Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1860/2016 ~ М-1699/2016 от 19.04.2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

2 июня 2016 года                                г.Сызрань

Судья Сызранского городского суда Самарской области Непопалов Г.Г.,

при секретаре Анцуповой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1860/16 по иску прокурора г.Сызрань в интересах Кузнецовой ЕВ и Кузнецова ЕВ к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Сызрань обратился в Сызранский городской суд с вышеуказанным иском в интересах Кузнецовой Е.В. и Кузнецова Г.Е., мотивируя тем, что с <дата> по настоящее время названные выше лица постоянно проживают и зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении расположенном по адресу: г.Сызрань. <адрес>, нанимателем которого является Кузнецова Е.В. Согласно постановлению Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Сызрань, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, отселение граждан следовало произвести в срок до 2015 года. Однако, до настоящего времени Кузнецова Е.В. и Кузнецов Г.Е. не отселены из указанного выше жилого дома, фактические сроки сноса жилого дома и переселения его жителей не определены. При этом, по заключению ООО «ИнвестСтрой» от <дата> эксплуатация здания, расположенного по адресу: г.Сызрань, <адрес>, опасна для здоровья проживающих в нем граждан, следовательно, дальнейшее проживание в указанном выше жилом помещении невозможно. Вместе с тем, по информации КЖКХ Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***/юр в перечень домов, запланированных к переселению в 2013-2017 году, согласно областных адресных программ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области» и «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» вошли дома, признанные в установленном порядке аварийными до <дата>, что является одним из условий Федерального закона от <дата> № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Жилой дом, расположенный по адресу: г.Сызрань, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу после <дата>, его включение в вышеуказанную заявку на переселение граждан из аварийного жилищного фонда не представляется возможным. Согласно информации Администрации г.о. Сызрань в заявку на переселение указанного выше жилого дома возможно включить после 2017 года при условии выделения денежных средств из вышестоящих уровней бюджета. Кузнецова Е.В. и Кузнецов Г.Е. не согласны с этим, полагают, что они подлежат немедленному отселению из указанного выше жилого помещения, поскольку жилой дом признан непригодным для проживания и подлежит сносу. На основании изложенного, прокурор г.Сызрань просит суд обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить Кузнецовой Е.В. и Кузнецову Г.Е. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 38,6 кв.м., и расположенное в границах муниципального образования г.о. Сызрань.

В судебном заседании помощник прокурора г.Сызрань Сафронова Е.О., а также истцы Кузнецова Е.В. и Кузнецов Г.Е. иск поддержали, сославшись на доводы, изложенные выше.

Представитель Администрации г.о. Сызрань Калинина Е.А. иск не признала, не оспаривает право Кузнецовой Е.В. и Кузнецова Г.Е. на предоставление им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен занимаемого ими в настоящее время жилого помещения, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания. Вместе с тем, пояснила, что постановление от 2 июля 2012 года № 1668 о признании указанного выше многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу в срок до 2015 года вынесено Администрацией г.о.Сызрани в соответствии с ФЗ «О фонде содействия регулирования жилищного законодательства» от 21 июля 2007 года № 185, согласно статье 16 которого переселение граждан из аварийного жилого фонда, осуществляется в соответствии с региональной адресной программой, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В указанной выше программе указано, что, если программа начинается после 1 января 2013 года, то она утверждается на период до 1 сентября 2017 года. Пунктом 2 данной статьи установлено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, должна содержать несколько позиций: перечень многоквартирных домов, которые должна содержать программа (должны быть те дома, которые признаны аварийными до 1 января 2012 года); срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень; акт о признании дома аварийным. Нормы закона ответчиком соблюдены. Дом признан аварийным после 1 января 2013 года и срок отселения указан. Соответственно, в программу, которая действует до 1 сентября 2017 года, он включен не был. Следовательно, денежные средства, заложенные в бюджет на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, которые включены в эту программу, не могут быть израсходованы на иные цели. На территории г.о. Сызрань более 70% домов являются аварийными. Но снести все аварийные дома в один день не представляется возможным, для этого существует ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ», который регламентирует порядок предоставления жилого помещения. Администрация г.о. Сызрань действует в рамках данного закона, не нарушая его.

Представитель КЖКХ Администрации г.о. Сызрань Пантелеева Ю.А. возражает против удовлетворения предъявленных исковых требований, поддержала приведенную выше позицию представителя ответчика.

Суд, заслушав объяснения истцов, представителей прокуратуры г.Сызрань, ответчика и 3-его лица, проверив дело, полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

    В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; … жилое помещение признано непригодным для проживания…

    В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта…

Судом установлено, что с <дата> по настоящее время Кузнецова Е.В. и Кузнецов Г.Е. постоянно проживают и зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении расположенном по адресу: г.Сызрань. <адрес>, нанимателем которого является Кузнецова Е.В. Какого-либо другого жилого помещения, пригодного для проживания, истцы не имеют, право пользования иными жилыми помещениями они не приобрели.

Указанное выше жилое помещение состоит из двух жилых комнат, общая площадь квартиры, расположенной по адресу: г.Сызрань. <адрес>, составляет – 38,6 кв.м.

Данные обстоятельства подтверждаются уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от <дата> № ***, договором социального найма жилого помещения № ***, справкой МБУ г.о. Сызрань «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» от <дата> № ***, договором найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилых фондов от <дата>, договором социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда от <дата>, а также объяснениями истцов в судебном заседании.

Судом также установлено, что постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Сызрань, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно п. 2 названного выше постановления отселение граждан из многоквартирный жилого дома, расположенного по адресу: г.Сызрань, <адрес>, следует произвести в срок до 2015 года.

Однако, до настоящего времени Кузнецова Е.В. и Кузнецов Г.Е. не отселены из указанного выше жилого помещения, признанного в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма им не предоставлено.

При этом, согласно информации КЖКХ Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***/юр в перечень домов, запланированных к переселению в 2013-2017 году, согласно областных адресных программ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области» и «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» вошли дома, признанные в установленном порядке аварийными до <дата>, что является одним из условий Федерального закона от <дата> № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Жилой дом, расположенный по адресу: г.Сызрань, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу после <дата>, его включение в вышеуказанную заявку на переселение граждан из аварийного жилищного фонда не представляется возможным. Согласно информации Администрации г.о. Сызрань в заявку на переселение указанного выше жилого дома возможно включить после 2017 года при условии выделения денежных средств из вышестоящих уровней бюджета.

Вместе с тем, по заключению ООО «ИнвестСтрой» от <дата> о состоянии строительных конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Сызрань, <адрес>, в связи с просадкой и отклонением наружных стен, образованных в результате отсутствия отмостки, и проникновения атмосферных осадков имеет место разрушение фундаментов и торцевых и продольных несущих стен.

Состояние несущих конструкций аварийное.

Эксплуатация здания опасна для здоровья проживающих в нем граждан.

Согласно Положению «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, данное жилое помещение аварийное и не пригодно к проживанию.

Таким образом, дальнейшее нахождение жильцов в аварийном многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Сызрань, <адрес>, в том числе Кузнецовой Е.В. и Кузнецова Г.Е., представляет угрозу их жизни и здоровью, поскольку существует реальная угроза обрушения указанного выше многоквартирного дома.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются ответами КЖКХ Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***/юр и от <дата> № ***/пто, постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***, техническим заключением ООО «ИнвестСтрой» от <дата>, а также объяснениями сторон по делу в судебном заседании.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 2 июля 2009 года № 14 при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом, граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК Российской Федерации).

Из приведенных выше положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения аварийным и подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

    Однако, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

    Во всяком случае предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся. (Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда РФ от 9 февраля 2010 года № 83-В09-11).

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым иск прокурора г.Сызрань в интересах Кузнецовой Е.В и Кузнецова Г.Е. к Администрации г.о. Сызрань о предоставлении жилого помещения удовлетворить, обязать ответчика предоставить истцам вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 38,6 кв.м., состоящее не менее чем из двух жилых комнат и находящееся в границах г.о. Сызрань, поскольку занимаемое Кузнецовыми Е.В. и Г.Е. жилое помещение в установленном законом порядке признано аварийным и подлежащим сносу, а следовательно, не соответствующим санитарным и техническим правилам и нормам и не пригодным для проживания, а потому у истцов возникло право на незамедлительное выселение из указанного выше жилого помещения и внеочередное предоставление им другого жилого помещения равнозначного по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, по договору социального найма.

Доводы представителей Администрации г.о. Сызрань Калининой Е.А. и КЖКХ Администрации г.о. Сызрань Пантелеевой Ю.А. о том, что указанный выше жилой дом не включен в действующие в настоящее время Целевые программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области» и «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области», не имеют правового значения по настоящему гражданскому делу и не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, в силу приведенных выше положений ЖК РФ, у Кузнецовых Е.В. и Г.Е. возникло право на незамедлительное выселение из указанного выше жилого помещения, признанного в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, и внеочередное предоставление им другого жилого помещения равнозначного по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, по договору социального найма.

Ссылки представителей ответчика и 3-его лица на указанные выше Целевые программы и ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ неосновательны, поскольку в силу ст. 1 названного Федерального закона данный нормативно-правовой акт в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Следовательно, ни ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ, ни Целевые программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области» и «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» не устанавливают основания и порядок переселения граждан из жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу, и предоставления им других жилых помещения по договорам социального найма. Такие основания и порядок установлены Жилищным кодексом РФ, согласно положениям которого, приведенным выше, у истцов возникло право на незамедлительное выселение из жилого помещения, признанного в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, и внеочередное предоставление им другого жилого помещения по договору социального найма.

Более того, согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). (Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного суда РФ от 24 ноября 2015 года № 1-КГ15-13.)

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора г.Сызрань в интересах Кузнецовой ЕВ и Кузнецова ЕВ к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Сызрань предоставить Кузнецовой ЕВ и Кузнецову ЕВ вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 38,6 кв.м., состоящее не менее чем из двух жилых комнат и находящееся в границах городского округа Сызрань.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    Непопалов Г.Г.

2-1860/2016 ~ М-1699/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузнецова Е.В.
Прокурор г.Сызрани в интересах Кузнецовой Елены Владимировны и Кузнецова Германа Евгеньевича
Кузнецов Г.Е.
Ответчики
Администрация г. Сызрани
КЖКХ Администрации г. Сызрани
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Непопалов Г.Г.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
19.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2016Передача материалов судье
19.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.05.2016Предварительное судебное заседание
23.05.2016Судебное заседание
02.06.2016Судебное заседание
06.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2016Дело оформлено
05.04.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее