УИД 63RS0030-01-2023-004403-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2023 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Милованова И.А.,
при секретаре судебного заседания Веприковой Д.М.,
с участием помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Раменнова И.А.,
представителя административного истца ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области Силакова И.В.,
административного ответчика Овчинникова Н.А. (посредством видеоконференцсвязи),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3571/2023 по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Овчинников Н.А., ... года рождения, родившегося в ...., отбывающего наказание в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области предъявил в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении Овчинников Н.А., указав при этом следующее.
Овчинников Н.А., ... года рождения, на основании приговора Промышленного районного суда г. Самары от 14.11.2018 г. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 325.1 (4 преступления), п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 3 ст. 158, ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 4 ст. 158, п. «б» ч. 4 ст. 158 (2 преступления), ч. 3 ст. 69 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Отбывает наказание за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве. Конец срока отбывания наказания наступает 21.11.2023г. После освобождения Овчинников Н.А. следует к месту жительства по адресу: .....
Административный истец просит установить административный надзор в отношении Овчинников Н.А. на срок 8 лет со следующими ограничениями: запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22.00 до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой; обязать явкой не реже 4 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства и пребывания для регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Овчинников Н.А. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что оснований для установления в отношении его административного надзора и административных ограничений не имеется, опасный рецидив в его действиях отсутствует.
Помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Раменнов И.А., давший заключение в порядке ст. 39 КАС РФ, в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Суд, выслушав представителя административного истца, административного ответчика и заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 272 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Как следует из ч. 8 ст. 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 ФЗ РФ Федерального закона N 64-ФЗ, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ установлено, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса РФ.
В силу пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В силу п. 4 ч. 2 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Закона, административный надзор устанавливается в отношении лиц, имеющих непогашенную и неснятую судимость на срок, определенный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Административный надзор устанавливается в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Федеральный закон N 64-ФЗ, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ).
При установлении административного надзора в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения, перечень которых предусмотрен статьей 4 Федеральный закон N 64-ФЗ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 01.07.2015г. приговором Новокуйбышевского городского суда Самаркой области Овчинников Н.А. осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 161, п. «в» ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений к наказанию виде лишения свободы на срок 2 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, освободился 17.03.2017 г. по отбытии срока наказания.
29.12.2016 г. решением Красноглинского районного суда г. Самары в отношении Овчинникова Н.А. установлен административный надзор на срок – 3 года, с административными ограничениями в виде запрета посещения питейных заведений, кафе, баров, ночных клубов, кинотеатров, ресторанов, увеселительных мероприятий после 21:00 часа; запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания лица, с 23:00 часов до 06:00 часов, за исключением случаев, связанных с работой; запрета выезда за пределы территории Самарской области без уведомления органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного; 3 явок в месяц на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания для регистрации.
31.10.2018 г. приговором Новокуйбышевского городского суда Самарской области Овчинников Н.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314.1 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы сроком на 4 месяца.
14.11.2018 г. приговором Промышленного районного суда г. Самары Овчинников Н.А. осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 325.1 (4 преступления), п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 3 ст. 158, ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 4 ст. 158, п. «б» ч. 4 ст. 158 (2 преступления), ч.ч. 3,5 ст. 69 УК РФ (с учетом постановления Промышленного районного суда г. Самары от 28.05.2020 г. и апелляционного постановления Самарской областного суда от 27.11.2020 г.), к наказанию в виде лишения свободы сроком на 5 лет 7 месяцев. Срок отбытия наказания у Овчинникова Н.А. истекает 19.11.2023 г.
Таким образом, судом установлено, что преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 325.1 (4 преступления), п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 3 ст. 158, ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 4 ст. 158, п. «б» ч. 4 ст. 158 (2 преступления) УК РФ (приговоры от 31.10.2018 г., 14.11.2018 г.) были совершены административным ответчиком в период действия в отношении его административного надзора, установленного решением Красноглинского районного суда г. Самары от 29.12.2016 г.
В силу ч. 4 ст. 15 УК РФ преступления, предусмотренные п. «в» ч. 3 ст. 158, ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 4 ст. 158, п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ, за совершение которых, в том числе Овчинников Н.А. судим и отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Промышленного районного суда г. Самары от 14.11.2018 г. относятся к категории тяжких преступлений.
В силу ч. 1 ст. 18 УК РФ в действиях Овчинникова Н.А. усматривается простой рецидив преступлений.
Согласно п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения Овчинниковым Н.А. преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 158, ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 4 ст. 158, п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ (приговор от 14.11.2008 г.), и в настоящее время срок погашения судимости за совершение тяжких преступлений составляет 8 лет после отбытия наказания.
Принимая во внимание то, что административный ответчик отбывает наказание в виде лишения свободы за преступления, совершенные в период нахождения под административным надзором, суд приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания (пункт 4 части 2 статьи 3, пункт 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре) для установления Овчинникову Н.А. административного надзора на срок – 8 лет, то есть на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, назначенного приговором Промышленного районного суда г. Самары от 14.11.2018 г.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 273 КАС РФ, суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно решает вопрос об установлении конкретных административных ограничений.
Из представленной характеристики и справки следует, что Овчинников Н.А. за время отбывания наказания 28 раз допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что ему объявлено 20 выговоров, 7 раз он выдворялся в штрафной изолятор и 1 раз налагался дисциплинарный штраф, все взыскания являются действующими. Поощрений осужденный не имеет. На проводимую с ним работу реагирует слабо, должные выводы делает не всегда. Лекции, общие собрания осужденных, культурно массовые и спортивные мероприятия не посещает, библиотекой не пользуется, отношение к религии положительное. С 28.04.2023 г. состоит на профилактическом учете как лицо, организующее или активно участвующее в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды. Правила личной гигиены соблюдает. В школе и ПУ-117 не обучался. Участие в работах по благоустройству исправительного учреждения и прилегающей территории принимает под контролем администрации. В ФКУ-16 не трудоустроен. Связь с родственниками поддерживает в установленном законом порядке. Вину в совершенных преступлениях признал полностью, исковых обязательств по приговору не имеет.
Суд отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица.
В соответствии с п. 22 разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 г. № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Разрешая требования административного истца о назначении Овчинникову Н.А. административных ограничений, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказания воспитательного воздействия на осужденного в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения, принимая во внимание данные о личности Овчинникова Н.А., его поведение за весь период отбывания наказания, с учетом характера и обстоятельств совершенных им преступлений, суд, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, считает необходимым установить ему административные ограничения в виде:
- запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, за исключением случаев, связанных с работой;
- обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Вышеназванные ограничения будут способствовать предупреждению совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений и оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, установление данных ограничений отвечает задачам административного надзора.
При этом, суд принимает во внимание, что Овчинников Н.А. ранее судим за совершение умышленных преступлений против собственности, однако должных выводов для себя не сделал, и вновь совершил преступления против собственности и против порядка управления, за которые отбывает наказание в настоящий момент.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о склонности административного ответчика к совершению преступлений, что свидетельствует о возможности совершения им новых преступлений при отсутствии достаточного контроля за его поведением после освобождения из мест лишения свободы.
Устанавливаемые ограничения не противоречат законодательству, задачам и целям административного надзора, являются целесообразными и соразмерными, не ограничивают права ответчика на труд, получение образования, медицинской помощи, участие в жизни общества, близких и родственников, не мешают привычному укладу его жизни, то есть не нарушают баланса частных и публичных интересов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что устанавливаемые административные ограничения повлекут нарушение прав административного ответчика, судом не установлено.
Устанавливаемые судом 4 явки на регистрацию в орган внутренних дел не являются для ответчика чрезмерными, назначены в пределах требований Федерального закона №64-ФЗ и направлены на воспитание у административного ответчика законопослушного поведения. Назначая указанное количество явок в орган внутренних дел, суд принимает также во внимание, что установленное ранее решением Красноглинского районного суда г. Самары от 29.12.2016 г. административное ограничение в виде 3 явок в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, своей цели не достигло.
Учитывая характер и обстоятельства совершенных преступлений, характеристику личности Овчинникова Н.А., предоставленную исправительным учреждением, установление административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, кроме случаев, связанных с работой, является обоснованным и соответствует требованиям Федерального Закона N 64-ФЗ, принципам и задачам института административного надзора, назначено с целью индивидуального профилактического воздействия на ответчика для выработки у него законопослушного поведения и контроля за его поведением после отбытия срока наказания. Данное административное ограничение не создает осужденному препятствий для реализации его прав и обязанностей после освобождения из мест лишения свободы, в том числе на социальную адаптацию, назначено с учетом характера и обстоятельств ранее совершенных преступлений и прав ответчика не нарушает.
При этом, судом отмечается, что в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального Закона N 64-ФЗ орган внутренних дел праве дать разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлено такое административное ограничение, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, в связи с определенными исключительными личными обстоятельствами.
Административный ответчик в течение всего срока административного надзора не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона, – с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора должен исчисляться Овчинникову Н.А. со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 270-273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление начальника Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 16 УФСИН России по Самарской области к Овчинников Н.А. об установлении административного надзора – удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Овчинников Н.А., ... года рождения, на срок – 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить Овчинников Н.А. административные ограничения в виде:
- запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, за исключением случаев, связанных с работой;
- обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить осужденному, что неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства в определенный судом срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст.314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в полной форме составлено в день его принятия – 31 октября 2023 года в 17 часов 50 минут.
Председательствующий судья И.А. Милованов