Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1519/2013 ~ М-1107/2013 от 08.04.2013

Дело №2-1519/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2013 года г. Красноярск

Судья Кировского районного суда г.Красноярска Макарова Н.А.,

при секретаре Шишаловой Ю.О.

с участием:

представителей заявителя <данные изъяты> - Многогрешновой Л.В., и Умнякова Н.В.

старшего помощника прокурора Кировского района г.Красноярска – Антиповой А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <данные изъяты> о признании незаконным и отмене представления прокурора Кировского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства,

Установил:

<данные изъяты> обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить представление прокуратуры Кировского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства, а также взыскать с прокуратуры Кировского района г.Красноярска уплаченную при подаче настоящего заявления государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Заявленные требования мотивированы тем, что <данные изъяты> является организацией осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным жилым домом <адрес>, на основании договора управления многоквартирным домом, заключенным с жильцами дома ДД.ММ.ГГГГ Общим собранием жильцы дома <адрес> приняли решение от ДД.ММ.ГГГГ которым утвердили размер платы за содержание и ремонт общего имущества пропорционально доле собственников в общем имуществе в размере 04 рубля 76 коп для всех жилых и нежилых помещений в доме на 2013 год. Указанное решение было направлено в <данные изъяты> для исполнения. Однако <данные изъяты> указанное решение к исполнению не приняло, ввиду того, что оно противоречит нормам действующего законодательства, которым утвержден минимальный перечень работ и услуг, обязательный для исполнения управляющими компаниями, при этом, размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме <данные изъяты> начислял исходя из тарифов, утвержденных решением городского Совета депутатов, который является органом местного самоуправления, установившим размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для домов, не принявших решение о способе управления многоквартирным домом, которые являются минимальными для города Красноярска. Прокуратура Кировского района г.Красноярска, возлагая своим представлением от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> обязанность произвести жильцам <адрес> перерасчет и начисление платы за содержание и ремонт общего имущества в размере 04 рубля 76 коп для всех жилых и нежилых помещений в доме на 2013 год фактически обязало Управляющую компанию исполнить решение собственников дома, которое изначально является противоречащим требованиям законодательства, и неисполнимым для Управляющей компании ввиду заниженной экономической необоснованности.

В судебном заседании представители <данные изъяты> - Многогрешнова Л.В. и Умняков Н.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, уточнив, что просят признать незаконным и отменить предписание прокуратуры Кировского района г.Красноярска в части возложения на <данные изъяты> обязанности произвести собственникам жилых помещений в <адрес> перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества исходя из размера 4,76 рублей за 1 квадратный метр, начиная с января 2013 года. Дополнительно пояснили, что изложенная в предписании позиция прокурора противоречит нормам действующего законодательства, поскольку собственники жилых помещений в многоквартирном жилом доме вправе на общем собрании принимать решения, в том числе и об утверждении новых тарифов на будущий год, однако эти тарифы не могут быть меньше тарифов установленных местным органом самоуправления для многоквартирных жилых домов на территории города Красноярска, которые являются минимальными экономически обоснованными. Кроме того, самого по себе принятия решения на общем собрании собственниками недостаточно, поскольку необходимо внесение изменений в договор, заключенный между собственниками помещений в многоквартирном жилом доме и <данные изъяты> и приложения к нему.

В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского района г.Красноярска – Антипова А.Ю. с заявленными требованиями не согласилась в полном объеме, пояснив, что прокуратурой Кировского района г.Красноярска на основании обращения Л.Н.С. была проведена проверка деятельности <данные изъяты> в части начисления платы за жилые помещения в доме <адрес>. В ходе проверки было установлено, что собственники помещений в указанном многоквартирном жилом доме приняли на общем собрании решение от 15.11.2012г. которым утвердили размер платы за содержание и ремонт общего имущества пропорционально доле собственников в общем имуществе в размере 04 рубля 76 коп для всех жилых и нежилых помещений в доме на 2013 год. Указанное решение было направлено в <данные изъяты> для исполнения. Однако <данные изъяты> указанное решение к исполнению не приняло, ссылаясь на его несоответствие требованиям действующего законодательства. Прокурор, полагая, что действия <данные изъяты> противоречат закону и нарушают права и законные интересы жильцов вышеуказанного дома, вынес в адрес <данные изъяты> предписание, которое обязательно для исполнения последним. Данное предписание законно и обоснованно, поскольку ч.7 ст.156 ЖК РФ и п.31 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 собственникам помещений в многоквартирном доме, которые выбрали управляющую организацию управления многоквартирным домом, предоставлено право на общем собрании не менее чем один раз в год принимать решение об определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме. Следовательно, какие бы тарифы собственники помещений в многоквартирном жилом доме на общем собрании не утвердили, они обязательны для исполнения управляющей компанией.

Заслушав участников процесса, исследовав в полном объеме материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статья 255 по своему конституционно-правовому смыслу предоставляет объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и предполагают обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу (Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2004 N 213-О).

Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 3) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

Согласно положениям ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом.

В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ч. 8 ст. 162 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 424 ГК РФ изменение цены договора после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что стороны договора на управление многоквартирным домом вправе определить порядок изменения существенных условий договора.

В соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно ст. 451 Гражданского кодекса РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (п. 1). Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (п. 4).

Договор по данным основаниям может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны только при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона (п. 2 ст. 451 ГК РФ).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по инициативе Л.Н.С. созвано и проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого <адрес>. На собрании, в числе других решений, принято решение : утвердить размер платы за содержание и ремонт общего имущества пропорционально доли собственников в общем имуществе – 04 рубля 76 копеек с 1 кв.м. всех жилых и нежилых помещений в доме на 2013 год, что подтверждается Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-22). При этом, из указанного Протокола следует, что на данном общем собрании предложения Управляющей организации (<данные изъяты>») в части размера платы за содержание и ремонт общего имущества, не рассматривались.

Жилой <адрес> является 12-ти этажным многоквартирным домом с наличием в здании всех элементов благоустройства, что не оспаривалось сторонами.

<данные изъяты> является управляющей компанией многоквартирного жилого <адрес>, что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57-65).

Стоимость услуги по содержанию и ремонту жилых помещений для жителей <адрес>, установлен с января 2013 года. в размере 26,09 руб. за 1 кв.м.

Часть 2 статьи 154 ЖК РФ устанавливает, что "плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги".

Пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307) устанавливает, что к коммунальным услугам относится "деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях".

Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме". В соответствии с частью 4 статьи 158, "если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации)".

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Следовательно, Красноярский городской Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления г.Красноярска, а решения, принимаемые им относятся к нормативным актам органа местного самоуправления.

Так, Решением Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160 "Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске" (в редакции от 11.10.2012г.) утверждены размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в размере 26,09 руб. за 1 кв.м. (согласно приложению №2).

Решением Красноярского городского Совета от 26.12.2006г. №В-268 внесены изменения в решение Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160, а именно: решено: Пункт 2 Решения изложить в следующей редакции:

"2. Утвердить экономически обоснованные размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения, размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, не принявших на их общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, согласно приложению 2 к Решению.".

Согласно Приложению №2 к Решению Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160 "Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске" в редакции от 11.10.2012г., установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 26,09 руб. за 1 кв.м в месяц.

В соответствии с ч.1 ст.155 ЖК РФ Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Договором от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57-65) управления многоквартирным домом по <адрес>, заключенным жильцами данного дома с <данные изъяты> установлен срок внесения ежемесячных платежей до 10 числа месяца, следующего за истекшим (п.п.4.4.8 Договора), а также определено, что условия о размере тарифов, утвержденных на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, действуют в течение 1 года и подлежат ежегодному пересмотру на общем собрании собственников. До момента подписания собственниками приложений к договору в части цены договора, действуют цены, принимаемые органом местного самоуправления для домов, не принявших решения о способе управления (п.п. 4.1.3 Договора).

Таким образом, суд приходит к выводу, что собственники жилых помещений в многоквартирном <адрес>, в своем договоре от ДД.ММ.ГГГГ определили порядок ежегодного пересмотра цены договора – в частности размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном жилом доме, согласно которому размер тарифов, утвержденный на общем собрании, подлежит применению только после внесения изменений в Договор от ДД.ММ.ГГГГ, путем подписания соответствующего приложения к указанному Договору, поскольку данное условие является условием о цене, что в силу ч.3 ст.162 ЖК РФ отнесено к существенным условиям договора управления.

Кроме того, давая оценку содержанию Протокола от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого <адрес>, суд приходит к выводу, что собственниками помещений при решении вопроса об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном жилом доме, нарушены требования ч.7 ст.156 ЖК РФ, поскольку данный вопрос разрешался без учета предложений управляющей организации, т.е. <данные изъяты>.

В соответствие со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте (п. 1). При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (п. 2).

Согласно п. 3 ст. 22 этого же Закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

В силу ст. 24 этого же Закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что прокуратурой Кировского района г.Красноярска, в лице заместителя прокурора Кировского района г.Красноярска Хандошко О.И., вышеприведенные положения действующего законодательства, а также положения Договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного собственниками помещений <адрес> с <данные изъяты> учтены не были, что привело к вынесению незаконного представления в адрес <данные изъяты> и нарушению прав и законных интересов последнего, поскольку принятие решения об изменении договора управления в части цены на общем собрании собственников помещений дома не является основанием для изменения договора в одностороннем порядке без согласия управляющей компании. Нормами жилищного и гражданского законодательства такой способ внесения изменений в договор управления не предусмотрен. В случае нарушения условий договора собственник жилого помещения вправе требовать его надлежащего исполнения в установленном законом порядке.

В силу вышеизложенного суд приходит к выводу о необходимости отмены в силу незаконности представления прокуратуры Кировского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на <данные изъяты> обязанности произвести собственникам жилых помещений в <адрес> в <адрес> перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества исходя из размера 4,76 рублей за 1 квадратный метр, начиная с января 2013 года. В остальной части, оснований к отмене представления суд не усматривает, и заявителем оно не оспаривается.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 29 постановления N 2 от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что в случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением.

Разрешая заявленные <данные изъяты> требования о взыскании с прокуратуры Кировского района г.Красноярска расходов на оплату госпошлины в размере 200 рублей, суд принимает во внимание положения п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Вместе с тем данная норма права регулирует отношения по уплате госпошлины в бюджет, а не по возврату госпошлины в порядке возмещения понесенных сторонами судебных расходов.

Применительно к возникшей ситуации, вопрос о судебных расходах в виде госпошлины должен быть решен в порядке ст. 98 ГПК РФ, когда заявитель – юридическое лицо уплатило госпошлину при подаче заявления в суд, судебный акт состоялся в его пользу, а законом не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов.

С учетом изложенного, с прокуратуры Кировского района г.Красноярска в пользу <данные изъяты> подлежат взысканию расходы по плате госпошлины в размере 200 (двести) рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление <данные изъяты> удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить представление прокуратуры Кировского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на <данные изъяты> обязанности произвести собственникам жилых помещений в <адрес> перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества исходя из размера 4,76 рублей за 1 квадратный метр, начиная с января 2013 года.

Взыскать с прокуратуры Кировского района г.Красноярска в пользу <данные изъяты> в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 200 (двести) рублей 00 копеек.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста судебного решения, через Кировский районный суд г.Красноярска.

Председательствующий Н.А. Макарова

2-1519/2013 ~ М-1107/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "УК Жилбытсервис""
Другие
Прокуратура Кировского района г. Красноярска
Суд
Кировский районный суд г. Красноярска
Судья
Макарова Н.А.
Дело на странице суда
kirovsk--krk.sudrf.ru
08.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2013Передача материалов судье
12.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2013Судебное заседание
30.04.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2013Дело оформлено
23.07.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее