных требований санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, принятых и утвержденных в установленном порядке, не может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" - при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Таким образом, поскольку по делу не доказана объективная сторона вменяемого административного правонарушения, имеются неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, поскольку не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление, что предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда <адрес> У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении АО «Концерн Калашникова» отменить, производство по данному делу прекратить. Жалобу АО «Концерн «Калашников» удовлетворить.
Судья Верховного Суда
У. Республики Соловьев В.А.