Дело № 2-681/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2014 года Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Катрыч В.В., при секретаре Сахарновой О.К., с участием прокурора Сурина В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске гражданское дело по заявлению Сосногорского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л:
Сосногорский транспортный прокурор обратился в Мещанский районный суд г.Москвы с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги», в котором просил обязать ответчика обеспечить проведение оценки уязвимости станции Троицко-Печорск. Определением Мещанского районного суда от 15 апреля 2014 года данное дело передано для рассмотрения по подсудности в Сосногорский городской суд.
Исковые требования мотивированы тем, что Сосногорской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности, по итогам которой установлено, что в нарушении требований законодательства не проведена оценка уязвимости принадлежащего ОАО «РЖД» объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Троицко-Печорск.
Согласно статье 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Станция Троицко-Печорск <дата обезличена> включена в реестр категорированных объектов за номером <номер обезличен>, при этом указанному ОТИ присвоена 3 категория, о чем субъекту транспортной инфраструктуры <дата обезличена> направлено уведомление <номер обезличен>, которое получено субъектом транспортной инфраструктуры <дата обезличена>. Проверкой установлено, что оценка уязвимости станции Троицко-Печорск до настоящего времени не проведена. Установленный законом трехмесячный срок с момента получения уведомления о включении ОТИ в реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоении категории ОТИ истек. Мер, направленных на проведение оценки уязвимости станции Троицко-Печорск, до настоящего времени ответчиком не принято. В связи с неисполнением ОАО «РЖД» обязанности по обеспечению проведения оценки уязвимости станции Троицко-Печорск, не разработан и не реализуется план обеспечения транспортной безопасности данного ОТИ, следовательно, не принимаются предусмотренные законодательством меры по обеспечению транспортной безопасности на указанном ОТИ, что представляет угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Боженова Е.Р. представила в суд письменные объяснения, из которых следует, что для осуществления проведения оценки уязвимости железнодорожных станций требуется определенный период времени, а также значительное финансирование, в связи, с чем просила предоставить срок до <дата обезличена> для проведения оценки уязвимости станции Троицко-Печорск.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 45 ГК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Оценка уязвимости транспортных средств проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Из материалов дела следует, что Сосногорской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушении требований законодательства не проведена оценка уязвимости принадлежащего ОАО «РЖД» объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Троицко-Печорск, которая <дата обезличена> включена в реестр категорированных объектов за номером <номер обезличен>, при этом указанному ОТИ присвоена 3 категория, о чем субъекту транспортной инфраструктуры <дата обезличена> направлено уведомление <номер обезличен>, которое получено субъектом транспортной инфраструктуры <дата обезличена> года.
Согласно положениям Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12.01.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» порядок проведения оценки уязвимости ОТИ разработан в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», оценка уязвимости ОТИ проводится в целях определения степени защищенности ОТИ от потенциальных угроз совершения актов вмешательства (далее – АНВ) в деятельность ОТИ, в ходе проведения оценки уязвимости осуществляется: изучение технических и технологических характеристик ОТИ (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации ОТИ), а также организации их эксплуатации (функционирования), изучение системы принятых на ОТИ мер по защите от АНВ, изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ, определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ.
Судом установлено, что оценка уязвимости станции Троицко-Печорск до настоящего времени не проведена. Установленный законодательством трехмесячный срок с момента получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоении категории объекта транспортной инфраструктуры истек. Мер, направленных на проведение оценки уязвимости станции Троицко-Печорск, до настоящего времени ОАО «РЖД» не принято, в связи, с чем не принимаются предусмотренные законодательством меры по обеспечению транспортной безопасности на указанном объекте транспортной инфраструктуры, что представляет угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
При указанных обстоятельствах исковое требование Сосногорского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Сосногорского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – удовлетворить.
Возложить на ОАО «Российские железные дороги» обязанность в срок до <дата обезличена> обеспечить проведение оценки уязвимости станции Троицко-Печорск.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 09 июня 2014 года.
Председательствующий В.В. Катрыч
Копия верна: судья- В. В. Катрыч