№2-4425/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Климчук Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антонова А. И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием стажа работы с вредными условиями труда, а также постоянной регистрации по месту жительства. Истец с решением ответчика не согласен, с учетом неоднократного уточнения требований окончательно просит обязать ответчика учесть ему в страховой стаж и в стаж работы с вредными условиями труда периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением - ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме. Указал, что с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает в г.Петрозаводске, до ДД.ММ.ГГГГ имел регистрацию по месту пребывания, с ДД.ММ.ГГГГ имеет постоянную регистрацию. Не оспаривал, что на ДД.ММ.ГГГГ регистрации у него не имелось, не возражал против назначения пенсии с иной даты.
Представитель ответчика Маркина Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала выводы решения ответчика.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, пенсионного дела истца, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Антонов А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до ДД.ММ.ГГГГ проживал и работал на территории <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ прибыл в г.Петрозаводск Республики Карелия, где был зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ имеет постоянную регистрацию по месту жительства.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с вредными условиями труда. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии истцу отказано в связи с не установлением специального стажа работы, а также постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации. Ответчиком не учтены в стаж работы с тяжелыми условиями труда спорные периоды работы истца в качестве электромонтера по ремонту металлургического оборудования в сталеплавильных и прокатном цехах в <данные изъяты>, поскольку отсутствуют сведения об уплате страховых взносов, кроме того, Списком №1 от 26.01.1991 предусмотрена профессия электромонтера по ремонту и обслуживанию.
ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился к ответчику с аналогичным заявлением, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии истцу отказано по тем же основаниям.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 г. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.
В силу статьи 1 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно статье 6 назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств.
В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда РФ от 22 июня 2004 г. №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 №203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Как следует из раздела II названого распоряжения Правления Пенсионного Фонда РФ в соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года №16/19па, документом, подтверждающим личность, возраст, место жительства и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, в зависимости от его правового статуса на территории Российской Федерации являются: для граждан Российской Федерации - паспорт; свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.
Сторона ответчика ссылается на то, что документом, подтверждающим факт постоянного проживания на территории Российской Федерации, может являться только паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства.
Между тем, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч.2 ст.3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Истцом представлено свидетельство № о регистрации по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что оно выдано к документу, удостоверяющему личность (паспорту гражданина Российской Федерации), кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ истец имеет постоянную регистрацию по месту жительства. Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент повторного обращения к ответчику (ДД.ММ.ГГГГ) истцом подтвержден факт постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Кроме того, согласно п.1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод. В связи с чем, регистрация как по месту пребывания, так и по месту жительства имеет для гражданина одни правовые последствия, соответственно, отсутствие одной регистрации при наличии другой не может ограничить право истца на социальное обеспечение, установленное Конституцией РФ.
В силу установленного, названого Соглашения пенсионное обеспечение истца должно осуществляться по законодательству государства, на территории которого он проживает.
В соответствии с ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно пп.1 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с вредными условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Как следует из п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27, 28 ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 (далее Правила №516) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Условие о занятости в течение полного рабочего дня для назначения досрочной трудовой пенсии является обязательным и подразумевает выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени, с включением в него времени выполнения вспомогательных, подготовительных и других работ (Разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 5 (п.5) «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются Списки №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 (далее Списки от 1991 года).
Разделом III «Металлургическое производство» (черные металлы) подразделом «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и ремонт металлургических печей» (код позиции 1030200а-1753а) Списка №1 от 1991 года предусмотрена профессия «электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Как установлено, истец имеет профессию «электромонтер по обслуживанию эл/оборудования» (диплом Б №424671 от 1979 г. СПТУ №1 г.Петрозаводска). Согласно трудовой книжки истца ДД.ММ.ГГГГ он принят в <данные изъяты> электромонтером по ремонту электрооборудования в сталеплавильных и прокатных цехах предприятий металлургии, уволен по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ принят в <данные изъяты> электромонтером по ремонту электрооборудования в сталеплавильных и прокатных цехах предприятий металлургии. <данные изъяты> перерегистрировано в ООО «Ювэнергочерметремонт». В записи № трудовой книжки истца также указано, что в соответствии с классификатором профессий ДК 003-95 профессия переименована на электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования. ДД.ММ.ГГГГ истец уволен по собственному желанию.
Кроме того, согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Антонов А.И. работал в <данные изъяты> электромонтером по ремонту электрооборудования в сталеплавильных и прокатных цехах предприятий металлургии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, был занят полный рабочий день ремонтом металлургического оборудования в местах его установки, на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку №1 (1030200а-1753а). Справка оформлена и заверена надлежащим образом, содержит основание выдачи: штатное расписание, карточка Т-2, наряды, выборка план-задания, платежные ведомости, ЕТКС, приказы «О результатах аттестации рабочих мест по условиям труда».
Таким образом, в силу установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что в спорные периоды истец работал на работах с вредными условиями труда, предусмотренных Списком №1 за 1991 год.
Однако, в соответствии с ст.ст.11, 12 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с п.6 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Как следует из справки Пенсионного фонда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате взносов на государственное пенсионное страхование для подтверждения стажа работы Антонова А.И. в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного страхования имеется информация об уплате взносов в отношении истца за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.
В силу изложенного, названых норм, также отсутствия доказательств об уплате после 1 января 2013 года в отношении истца страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам суд полагает требования истца подлежащими частичному удовлетворению, в стаж работы с вредными условиями труда истцу подлежат учету периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, стаж работы истца с вредными условиями труда составит более необходимых 10 лет.
Требование истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости с даты первоначального обращения за ее назначением - ДД.ММ.ГГГГ не может быть удовлетворено, поскольку на указанную дату истец не имел регистрации в Российской Федерации.
Между тем, в силу ст.22 Федерального закона №400-ФЗ и достаточности у истца стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии с учетом включения спорных периодов работы, на дату повторного обращения к ответчику, с учетом мнения истца, суд полагает возможным назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 13.01.2017.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Антонову А. И. в стаж работы с вредными условиями труда периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Антонова А. И. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л. Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 26.06.2017.