Дело №2-213/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 октября 2016 года с. Хову-Аксы
Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кара-Сала В.Д.,
при секретаре Уйнукай Ч.Р.,
с участием истицы Докпай Ш.Г.,
представителя Администрации муниципального района «<***>» Б.,
представителя Муниципального учреждения «Управления образования <***> Республики Тыва» М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Докпай Ш. Г. к Администрации муниципального района «<***>», Муниципальному учреждению «Управление образования <***> Республики Тыва» об обязании предоставить места в муниципальном дошкольном учреждении на территории села <***> <адрес> Республики Тыва,
У С Т А Н О В И Л:
Докпай Ш.Г. в интересах Ы.Б.Д., Ы.Б-К. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района «<***> кожуун Республики Тыва», Муниципальному учреждению «Управление образования <***> кожууна Республики Тыва» об обязании предоставить места её детям в муниципальном дошкольном учреждении села <***> <адрес> Республики Тыва, указывая, что её сыновья, Ы.Б.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. состоит на получение места в муниципальное дошкольное учреждение <адрес> (далее по тексту - МДОУ) под №(общая) и Ы.Б-К.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. под № до настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении ему не предоставлено. Администрацией муниципального района «<***>» Республики Тыва были нарушены права её детей Ы.Б.Д. и Ы.Б-К.Д., предоставление места в ДОУ - обязанность муниципальных органов, т.е. Администрации муниципального района «<***>» Республики Тыва в лице Управления образования <***> Республики Тыва обязана организовать доступ к дошкольному образованию детям дошкольного возраста. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Вышеуказанным законом отсутствие мест в МДОУ в качестве оснований для отказа в предоставлении мест в МДОУ не предусмотрено. Таким образом, иных ограничений, кроме возрастных, для поступления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение законодательством не предусмотрено. Поскольку орган местного самоуправления - Администрация муниципального района «<***> кожуун» Республики Тыва не обеспечивает реализацию прав ребенка дошкольного возраста, считает, что Администрация муниципального района «<***> кожуун» Республики Тыва нарушает права ребенка дошкольного возраста на общедоступное бесплатное дошкольное образование, предусмотренного Федеральным законодательством и гарантированного Конституцией Российской Федерации. Администрация муниципального района «<***> кожуун» Республики Тыва была заблаговременно проинформирована о предоставлении места в дошкольном учреждении ее ребенку, что подтверждается датой постановки на учет в Управлении образования <***> кожууна Республики Тыва для определения в МДОУ. Обладая данной информацией, Администрация муниципального района «<***> кожуун» Республики Тыва была обязана заранее позаботиться о создании необходимого количества мест в МДОУ, т.к. ответственность за организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в части создания и содержания дошкольных учреждений целиком лежит на органах местного самоуправления <***> кожууна. Администрация муниципального района «<***> кожуун» Республики Тыва обязана была принять все меры, чтобы данное право реализовалось без нарушения прав детей. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, потому постановка на очередь в МДОУ еще не означает, что ребенок дошкольного возраста в данный момент получает доступ к дошкольному образованию, он не участвует в дошкольном образовательном процессе. Согласно письму Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О методических рекомендациях по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007-2010 гг., обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательного учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад. Таким образом, разумность сроков предоставления места в ДОУ Администрацией муниципального района «<***> кожуун» Республики Тыва нарушена. Администрация муниципального района «<***> кожуун» Республики Тыва, отказывая в предоставлении места (выдача направления) в МДОУ детям, нарушает конституционное право Ы.Б.Д., Ы.Б-К.Д. на дошкольное образование. На основании вышеизложенного просит обязать Администрацию муниципального района «<***> кожуун» Республики Тыва, Муниципальное учреждение «Управление образования Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва» предоставить Ы.Б.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения Ы.Б-К.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождении, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории села <адрес> <адрес> Республики Тыва в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Истец Докпай Ш.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Муниципального учреждения «Управление образования <***> кожууна Республики Тыва» М. просила в удовлетворении исковых требований Докпай Ш.Г. отказать в полном объеме и представила выписку из журнала регистрации очередников в дошкольные учреждения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика – Администрации муниципального района «<***> кожуун Республики Тыва» Б. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска.
Выслушав стороны и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В статье 55 Закона предусмотрено, что прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Согласно п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно п. 1, 2, ч. 1 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» также устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно постановления Администрации <***> кожууна Республики Тыва «Об утверждении порядка приема детей в муниципальные бюджетные дошкольные образовательные организации <***> кожууна Республики Тыва, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок приема в муниципальные бюджетные образовательные организации <***> кожууна Республики Тыва.
Согласно п. 2.2 Порядка приема в муниципальные бюджетные дошкольные образовательные организации <***> кожууна учет производится на электронном и (или) бумажном носителях с указанием фамилии и имени ребенка, даты рождения, даты постановки на учет и желаемой даты предоставления места в образовательной организации.
При этом, согласно п. 2.7 родителям (законным представителям), представившим документы о постановке на учет лично вручается уведомление о регистрации ребенка в едином реестре очередности. Родителям (законным представителям) детей, осуществившим постановку на учет на специально организованном общедоступном портале в сети Интернет, по электронной почте высылается электронная версия уведомления.
Комплектование Учреждения производится в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования (п. 3.9 Порядка).
Статьей 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно свидетельству о рождении серии I-ЛЖ №, истица Докпай Ш. Г. является матерью Ы.Б-К.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом ребенка является Ы.Д,Д,.
Согласно свидетельству о рождении серии I-ЛЖ №, истица Докпай Ш. Г. является матерью Ы.Б.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом ребенка является Ы.Д,Д,.
Согласно представленной ответчиком выписки из электронного журнала регистрации очередников <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ следует, что общее число детей состоящих в очереди <***> ребенка, в том числе количество льготников <***>, дети истицы согласно льготной очереди Ы.Б.Д.-К.Д. стоит под номером <***>, а Ы.Б.Д. – <***>, в общей очереди Ы.Б-К.Д. стоит под номером <***>, Ы.Б.Д. – <***>.
Таким образом, доводы истицы о том, что ответчик отказывая в предоставлении ее детям места в дошкольном образовательном учреждении <адрес> нарушает права ее детей на общедоступное бесплатное дошкольное образование, суд считает необоснованной, поскольку заявление истицы о постановке ее детей в очередь для предоставления места в дошкольном образовательном учреждении, ответчик принял согласно утвержденного порядка, ее дети Ы.Б.Д., и Ы.Б-К.Д. зарегистрированы в Книге учета льготных очередников, о чем истице выдано соответствующее уведомление, оснований для принятия ее детей вне соблюдения такой очередности судом не установлены.
Согласно представленной выписки Муниципальное учреждение «Управления образования <***> кожууна Республики Тыва» соблюдает установленный порядок принятия на учет будущих воспитанников дошкольных образовательных учреждений и комплектования таких учреждений.
Кроме этого, суд приходит к выводу, что не предоставление места детям Докпай Ш.Г. в дошкольном образовательном учреждении связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой в том числе состоят лица, обратившиеся за постановкой в очередь ранее истца.
Законодательством предусмотрена возможность наличия такой очереди, при этом, у ответчика отсутствует обязанность предоставлять места в дошкольных образовательных учреждениях незамедлительно в момент обращения нуждающихся, вне соблюдения очередности предоставления мест.
Доводы о нарушениях ответчиками прав и законных интересов детей, по мнению истицы, заключается, в том числе и в отказе, и в бездействии со стороны ответчиков в предоставлении ребенку места в дошкольном образовательном учреждении.
Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Исходя из позиции Пленума Верховного суда РФ, высказанной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В обязанность ответчика действительно входит предоставление детям истца в порядке очередности места в дошкольном образовательном учреждении.
Однако, истицей не предоставлены доказательства, подтверждающие наличие отказа и бездействия со стороны ответчиков по принятию мер, направленных на создание возможности истцу реализовать права в части получения ее детьми дошкольного образования.
Доказательств нахождения детей истицы в льготной категории граждан, имеющих право на первоочередное поступление в дошкольное учреждение, суду не представлено.
Анализируя причины непредставлении детям истицы места в дошкольном образовательном учреждении, суд приходит к выводу, что они не связаны с противоправными действиями (бездействием) ответчиков, в настоящее время органы местного самоуправления в лице Администрации муниципального района «<***> кожуун» Республики Тыва и Муниципальным учреждением «Управление образования <***> кожууна Республики Тыва» принимаются меры для ликвидации имеющейся очередности и предоставления гражданам возможности реализации их прав в части получения детьми дошкольного образования.
Суд также учитывает, что в очереди для предоставления места в дошкольном образовательном учреждении состоят и иные лица, в том числе обратившиеся ранее.
Предоставление места в дошкольном образовательном учреждении без учета имеющейся очереди влечет за собой нарушение прав иных лиц, включенных в установленном порядке в Книгу учета ранее истицы.
Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии со стороны ответчиков нарушения требований законодательства, об отсутствии фактов отказа в реализации права истицы на получение ее детьми дошкольного образования, в связи, с чем в удовлетворении требований истицы о возложении обязанности предоставить ее детям места в муниципальном детском образовательном учреждении следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления Докпай Ш. Г. в интересах Ы.Б.Д. и Ы.Б-К.Д. к Администрации муниципального района «<***> кожуун Республики Тыва», Муниципальному учреждению «Управление образования <***> кожууна Республики Тыва» об обязании предоставить места в муниципальном дошкольном учреждении на территории села <***> <адрес> Республики Тыва, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его вынесения через Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва.
Председательствующий Кара-Сал В.Д.
Копия верна; Кара-Сал В.Д.
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с. Хову-Аксы
Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кара-Сала В.Д.,
при секретаре Уйнукай Ч.Р.,
с участием истицы Докпай Ш.Г.,
представителя Администрации муниципального района «<***> кожуун Республики Тыва» Б.,
представителя Муниципального учреждения «Управления образования <***> кожууна Республики Тыва» М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Докпай Ш. Г. к Администрации муниципального района «<***> кожуун Республики Тыва», Муниципальному учреждению «Управление образования <***> кожууна Республики Тыва» об обязании предоставить места в муниципальном дошкольном учреждении на территории села <***> <адрес> Республики Тыва,
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления Докпай Ш. Г. в интересах Ы.Б.Д. и Ы.Б-К.Д. к Администрации муниципального района «<***> кожуун Республики Тыва», Муниципальному учреждению «Управление образования <***> кожууна Республики Тыва» об обязании предоставить места в муниципальном дошкольном учреждении на территории села <***> <адрес> Республики Тыва, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его вынесения через Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва.
Председательствующий Кара-Сал В.Д.