Дело № 2-5389/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«10» сентября 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.,
при секретаре Поташевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Петрозаводского городского округа к Акулову А. Ф., Матвеевой О. В., Мальцевой В. А., Крауклит Э. П., Ядренцовой Т. В., Федотову А. Д., Шихановой Н. В., Князеву К. М., Суокас В. А., Вильк Н. В., Посновой М. В., Кузьмичевой Е. Т., Шерстневой Л. В., Яблоковой О. Ф., Еськиной Т. Г., Лазарькову А. А., Лазарьковой Н. А., Лазарькову А.А., Петровой Л.П., Афониной А. В., Афониной О. П., Афонину В. И., Черненкову А. В., Черненковой Е. И., Черненковой А. В., Черненкову В. И., Ларионовой М. Б., Ермошкину Е. Г., Державиной Н. И., Курикову Н. И., Федорову А. А., Галибус Н. С., Галибус А. П., Кяппи Н. В., Полякову А.А., Щур М. Н., Братчиковой В. С., Фальковской К. А., Тихову А. Н., Гагариной М. И., Каркачевой О. С., Каркачеву Ю. А., Каркачеву В. А., Каркачевой С. А., Михееву В. Б., Трофимовой Н. К., Болотниковой Т. А., Болотниковой О. И., Чудецкой С. А., Степановой Э. Д., Ваколюк Р. М., Веселовой А. М., Веселову А. Е., Осмаевой Л. И., Кошелеву В. М., Кошелеву М. В., Кошелевой Н. В., Косюк Л. М., Косюк С. М., Косюк В. М., Заруднему О. В., Смирнову Р. А., Зарудней А.А., Заруднему О. О., Бусаровой О. А., Бодровой Г. И., Андреевой Е. Н., Логинову А. Р., Фофанову В. В., Ульныровой О.А., Пименову А. В., Каменкову М. Е., Витюк С. В., Тренькину А. Н., Жаровой Н. П., Жарову А.А., Лобаревой Е. В., Бабину А. Л., Зуеву А. В., Мальцевой В. А., Двининой Л. Б., Лавровой А. И., Леонтьевой Р. В., Леонтьевой Т. А., Богучарской Н. Г., Никифоровой О. Ю., Егорву В. А., Тихоновой Т. Н., Роц Л. Г., Хеглунд В. Ф., Пылаеву Н. А., Пылаевой Е. Н., Алексееву А. В., Алексеевой В. П., Поморцевой О.А., Александрушкину Е. В., Клушкиной С. С. о признании отсутствующим права муниципальной собственности на нежилые помещения,
у с т а н о в и л :
Администрация Петрозаводского городского округа (далее – Администрация ПГО) обратилась в Петрозаводский городской суд с иском к собственникам многоквартирного дома <адрес> по тем основаниям, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за Петрозаводским городским округом зарегистрировано право муниципальной собственности на нежилые помещения, расположенные в подвале на 1 и 2 этажах пятиэтажного многоквартирного жилого дома, общей площадью 1700,8 кв.м., <данные изъяты>. Ранее ДД.ММ.ГГГГ Верховным Советом РФ № принято постановление «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с Приложением № к данному Постановлению жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, является муниципальной собственностью. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», когда граждане получили возможность приватизировать жилые помещения в многоквартирных домах, а также приобретать в долевую собственность с иными собственниками и иные помещения (общего пользования).
Спорные 5 нежилых помещений входили ранее в состав единого объекта недвижимости, общей площадью 974,7 кв.м., которое входило в свою очередь в состав объекта недвижимости, общей площадью 1700,8 кв.м. При передаче ООО «Корукиви» арендуемого помещения в собственность, при подготовке технической документации на муниципальные нежилые помещения, расположенные в подвале многоквартирного дома, в ДД.ММ.ГГГГ произведен раздел нежилого помещения, общей площадью 974,7 кв.м. на 9 самостоятельных нежилых помещений. В ДД.ММ.ГГГГ при обследовании своей собственности истец установил, что следующие спорные нежилые помещения являются общедомовым имуществом, на что указывает и техническая документация (план-справка) от ДД.ММ.ГГГГ: это помещения, площадью 15,9 кв.м. - помещение 6 (лестничная клетка); 10,3 кв.м. – помещение 7 (лестничная клетка); 16,4 кв.м. – помещение 9 (электрощитовая); 45,7 кв.м. – помещение 11 (водомерный узел, коридор, лестничная клетка); 16,1 кв.м. – помещение 13 (лестничная клетка).
По мнению истца, функциональное назначение спорных помещений свидетельствует о фактической отсутствии права муниципальной собственности Петрозаводского городского округа, такие помещения не имеют самостоятельного назначения. В связи с изложенным, ссылаясь на положения ст. 36, 37, 38 Жилищного кодекса РФ, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, Администрация ПГО просит признать отсутствующим зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ право муниципальной собственности Петрозаводского городского округа на нежилые помещения № в доме <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика Шиханова В.И. на Шиханову Н.В.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части требований к Веселову Е.А., СтеН. Н.И.
При рассмотрении дела представитель истца Слабко К.Ю., действующая по доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики Шиханова Н.В., Яблокова О.Ф., Еськин К.А., Бодрова Г.И. исковые требования признали в части, указав, что в действительности только помещения № можно отнести к общедомовому имуществу, так как в них находятся электрощитовая и водомерный узел. Иными помещениями собственники многоквартирного дома не пользуются и ранее не пользовались, возражают против передачи остальных помещений в общую долевую собственность собственников жилых и нежилых помещений.
Иные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав прибывших лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 290 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру.
В ч.ч. 1 - 4 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
Согласно подпункту «а» пункта 2 названных Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 489-О-О, к общему имуществу домовладельцев относятся помещения, не имеющие самостоятельного назначения, одновременно в многоквартирном доме могут быть и иные помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, они являются недвижимыми вещами как самостоятельные объекты гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в пункте 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункте 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом названных норм права законодатель определяет, какое имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
С момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», жилой дом в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивал статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности.
Таким образом, правовой режим помещений, как относящихся, так и не относящихся к общей долевой собственности, определяется на дату приватизации первой квартиры в доме в зависимости от того, были ли эти помещения предназначены (учтены, сформированы) на тот момент для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, или использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами.
Судом установлено, что решением № Исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ принято решение зарегистрировать право государственной собственности на жилые дома за производственным жилищно-ремонтным трестом исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов города Петрозаводска, в том числе на дом <адрес>.
С 01.01.1991 в собственность Петрозаводского городского Совета народных депутатов переданы безвозмездно основные производственные фонды и имущество государственных предприятий и организаций, входящих в состав государственной собственности Карельской АССР. Решением Петрозаводского городского Совета народных депутатов № 117 от 25.09.1991 в коммунальную собственность приняты основные фонды и имущество предприятий и организаций, в том числе производственного жилищно-ремонтным треста.
В соответствии с пп. 4 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и п. 1 Приложения N 3 к указанному Постановлению, объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, а именно жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении, подлежали передаче в муниципальную собственность.
При этом согласно п. 52 Постановления совместного Пленума 10/22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Судом установлено, что за истцом зарегистрировано право муниципальной собственности в отношении спорных помещений, расположенных в подвале дома <адрес>, это помещение, площадью 15,9 кв.м. - помещение 6 (лестничная клетка); 10,3 кв.м. – помещение 7 (лестничная клетка); 16,4 кв.м. – помещение 9 (электрощитовая); 45,7 кв.м. – помещение 11 (водомерный узел, коридор, лестничная клетка); 16,1 кв.м. – помещение 13 (лестничная клетка).
Спорные нежилых помещений входили ранее в состав единого объекта недвижимости, общей площадью 974,7 кв.м., которое входило в свою очередь в состав объекта недвижимости, общей площадью 1700,8 кв.м.
По сообщению истца, при передаче ООО «Корукиви» арендуемого помещения в собственность, при подготовке технической документации на муниципальные нежилые помещения, расположенные в подвале многоквартирного дома, в ДД.ММ.ГГГГ произведен раздел нежилого помещения, общей площадью 974,7 кв.м. на 9 самостоятельных нежилых помещений, откуда были образованы, в том числе и спорные помещения.
Из материалов дела следует, что решение о включение спорных нежилых помещений в состав муниципальной собственности было принято, а право собственности на них зарегистрировано в установленном законом порядке до возникновения прав ответчиков на жилые помещения (первая квартира в доме была приватизирована в ДД.ММ.ГГГГ).
И если учитывать назначение спорных помещений, то все помещения, за исключением помещений № и № не использовались и не используются для целей, связанных с обеспечением эксплуатации жилых квартир дома.
Помещения, в отношении которых прибывшие ответчики, выразили согласие с иском (№), являются техническими помещениями, в которые требуется постоянный доступ для эксплуатации и контроля за функционированием инженерного оборудования, используемого для обслуживания данного многоквартирного жилого дома, при этом они не могут использоваться как самостоятельный объект, для целей не связанных с обслуживанием более одного помещения.
Поскольку аналогичных оснований по иным помещениям не установлено, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению в части, в связи с чем запись о праве собственности на спорное имущество в виде помещений № не может быть сохранена в Едином государственном реестре недвижимости, так как это нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме, и в том числе истца.
Таким образом, требования истца законны и обоснованы частично, суд принимает решение о признании отсутствующим права муниципальной собственности, зарегистрированного за Петрозаводским городским округом на объект права в виде нежилого помещения №, площадью 16,4 кв.м., кадастровый (условный) номер №, нежилого помещения №, площадью 45,7 кв.м., кадастровый (условный) номер №, расположенных в подвале многоквартирного дома <адрес>
Решение суда является основанием для аннулирования зарегистрированного права Петрозаводского городского округа в Едином государственном реестре недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Администрации Петрозаводского городского округа удовлетворить частично.
Признать отсутствующим право муниципальной собственности, зарегистрированное за Петрозаводским городским округом на объект права в виде в виде нежилого помещения №, площадью 16,4 кв.м., кадастровый (условный) номер №, нежилого помещения №, площадью 45,7 кв.м., кадастровый (условный) номер №, расположенных в подвале многоквартирного дома <адрес>.
Решение суда является основанием для аннулирования зарегистрированного права Петрозаводского городского округа в Едином государственном реестре недвижимости на объект права в виде нежилого помещения №, площадью 16,4 кв.м., кадастровый (условный) номер №, нежилого помещения №, площадью 45,7 кв.м., кадастровый (условный) номер №, расположенных в подвале многоквартирного дома <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Т.Н.Тимошкина