Р Е Ш Е Н И Е № 307
Именем Российской Федерации
8 февраля 2011 года город Североморск
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Котова Б.Г., при секретаре Шведове А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление военнослужащего войсковой части № капитана Зюзина Г. Ю. об оспаривании действий начальника №, связанных с отказом в выдаче государственного жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л:
Зюзин обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать ответчика выдать ему государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, а также возместить расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в суд.
Заявитель и ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли и ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
В представленном в суд отзыве ответчик просит отказать в удовлетворении заявления Зюзина и указывает, что заявитель не сдал установленным порядком однокомнатную квартиру по прежнему месту военной службы в войсковой части № по адресу: <адрес>, переоформил лицевой счет на жену, которая в 1996 году указанную квартиру приватизировала и обменяла на двухкомнатную квартиру общей площадью 55,1 квадратных метров по адресу: <адрес>. В настоящее время собственниками указанной двухкомнатной квартиры являются жена Зюзина и двое его детей. По мнению ответчика государственный жилищный сертификат (далее – ГЖС) не может быть выдан заявителю на состав семьи из пяти человек, поскольку трое из них имеют жилое помещение в собственности и не дали обязательства о его безвозмездной передаче в государственную или муниципальную собственность.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Зюзина подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из исследованных в судебном заседании заявления и рапорта Зюзина, выписки из его личного дела, копий паспортов, свидетельств о рождении, о заключении брака, карточки прописки, ордера на жилое помещение и договора мены, справок войсковой части №, инвентаризационного бюро и коммунального предприятия Украины, паспортно – учетной и Федеральной регистрационной служб <адрес>, № <адрес>, сообщения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что заявитель проходит военную службу в войсковой части №, имеет общую продолжительность военной службы более 20 лет, в 2011 году планируется к увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. В 1987 году заявителю в период военной службы от Минобороны СССР была предоставлена однокомнатная квартира в <адрес> на состав семьи из 3 человек. В 1996 году Зюзин уволился с военной службы, выписался из вышеуказанной квартиры, переоформив лицевой счет на свою жену, которая в этом же году ее приватизировала и обменяла на двухкомнатную квартиру большей площади по адресу: <адрес>. В настоящее время по месту службы на состав семьи из 5 человек (он, жена и трое детей) Зюзин обеспечен служебной трехкомнатной квартирой общей площадью 63,4 кв.м, в Украине в долевой собственности его жены и двух детей имеется двухкомнатная квартира общей площадью 55,1 кв.м. В связи с предстоящим увольнением с военной службы заявитель изъявил желание получить на себя и членов семьи ГЖС для приобретения жилого помещения по избранному месту жительства в городе Санкт-Петербурге, ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией войсковой части № Зюзин признан нуждающимся в получении жилого помещения на состав семьи из пяти человек по избранному после увольнения месту жительства и включен в список кандидатов на получение ГЖС. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на имя заявителя выписан ГЖС на состав семьи из пяти человек для приобретения жилой площади в городе Санкт-Петербурге, однако ответчик в январе 2011 года отказал Зюзину в выдаче ГЖС в связи с отсутствием обязательства его жены и двоих детей о безвозмездной передаче в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, находящегося в их собственности в Украине.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона № 76-Ф от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 14 указанной статьи также установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных жилищных социальных гарантий, определяется Правительством Российской Федерации. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно п.п. "а" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (далее – Правила), право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
В соответствии с п.п. «ж» п. 44 указанных Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет наряду с другими документами в КЭЧ района (ОМИС) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 Правил, а именно, если: гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В развитие указанных Правил приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2006 года № 215 утвержден «Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях вооруженных сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов», из п. 33 которого следует, что при получении сертификата гражданином - участником подпрограммы, проживающим на жилом фонде, закрепленном за Министерством обороны, в другом федеральном органе исполнительной власти, в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба), в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в КЭЧ района (ОМИС) (в том числе в другой КЭЧ района (ОМИС) гражданином дается обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения КЭЧ района (ОМИС) по форме согласно приложению N 6 к Правилам.
Из анализа приведенных правовых норм следует прийти к выводу о том, что гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи могут дать обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, находящегося только на территории Российской Федерации. Порядок сдачи или безвозмездного отчуждения жилого помещения, находящегося в их собственности на территории иностранного государства, указанными нормативными правовыми актами не установлен и наличие такого жилого помещения при расчете размера субсидии, по мнению суда, учитываться не должно.
Кроме того, в соответствии со статьей 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 № 1280, военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
В судебном заседании бесспорно установлено, что Зюзин в 1996 году выписался из предоставленной ему Минобороны квартиры и переоформил лицевой счет на свою жену – Зюзину Л. А..
Исходя из изложенного, суд считает, что заявление Зюзина подлежит удовлетворению.
На основании ст. 88 ГПК РФ суд относит к судебным расходам расходы заявителя по уплате государственной пошлины при обращении в суд в размере 200 рублей.
Принимая во внимание, что в соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой принимается решение, присуждаются с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, суд считает требование заявителя о возмещении ему этих расходов обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 98, 198 и 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ № ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. 200 (░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░