Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-31/2014 (2-879/2013;) ~ М-911/2013 от 12.12.2013

Дело № 2-31/2014 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                                     06 марта 2014 года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Таипова Э.Р.,

при секретаре Дильмухаметовой Х.Х.,

с участием истца - представителя Управления Россельхознадзора по Пермскому краю ФИО2,

ответчика - представителя администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО3,

ответчика - представителя администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Россельхознадзора по Пермскому краю к администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края о восстановлении нарушенного состояния земель сельскохозяйственного назначения,

                                                                            УСТАНОВИЛ:

Управление Россельхознадзора по Пермскому краю обратилось в суд с иском к администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края о восстановлении нарушенного состояния земель сельскохозяйственного назначения.

В обоснование требований указало, что при проведении контрольно-надзорных мероприятий государственным инспектором отдела южного МРП <адрес> по направлению государственного земельного надзора Управления ДД.ММ.ГГГГ (при проведении плановой проверки) в отношении администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района установлено, что на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: <адрес>, 1,5 км севернее <адрес> с географическими координатами 56°39.485" с.ш., 56°59.659" в.д. на площади 1,2 га допущено несанкционированное размещение отходов потребления и бытового мусора (крупногабаритные остатки строительного мусора, бревна, доски, бумажные коробки, пакеты полиэтиленовые и прочего мусора). На день проведения плановой проверки (25.10.2012) на вышеуказанных земельных участках отсутствовала деятельность, связанная с сельскохозяйственным производством. Скопление отходов на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах землепользования <данные изъяты> сельского поселения осуществлено жителями близлежащего населенного пункта - <адрес>.

Подъезд к участкам несанкционированного размещения отходов открыт, заграждения по периметру, информационные знаки, запрещающие вывоз мусора, трафареты отсутствуют. Администрацией поселения на день плановой проверки не представлены правоустанавливающие документы, разрешающие отвод и использование земельных участков под размещение отходов производства и потребления.

По результатам проведенной плановой проверки ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - администрация <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района и должностное лицо - глава администрации <данные изъяты> сельского поселения признаны виновными в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 43 000 рублей и в размере 2200 рублей, соответственно. Штраф оплачен в полном объеме.

В ходе проведения внеплановой проверки ДД.ММ.ГГГГ по исполнению выданного ДД.ММ.ГГГГ предписания об устранении нарушений земельного законодательства и при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении администрации <данные изъяты> сельского поселения мировым судьей судебного участка Октябрьского муниципального района установлено, что Администрацией поселения не исполнено предписание должностного лица Управления от ДД.ММ.ГГГГ .

В результате допущено и не устранено несанкционированное размещение отходов потребления и бытового мусора на землях сельскохозяйственного назначения, что повлекло за собой незаконное перекрытие поверхности плодородного слоя почвы.

Доказательств, подтверждающих устранение допущенного администрацией правонарушения по факту размещения на землях сельскохозяйственного назначения несанкционированных свалок ТБО, а также документов, разрешающих использование земельного участка под размещение отходов производства и потребления, ни при проведении внеплановой проверки, ни при рассмотрении административного дела у мирового судьи судебного участка Октябрьского муниципального района Пермского края администрацией не представлено. За неисполнение законного предписания должностного лица Управления администрация <данные изъяты> сельского поселения постановлением мирового судьи судебного участка Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, дело № , привлечена к ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

С учетом изложенного считают, что в результате совершенного ответчиком правонарушения земельному участку сельскохозяйственного назначения, расположенному по адресу: <адрес> с географическими координатами 56°39.485" с.ш., 56°59.659" в.д. на площади 1,2 га был причинён значительный ущерб, выразившийся в несанкционированном размещении отходов потребления и бытового мусора на землях сельскохозяйственного назначения, что подтверждается материалами административного дела.

Таким образом, несанкционированное размещение отходов производства и потребления на землях сельскохозяйственного назначения представляет собой самовольное (незаконное) перекрытие поверхности почвы, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и является нарушением требований земельного законодательства, которое наносит вред (ущерб) земле как природному объекту.

Условием привлечения к гражданско-правовой ответственности администрации является её вина в невыполнении п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, предписывающего обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Управлением юридическому лицу - администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края предъявлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ о возмещении ущерба, причиненного земельным участкам либо о восстановлении нарушенного состояния земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 1,2 га за счет собственных средств юридического лица в соответствии с проектом восстановительных работ. Данная претензия получена ДД.ММ.ГГГГ, но на сегодняшний момент оставлена без ответа.

Просит обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края подготовить за счет собственных средств в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Минприроды № 525 и Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении, рациональном использовании плодородного слоя почвы» проект восстановительных работ нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения, по адресу: <адрес> с географическими координатами 56°39.485" с.ш., 56°59.659" в.д. на площади 1,2 га; в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по восстановлению вышеуказанных нарушенных земель сельскохозяйственного назначения на площади 1,2 га за счет собственных средств на основании разработанного ответчиком и утвержденного в соответствии с установленными законом требованиями проекта восстановительных работ и сдать земельный участок по акту приёма-передачи его собственнику; взыскать с администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края в доход федерального бюджета государственную пошлину.

Определением Октябрьского районного суда Пермского края от 04 февраля 2014 года к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация <данные изъяты> муниципального района Пермского края.

Определением Октябрьского районного суда Пермского края от 11 февраля 2014 года принято заявление Управление Россельхознадзора по Пермскому краю об уточнении исковых требований, в которых истец по основаниям первоначального иска просит обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края подготовить за счет собственных средств в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Минприроды РФ № 525 и Роскомзема № 67 от 22.12. 1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» проект восстановительных работ нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения, по адресу: <адрес> с географическими координатами 56°39.485" с.ш., 56°59.659" в.д. на площади 1,2 га; обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов с земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах <данные изъяты> сельского поселения, по адресу: <адрес> с географическими координатами 56°39.485" с.ш., 56°59.659" в.д. на площади 1,2 га; администрации <данные изъяты> сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по восстановлению вышеуказанных нарушенных земель сельскохозяйственного назначения на площади 1,2 га за счет собственных средств на основании разработанного ей и утвержденного в соответствии с установленными законом требованиями проекта восстановленных работ и сдать земельный участок по акту приема - передачи их собственнику с предоставлением указанных документов заявителю; взыскать с администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края и администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края в доход федерального бюджета государственную пошлину.

В судебном заседании истец - представитель Управления Россельхознадзора по Пермскому краю ФИО2 на требованиях, изложенных в исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, настаивала, по существу изложив доводы, содержащиеся в иске.

Ответчик - представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО3 в судебном заседании с требованиями представителя истца не согласился, указав, что указанная в иске свалка ТБО существует на законных основаниях, земельный участок был выделен в 1998 году на основании постановления сельсовета, земельный участок состоит на кадастровом учете, свалка ТБО внесена в кадастр отходов производства и потребления Пермского края. Свалка ТБО действующая, расположена за пределами населенного пункта на землях, собственность на которые не разграничена. Восстановление нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположена свалка ТБО, невозможна без утилизации находящихся на них отходов, однако в полномочия <данные изъяты> сельского поселения входит лишь организация сбора и вывоза отходов.

Ответчик - представитель администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края ФИО4 в судебном заседании с требованиями истца не согласилась, пояснив, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Тот факт, что данная свалка включена в региональный кадастр отходов производства и потребления Пермского края не является фактом, подтверждающим ее санкционированность. Считают, что органы местного самоуправления <данные изъяты> сельского поселения не исполнили должным образом свою обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора. У <данные изъяты> сельского поселения отсутствуют правоустанавливающие документы, разрешающие отвод и использование земельных участков под размещение отходов производства и потребления, отсутствует положительное заключение экологической экспертизы и лицензия на размещение отходов, в результате чего свалка не зарегистрирована должным образом. В целях организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов администрацией <данные изъяты> муниципального района Пермского края был построен и введен в эксплуатацию в 2012 году полигон ТБО, расположенный по адресу: <адрес> получена лицензия на осуществление деятельности по сбору и размещению отходов 1-4 классов опасности, осуществлена регистрация и внесение в государственный реестр объектов размещения отходов. В целях исполнения органами местного самоуправления <данные изъяты> муниципального района полномочий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов разработано Положение об организации утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов на территории Октябрьского муниципального района, утвержденное решением Земского Собрания Октябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно вышеназванного Положения утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов производится на полигоне ТБО. Вывоз мусора и бытовых отходов от поселения на полигон ТБО осуществляет специализированное предприятие. Поскольку в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а организацию деятельности в области обращения с отходами на территории поселения осуществляют органы местного самоуправления поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитывая, что свалка ТБО в данном случае образовалась в результате не исполнения должным образом органами местного самоуправления поселения полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на полигон ТБО, предназначенный для утилизации этих отходов, у органов местного самоуправления <данные изъяты> сельского поселения возникает обязанность по осуществлению вывоза твердых бытовых отходов с территории поселения на действующий полигон ТБО с целью утилизации. Кроме того, <данные изъяты> муниципальный район Пермского края является глубоко дотационным, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ доля межбюджетных трансфертов в бюджете <данные изъяты> муниципального района из других бюджетов бюджетной системы РФ составляет 88%. Просит в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункту 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

На основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

В силу пункта 14 части 1 статьи 15 данного Федерального закона, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросу местного значения муниципального района. В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23 мая 2012 года № ВК-03-03-36/6231 «Об актуализации методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14 ноября 2011 года № ВК-03-03-36/14757 под санкционированной свалкой понимаются разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.

Из представленных документов следует, что на основании постановления администрации <данные изъяты> сельсовета Октябрьского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен земельный участок площадью 2 га в поле у химсклада для свалки бытовых отходов; утверждены акты выбора земельного участка и установления границ от ДД.ММ.ГГГГ; запрещено складирование токсичных материалов: ядохимикатов, мазута, нефти и т.п. (л.д.105).

Согласно акту выбора земельного участка для свалки бытовых отходов от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия пришла к выводу предоставить участок для свалки бытовых отходов площадью 1,03 га у химсклада, длина свалки 90 м, ширина 40 м по полевой дороге. Земельный участок расположен у химсклада (разрушенного), подъездные пути есть, расположен на расстоянии 1,5 км от населенного пункта, на ровном участке, свободном от застройки и леса. Расположен от дороги на 2 отделении на расстоянии на 180 м. С северной части граничит со смешанным лесом. С западной и юго-западной стороны граничит с полем ЗАО «<данные изъяты>» по полевой дороге. Земельный участок соответствует санитарным и противопожарным требованиям. Глубина подземных вод - 90 м. Указанный акт подписан членами комиссии и утвержден главой администрации <данные изъяты> сельсовета (л.д. 104).

На л.д. 103 имеется план с описанием границ земельного участка под свалку ТБО <данные изъяты> сельского совета Октябрьского района Пермской области.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером , земельный участок площадью 15274 +/- 1237,43 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения свалки бытовых отходов, расположен примерно в 850 м от ориентира <адрес> по направлению на север. Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правах не указаны (л.д.101-102).

В региональном кадастре отходов производства и потребления Пермского края, а именно в реестре объектов размещения отходов, на территории <данные изъяты> муниципального района значится действующая свалка бытовых отходов, дата внесения в реестр - ДД.ММ.ГГГГ, назначение - захоронение, объект расположен на специально выделенной территории на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ в 850 м. от <адрес>.

Вышеназванные постановление от ДД.ММ.ГГГГ, акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, а также постановка земельного участка на кадастровый учет являются действующими и никем не оспорены.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»земельный участок, на котором расположена свалка ТБО, относится в землям, государственная собственность на которые не разграничена.

При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что свалка для размещения ТБО, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером и собственность на которые не разграничена, являлась санкционированной, то есть разрешенной органом исполнительной власти территорией для размещения отходов, но не обустроенной в соответствии с СНиП 2.01.28-85, то есть временной, подлежащей обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.

В этой связи доводы Управления Россельхознадзора по Пермскому краю, а также представителя администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края о несанкционированном характере свалки ТБО возле <адрес> судом признаются несостоятельными.

Согласно абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, следовательно, находится в распоряжении <данные изъяты> муниципального района Пермского края.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, захламления, рекультивации земель.

Кроме того, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно п.п. 4, 6 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:.. . ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;... В соответствии с п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований. Данные правовые нормы обязывают собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов осуществлять рекультивацию нарушенных земель, восстанавливать их плодородие.

Порядок проведения работ по рекультивации земель определен в Постановлении Правительства Российской Федерации «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от 23 февраля 1994 года № 140, в котором установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при... складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.

Действуют также Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от 22 декабря 1995 года № 525/67.

Решением Земского собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об организации утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории <данные изъяты> муниципального района Пермского края (л.д.152-155).

Указанным Положением предусмотрено, что оно разработано с целью организации деятельности в области обращения с отходами на территории <адрес>. Пунктом 3.1 предусмотрено, что утилизация (захоронение) ТБО производится на полигоне ТБО или санкционированных свалках; п.3.1.4 - вывоз мусора и бытовых отходов от поселения на полигон ТБО или свалки осуществляет специализированное предприятие…; п. 6.1,6.2 - закрытие полигона и свалки для приема ТБО принимается администрацией <данные изъяты> муниципального района в связи с организацией новых полигонов и свалок и невозможностью дальнейшей эксплуатации действующих; на закрываемых полигонах и свалках для размещения ТБО проводятся буртирование ТБО для перегнивания, техническая рекультивация освобождаемых участков.

Решением Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления на территории <адрес> (л.д.156-163).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права на основании разрешения о вводе объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией <данные изъяты> городского поселения на праве собственности муниципальному образованию «<данные изъяты> муниципальный район» принадлежит полигон твердых бытовых отходов в <адрес>, назначение: полигон твердых бытовых отходов, общая площадь 58036 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.168).

Согласно перечня лицензированных объектов (юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на захоронение отходов на специализированном объекте) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ под номером объекта в соответствии с ГРОРО 15208 числится полигон ТБО <адрес>, эксплуатирующая компания МУП «<данные изъяты>» (л.д. 164-165).

Согласно пунктов 18 - 20 ч. 1 ст. 14 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения поселения относится, в том числе: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены; организация благоустройства территории поселения, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.

Согласно пунктам 14-15 ч.1 ст. 15 Закона, к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;

Таким образом, судом установлено, что в целях организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов администрацией <данные изъяты> муниципального района Пермского края был построен и введен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ полигон ТБО, при этом администрацией <данные изъяты> муниципального района Пермского края не принималось решения о закрытии свалки ТБО в <адрес> в связи с организацией полигона.

Выполнение администрацией <данные изъяты> муниципального района полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в объеме средств, предусмотренных бюджетом района, решение вопросов об организации санкционированного полигона ТБО на территории района, реализация мероприятий Программы охраны окружающей среды, утвержденной постановлением администрации <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающей проведение работ по утилизации отходов, не освобождает администрацию муниципального района от исполнения обязанностей по текущей и своевременной переработке и утилизации бытовых отходов, находящихся на санкционированной свалке ТБО на территории <данные изъяты> поселения, на землях, собственность на которые не разграничена и которые находятся в ведении муниципального района.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Таким образом, свалки ТБО и земельные участки, на которых они расположены, не могут являться собственностью <данные изъяты> сельского поселения.

Наличие факта существования на указанном земельном участке свалки ТБО, не соответствующей требованиям санитарных норм и правил, предъявляемым к объектам размещения отходов, создание этим непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, а также угрозы окружающей среде, подтверждает вину администрации муниципального района в форме бездействия по решению вопросов по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, отнесенных к компетенции органов муниципального района в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года.

В связи с чем суд, находит основания для возложения обязанности на администрацию <данные изъяты> муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах <данные изъяты> сельского поселения, по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

Возложение указанной обязанности на администрацию <данные изъяты> района Пермского края согласуется с полномочиями администрации, указанными в Федеральном законе №131-ФЗ, Положении об организации утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории <адрес>.

Согласно ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно п.5 Приказа Минприроды Российской Федерации № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» предусмотрено, что земли, нарушенные при складировании промышленных и бытовых отходов, подлежат рекультивации.

Согласно ст. 78 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда и может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Поскольку до настоящего времени администрация <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края осуществляет сбор и вывоз ТБО на свалку, расположенную за землях сельскохозяйственного назначения, постольку причиняется вред окружающей природной среде, в связи с чем на администрацию <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края следует возложить обязанность по проведению комплекса работ по рекультивации нарушенных земель.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя такой срок, суд учитывает, что ответчику администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края для выполнения решения суда потребуется изыскать дополнительные средства, организовать и провести необходимые согласования и иные мероприятия, обязанность по проведению работ по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения зависит от выполнения администрацией <данные изъяты> муниципального района Пермского края обязанности по утилизации свалки ТБО, поэтому суд находит разумным и необходимым установить срок для подготовки проекта восстановительных работ нарушенных земель до ДД.ММ.ГГГГ, а по проведению работ по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения - в течение одного года с момента утилизации администрацией <данные изъяты> муниципального района Пермского края свалки ТБО.

Истцом заявлены требования о взыскании с администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края и администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края в доход федерального бюджета государственной пошлины.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ - от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

При таких обстоятельствах администрация <данные изъяты> муниципального района Пермского края и администрация <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края как органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины и не могут быть отнесены к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение и финансовое обеспечение утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером в <адрес>.

Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить за счет собственных средств проект восстановительных работ нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в <адрес> на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером .

Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения в течение одного года с момента утилизации и переработки администрацией <данные изъяты> муниципального района Пермского края твердых бытовых и промышленных отходов, расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером в <адрес> провести работы по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения на основании разработанного и утвержденного проекта восстановленных работ.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований - отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться 11 марта 2014 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца, начиная с 12 марта 2014 года.

Председательствующий:                                                                      Э.Р. Таипов

Копия верна:

Судья

Секретарь судебного заседания

Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края

и подшит в деле №2-31/14

2-31/2014 (2-879/2013;) ~ М-911/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Россельхознадзора по Пермскому краю
Ответчики
Администрация З-Тюшевского с.поселения
Суд
Октябрьский районный суд Пермского края
Судья
Таипов Э.Р.
Дело на странице суда
oktyabr--perm.sudrf.ru
12.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2013Передача материалов судье
16.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2013Подготовка дела (собеседование)
25.12.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.01.2014Предварительное судебное заседание
04.02.2014Судебное заседание
11.02.2014Подготовка дела (собеседование)
11.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2014Судебное заседание
06.03.2014Судебное заседание
11.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2014Дело оформлено
16.06.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее