№ 2а-941/2020
УИД 13RS0023-01-2020-001987-30
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 июня 2020 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска к Овчинникову Э. И. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 г., налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы за 2019 г.,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее по тексту - ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска) обратилась с административным иском к Овчинникову Э.И. о взыскании недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы за 2019 год, в размере 3582 рублей, транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2016 год, в размере 2326 рублей, пени по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц, в размере 435 рублей 29 копеек, а всего на общую сумму 6343 рубля 29 копеек.
В обоснование заявленных требований указано, что Овчинников Э.И. состоял на учёте в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска с 26.06.2018 по 07.03.2019 в качестве индивидуального предпринимателя, является плательщиком вышеупомянутых налогов. Налогоплательщику были направлены налоговые уведомления №56374505 от 20.09.2017, №89695632 от 12.09.2016 по уплате налогов. Обязанность по уплате налогов добровольно не была исполнена, в связи с чем налоговым органом были направлены требования № 5136 от 22.09.2017, № 3779 от 05.02.2018, № 5752 от 10.06.2019, однако требования до настоящего времени не исполнены.
Мировым судьей судебного участка №2 Ленинского района г. Саранска выдан судебный приказ от 11.11.2019 о взыскании с Овчинникова Э.И. задолженности по транспортному налогу, по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, и пени, Овчинников Э.И. представил возражения относительно исполнения судебного приказа. Определением от 22.11.2019 судебный приказ отменен.
Стороны, будучи извещенными, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Согласно пункту 4 статьи 291 КАС Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
В части 7 статьи 150 КАС Российской Федерации указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
На основании указанных норм, положений части 2 статьи 289 КАС Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 8 статьи 45 НК Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней.
Согласно п.1 ст. 346.12 налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 4, 5 п. 1 ст. 23 23 НК Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций.
Как предусмотрено положением пунктом 4 статьи 397 НК Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно пункту 2 статьи 57 НК Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 72 НК Российской Федерации пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
В соответствии со статьей 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (пункт 6).
Из материалов дела следует, что Овчинников Э.И. предоставил декларацию за 2019 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения 06.06.2019, при этом сумма подлежащая уплате составила 3582 рубля, срок уплаты 25.04.2019. В установленные сроки налог уплачен не был.
В соответствии со статьёй 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК Российской Федерации автомобили, мотоциклы и другие, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортные средства, признаются объектом налогообложения.
На основании пунктом 2 статьи 362 НК Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Из материалов дела следует, что Овчинников Э.А. с 22.12.2006 по 30.06.2018 являлся собственником транспортного средства - легкового автомобиля ВАЗ 21061, с мощностью двигателя 72 л.с., государственный регистрационный знак №, идентификационный номер (vin): №, 1991 года выпуска; с 04.09.2010 по 30.06.2018 легкового автомобиля ВАЗ 21043, с мощностью двигателя 72 л.с., государственный регистрационный знак №, идентификационный номер (vin): №, 2001 года выпуска
При расчете пени по транспортному налогу административным истцом применены налоговые ставки с учетом мощности транспортного средства и правильно рассчитано количество месяцев владения.
Данные сведения в электронном виде налоговому органу предоставлены Управлением ГИБДД МВД по Республике Мордовия, в соответствии с совместном Приказом МВД России и Федеральной налоговой службы от 31 октября 2008 г. N 948/ММ-3-6/561 "Об утверждении Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы", согласно п. 2 которого сведения о транспортных средствах предоставляются в электронном виде, на бумажном носителе не представляются.
ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска направила Овчинникову Э.И. налоговые уведомления №89695632 от 12.09.2016 (л.д. 30), №563745050 от 20.09.2017 (л.д. 28) для добровольного исполнения обязанности по уплате транспортного налога, со сроком исполнения не позднее 01.12.2017 г. В установленные сроки налог уплачен не был.
Налоговым органом были выставлены требования № 5136 от 22.09.2017 (л.д. 25), № 3779 от 05.02.2018 (л.д. 22), № 5722 от 10.06.2019 (л.д. 20) из которых следует, что за Овчинниковым Э.И. числится недоимка по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы со сроком уплаты до 19.07.2019, транспортному налогу, включая пени, со сроком уплаты до 16.03.2018 и 19.07.2019 (л.д. 20, 22).
Из налоговых уведомлений усматривается, что недоимка по транспортному налогу и пени по указанному виду налога образовались ввиду несвоевременной уплаты налога по вышеупомянутым объектам налогообложения (транспортным средствам). Недоимка по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2019 год, в связи с неоплатой данного налога.
Как следует из материалов дела, налоговые уведомления и требования по вышеуказанным видам налогов и пени направлены Овчинникову Э.И. заказными письмами по его месту жительства, следовательно, по истечении шести дней с даты их направления считаются полученными ответчиком (п. 6 ст. 69 НК Российской Федерации).
По настоящее время за Овчинниковым Э.И., согласно письменным материалам дела, в том числе выписке из лицевого счёта (л.д. 35-36) числится непогашенная задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, за 2019 год в размере 3582 рублей, транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2016 год, в размере 2326 рублей; пени по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц, в размере 435 рублей 29 копеек, а всего на общую сумму 6343 рубля 29 копеек.
Доказательств исполнения требований административного истца об уплате задолженности административным ответчиком суду не представлено; размер пени им не оспорен, проверен судом, является математически верным и обоснованным (л.д. 37).
В постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П и определении от 4 июля 2002 г. N 202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
Согласно части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичная норма закреплена в абзаце 4 статьи 48 НК Российской Федерации.
Согласно статье 48 НК Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании, установленные пунктами 2, 3 статьи 48 НК Российской Федерации, могут быть восстановлены судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).
Право на обращение в суд у налогового органа возникло в течение 6 месяцев с даты окончания срока, установленного в требовании от 10 июня 2019 г. № 5752, т.е. с 19 июля 2019. Предельным сроком для обращения налогового органа в суд являлась дата – 19 января 2020 г.
Из материалов дела следует, что в связи с неисполнением налогоплательщиком Овчинниковым Э.И. установленной законом обязанности по уплате налогов в добровольном порядке, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 2 Ленинского района г. Саранска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Овчинникова Э.И. задолженности по транспортному налогу, пени и налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы.
Мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского района г. Саранска 11.11.2019 вынесен судебный приказ о взыскании с Овчинникова Э.И. задолженности по транспортному налогу, пени и налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Саранска от 22.11.2019 в связи с тем, что от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, судебный приказ был отменен (л.д. 18).
Таким образом, процессуальный срок при обращении 18.05.2020 в суд с административным иском (л.д. 2) налоговым органом, не утратившим право на принудительное взыскание указанных сумм, не пропущен.
Расчет транспортного налога, пени, налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы (л.д. 37) административным ответчиком не оспаривается и осуществлен налоговым органом правильно, является арифметически верным, обоснованным по праву.
Сведения о нахождении данных транспортных средств в собственности физического лица (административного ответчика по делу) представлены административным истцом из Федерального информационного ресурса. Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, представленная Овчинниковым Э.И. 06.06.2019 на сумму 3582 рубля, в материалах дела имеется (л.д. 32-34).
На основании изложенного, суд полагает административные исковые требования ИФНС по Ленинскому району г. Саранска к Овчинникову Э.И., о взыскании недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, за 2019 год в размере 3582 рублей, транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2016 год, в размере 2326 рублей, пени по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц, в размере 435 рублей 29 копеек, а всего на общую сумму 6343 рубля 29 копеек, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 103 КАС Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части первой статьи 114 КАС Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с положениями части 1 статьи 114 КАС Российской Федерации с Овчинникова Э.И. в доход бюджета городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей, предусмотренной абзацем 1 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к Овчинникову Э. И. удовлетворить.
Взыскать с Овчинникова Э. И., зарегистрированного по адресу: <адрес> недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы за 2019 год, в размере 3582 рублей, транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2016 год, в размере 2326 рублей, пени по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц, в размере 435 рублей 29 копеек, а всего на общую сумму 6343 (шесть тысяч триста сорок три) рубля 29 копеек.
Взыскать с Овчинникова Э. И. в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 400 (четырёхсот) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.К. Чибрикин