Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Бреенковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Карташовой В.А., Карташовой Т.П., Карташовой В.В. к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании решения о снятии с учета незаконным, признании права на обеспечение жилым помещением и восстановлении на учете нуждающихся в получении жилья,
Установил:
Карташов В.А., Карташова Т.П., Карташова В.В. обратились в суд с иском к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением, восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, указав, что Карташов В.А. проходил военную службу по контракту в различных воинских должностях, уволен с военной службы приказом от ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта №» пункта № статьи № ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ. В период прохождения военной службы Карташов в.А и члены его семьи были поставлены на учет нуждающихся в получении жилого помещения по месту прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ истцу на состав семьи из № человек на основании ордера № было выделено служебное жилое помещение –трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в котором проживают по настоящее время. После предоставления служебного жилого помещения он был снят с учета на получение жилого помещения. За год до увольнения он подавал рапорт о постановке его и членов семьи на учет нуждающихся в получении постоянного жилья по избранному месту жительства в <адрес>, однако этот рапорт по существу рассмотрен не был. ДД.ММ.ГГГГ он подал рапорт на увольнение, в котором выразил желание на обеспечение постоянным жильем по избранному месту жительства в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ подал рапорт о постановку в очередь на получение постоянного жилья в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году Карташов В.А. обратился в <данные изъяты>» с заявлением об изменении формы обеспечения на жилищную субсидию. ДД.ММ.ГГГГ он получил решение ФГКУ «Центррегионжилье» № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета нуждающихся в жилом помещении. Считают, что они необоснованно были сняты с учета после получения служебного жилого помещения и должен быть восстановлен на учете нуждающихся в жилом помещении в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (дата принятия решения жилищной комиссии войсковой части №).
По изложенным основаниям истцы просили признать за ними право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства в <адрес> за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, обязать ответчиков восстановить его и членов его семьи на учете нуждающихся в жилом помещении в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца-ФИО3, действующая по доверенности, исковые требования уточнила и просила суд признать решение о снятии с учета незаконным, признать право на обеспечение жилым помещением и восстановить на учете нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. Поддержала исковые требования, подтвердив доводы, изложенные в иске. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчиков- ФИО6, действующая по доверенности, иск не признала, и суду пояснила, что в период прохождения истцом Карташовым В.А. военной службы по контракту он и члены его семьи с ДД.ММ.ГГГГ года состояли на учете нуждающихся в служебном жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ году истцу была предоставлена трехкомнатная служебная квартира в <адрес> на весь период службы, в связи с чем, истцы были сняты с учета на получение служебного жилого помещения. На момент увольнения Карташов В.А. не был признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и не состоял на учете на получение такого жилого помещения. Действия, направленные на реализацию права, произведены Карташовым В.А. после увольнения с военной службы, поскольку рапорт о постановке на учет нуждающихся был представлен на рассмотрение в войсковую часть ДД.ММ.ГГГГ – через день после исключения из списков личного состава части. При таких обстоятельствах решение о постановке в очередь на получение постоянного жилья, оформленное протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № принято в нарушение норм законодательства – ст. № приказа Министерства Обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, распространяющее свое действие только на военнослужащих. Поэтому решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцы были сняты с учета нуждающихся в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, личное дело, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что истец являлся военнослужащим Министерства обороны РФ и уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ. по достижении предельного пребывания на военной службе на основании п. «а» ч.1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Приказом командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ.
В период прохождения военной службы ДД.ММ.ГГГГ году Карташов В.А. и члены его семьи были поставлены на учет нуждающихся в улучшении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ истцу на состав семьи из № человек на основании ордера № было выделено служебное жилое помещение - трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в котором они проживают по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ Карташов В.А. был снят с учета, в связи с получением служебного жилого помещения, что подтверждается заверенным скриншотом базы данных <данные изъяты> (л.д№).
В ДД.ММ.ГГГГ году истец обратился к ответчику с заявлением об изменении формы обеспечения на жилищную субсидию.
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ Карташов В.А. снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений, в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Суд считает, что при рассмотрении дела не нашли свое подтверждение доводы истца об обоснованности заявленных им требований.
На момент увольнения Карташова В.А. с военной службы порядок учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N» 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, помимо необходимого стажа военной службы и оснований увольнения военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.
В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).
В силу п. № Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
При указанных обстоятельствах, право состоять на учете нуждающихся, в случае его приобретения военнослужащим, не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ No 80 и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с п. № Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Согласно п.п. № указанных Правил военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за № года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет нуждающихся.
Как следует из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ Карташов В.А. уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, исключен из списка личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец, согласившись с данными приказами, в установленном законом порядке их не оспорил.
ДД.ММ.ГГГГ Карташов В.А., то есть после исключения из списка личного состава войсковой части, обратился с рапортом о постановке на учет нуждающихся на рассмотрение в войсковую часть.
ДД.ММ.ГГГГ Карташов В.А. и члены его семьи были поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем, решение о постановке в очередь на получение постоянного жилья, оформленное протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № принято в нарушение норм законодательства – ст. 25-30 приказа Министерства Обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, распространяющее свое действие только на военнослужащих.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При таких обстоятельствах, решение ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о снятии с учета нуждающихся в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, является обоснованным.
Иных допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих постановку Карташова В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на момент увольнения с военной службы, истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлено.
Учитывая вышеизложенное, Карташов В.А., не признанный в установленном законом порядке в период военной службы нуждающимся в жилом помещении, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, не вправе претендовать на предоставление жилищным органом Министерства Обороны РФ жилых помещений.
Вместе с тем, данные обстоятельства не препятствуют реализации права истцов на обеспечение жильем на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой Жилищного кодекса Российской Федерации, по решению органа самоуправления по месту жительства.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Карташова В.А., Карташовой Т.П., Карташовой В.В. к ФГКУ «Центррегионжилье» о признании решения о снятии с учета незаконным, признании права на обеспечение жилым помещением и восстановлении на учете нуждающихся в получении жилья - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.П. Коваленко