Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-267/2020 от 23.11.2020

Судья Савченкова И.В.          Дело

Решение

Судья Верховного Суда У. Республики Соловьев В. А., с участием защитника АО «Концерн «Калашников» Жуйкова Р.Н., представителя У. Р. по УР Шутовой А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 07 декабря 2020 года жалобу АО «Концерн Калашникова» на постановление судьи Ленинского районного суда <адрес> У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении АО «Концерн «Калашников»,

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда <адрес> У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ АО «Концерн «Калашников» подвергнуто штрафу в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд У. Республики, АО «Концерн «Калашников» просит отменить постановление судьи, производство по делу об административном правонарушении прекратить, поскольку выводы судьи о том, что «Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-2019» обязательны к исполнению на территории У. Республики является ошибочным.

В судебном заседании защитник АО «Концерн «Калашников» доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель У. Р. с жалобой не согласилась, считая постановление по делу законным.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Из протокола об административном правонарушении следует, что событие административного правонарушения, вмененное АО «Концерн «Калашников», имело место при следующих обстоятельствах.

В ходе проведения эпидемиологического расследования на основании распоряжения руководителя У. Р. по УР от 18.05.2020г. с 18.05.2020г. по 15.06.2020г. в связи с получением информации из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» о регистрации лабораторно подтвержденных случаев новой коронавирусной инфекции у граждан, работающих в АО «Концерн «Калашников», расположенному по адресу: УР, <адрес>, проезд им. Дерябина, <адрес>, помещение 78, административным органом установлены следующие нарушения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

- ч.1 ст. 29 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» согласно которой в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

- ч.3 ст. 29 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» согласно которой санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

- ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» согласно которой индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

- пп. 1,2 ст. 31 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» согласно которой ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

- п. 2.1. СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитических болезней», согласно которого в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

- п. 2.6. СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитических болезней», согласно которого санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

- пп. 1. п.7 Распоряжения Г. У. Республики от 24.04.2020г. N 82-РГ «О внесении изменения в распоряжение Г. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории У. Республики», руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, чья деятельность допускается в соответствии с пунктами 2, 6 настоящего распоряжения необходимо обеспечить с целью защиты работников от новой коронавирусной инфекции выполнение санитарных норм и правил, установленных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6, иных актов и рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также иных актов уполномоченных органов, принимаемых в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.

- Письма Р. от 20.04.2020г. N 02/7376-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19» в соответствии с которым в АО «Концерн Калашников» выявлены следующие нарушения:

Согласно п.3.4. Рекомендаций - организация ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника.

В нарушение п. 3.4. Рекомендации, «входной фильтр» с проведением бесконтактного контроля температуры тела работников проводился специалистами отдела охраны труда только у сотрудников, работающих в первую смену. Перед началом второй и третьей смен «входной фильтр» не проводился. Данное нарушение подтверждается протоколом осмотра от 18.05.2020г.

Согласно п.4.11. Рекомендации, выделение для приема пищи специально отведенной комнаты или части помещения, с оборудованной раковиной для мытья рук и дозатором для обработки рук кожным антисептиком. Оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования.

В нарушение п.4.11. Рекомендации, в цехе 661 комната приема пищи не оборудована раковиной для мытья рук. В туалетных помещениях цехов 893 и 661, комнате приема пищи цеха 893, 661 отсутствуют дозатора для обработки рук кожным антисептиком. Данное нарушение подтверждается протоколом осмотра от 18.05.2020г., актом эпидемиологического расследования от 15.06.2020г. .

Согласно п.4.9. Рекомендации применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа.

В нарушение п.4.9. Рекомендации, в цехах 661, 662, 893 в помещениях с постоянным нахождением работников не установлены бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа. Данное нарушение подтверждается протоколом осмотра от 18.05.2020г., актом эпидемиологического расследования от 15.06.2020г. . В цехе 661 бактерицидный облучатель воздуха установлен только в помещении, где находятся мастера. Также бактерицидный облучатель воздуха установлен в проходной МСК-15.

Согласно п. 4.10. Рекомендаций, обеспечение работников на рабочих местах запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа), а также дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств, перчаток.

В нарушение п. 4.10. Рекомендаций по состоянию на 18.05.2020г. работникам выдано по одной многоразовой маске для их использования при входе на предприятие через проходную и посещении мест массового скопления людей. Исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа – работающие не обеспечены необходимым количеством одноразовых или многоразовых масок. Непосредственно на участке 4 цеха 893, цехе 661 на рабочих местах 18.05.2020г. сотрудники были без масок. Данное нарушение подтверждается протоколом осмотра от 18.05.2020г., актом эпидемиологического расследования от 15.06.2020г. .

Согласно п. 4.8. Рекомендаций проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки производственных, служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники.

В нарушение п. 4.8. Рекомендаций при осмотре 18.05.2020г. помещений участка цеха 893 для дезинфекции всех контактных поверхностей техническим персоналом представлено средство «STEEL POLISH», который предназначен для использования, как очиститель для нержавеющей стали, а не как дезинфицирующее средство. График уборки помещений (туалетов) заполнен на несколько дней вперед – за 19,20,21,ДД.ММ.ГГГГ. Данное нарушение подтверждается протоколом осмотра от 18.05.2020г. актом эпидемиологического расследования от 15.06.2020г. .

Согласно п. 4.7. Рекомендаций организация опроса и осмотров работников на признаки респираторных заболеваний, с термометрией в течение рабочего дня (рекомендуемая периодичность 1 раз в 4 часа).

В нарушение п. 4.7. Рекомендаций в цехе 661 в течение рабочего дня не проводился опрос работников на наличие респираторных заболеваний и термометрия с периодичностью 1 раз в 4 часа (журнал опроса, осмотра не представлен), что подтверждается актом эпидемиологического расследования от 15.06.2020г. .

Согласно п. 3.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. СП ДД.ММ.ГГГГ-03» профилактическую дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию проводят в присутствии или в отсутствие людей, согласно действующим методическим документам (инструкциям) на конкретное средство.

В нарушение п. 3.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-03 не представлена инструкция по применению дезинфицирующего средства «ДПАлтай», которое использовалось для ежедневной текущей уборки дезинфекции помещений цеха 893. Данное нарушение подтверждается протоколом осмотра от 18.05.2020г.

Рассматривая дело и назначая административное наказание, судья районного суда пришла к выводу о доказанности виновности АО «Концерн Калашникова» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.

Однако с таким выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.

Административная ответственность по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).

Исходя из буквального толкования диспозиции данной нормы, по делу должны быть установлены и доказаны нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В силу ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ

Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами;

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;

Гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

В силу ч.2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ - государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" - нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы). На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.

Таким образом, санитарные правила и гигиенические нормативы, обязанность выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.

Соответственно распоряжение Г. У. Республики N 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории У. Республики» и "МР 3.1/ДД.ММ.ГГГГ/5-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Методические рекомендации" и не являются санитарными правилами (нормами) и гигиеническими нормативами и их не исполнение, не может являться объективной стороной ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Как указано в разделе 2.2 МР 3.1/ДД.ММ.ГГГГ/5-20 Позиции, приведенные в настоящих рекомендациях, целесообразно регламентировать распорядительными документами организации. При получении информации работодателем о нарушении установленных ограничений рассматривать вопрос о привлечении сотрудников к дисциплинарной ответственности, с соблюдением норм трудового права.

В п.6 Письма Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 02/21694-2020-30 "О профилактике новой инфекции для работодателей" разъяснено, что подготовленные Р. методические рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-19 для различных отраслей экономики не являются нормативными правовыми актами и носят исключительно рекомендательный характер.

Таким образом, рекомендации, изложенные в методических рекомендациях Р. по профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-19, не являются обязательными для исполнения, их неисполнение не может являться административным правонарушением, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Вывод судьи в том, что обязательность исполнения методических рекомендаций придает распоряжение Г. У. Республики N 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории У. Республики» ошибочен, поскольку в силу положений ст. 5 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 104-РЗ «О Г. У. Республики» и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к полномочиям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не отнесено придание обязательности исполнения рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Кроме того, необходимо согласиться с судьей районного суда в части того, что в действиях АО «Концерн «Калашников» указания на нарушения п. 3.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. СП ДД.ММ.ГГГГ-03» не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку данные правила обязательны для исполнения юридическими лицами, осуществляющими дезинфекционную деятельность, к числу которых АО «Концерн «Калашников» не относится. В СП ДД.ММ.ГГГГ-03 указано, что данные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг (далее - дезинфекционная деятельность). Санитарные правила обязательны для физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, занимающихся дезинфекционной деятельностью.

Содержание протокола об административном правонарушении с указанием о нарушении юридическим лицом обязанности соблюдать нормы санитарного законодательства, без указания конкретных требований санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, принятых и утвержденных в установленном порядке, не может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" - при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Таким образом, поскольку по делу не доказана объективная сторона вменяемого административного правонарушения, имеются неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, поскольку не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление, что предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Ленинского районного суда <адрес> У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении АО «Концерн Калашникова» отменить, производство по данному делу прекратить. Жалобу АО «Концерн «Калашников» удовлетворить.

Судья Верховного Суда

У. Республики              Соловьев В.А.

12-267/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
АО "Концерн Калашников"
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Соловьев Владимир Александрович
Статьи

КоАП: ст. 6.3 ч.2

Дело на странице суда
vs--udm.sudrf.ru
23.11.2020Материалы переданы в производство судье
07.12.2020Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее