Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-23/2015 (2-1402/2014;) ~ М-1253/2014 от 19.11.2014

    дело № 2-23/2015

РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2015 года                             город Оха Сахалинской области

Охинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Разяповой Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Безызвестных М.С., с участием истца ФИО2, представителя ответчика государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (ГУ-УПФР по <адрес>) о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения с заявлением о ее назначении ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью (л.д.), с учетом уточнений (л.д.), в обоснование которого ссылалась на то, что приобрела необходимый 25-летний педагогический стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> ей было отказано в назначении трудовой пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ответчиком не были включены периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя музыки средней общеобразовательной школы по тому основанию, что не выполнена норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы. С данным решением истец не согласен, полагает, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий ей право на льготную пенсию со дня ее обращения к ответчику с заявлением о ее назначении ДД.ММ.ГГГГ.

Истец в судебном заседании свои требования поддержала, настаивала на том, что в указанные спорные периоды суммарно по основной и дополнительной работе выполнила установленную норму рабочего времени за ставку заработной платы, поскольку, работая в основной должности учителя музыки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с нагрузкой 8 часов в неделю и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с нагрузкой 13 часов в неделю, в этой же школе дополнительно работала в должности педагога дополнительного образования с нагрузкой 6 часов в неделю с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и 3 часа в неделю с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и также педагога - организатора с нагрузкой ставки или часов в неделю весь спорный период. Ссылается на то, что она имеет право на льготную пенсию, поскольку осуществляла педагогическую деятельность в спорные периоды, занимая должности педагога дополнительного образования и педагога-организатора, она выполняла те же функции, что и по основной работе в должности учителя музыки, работала в должности учителя музыки менее установленной нормы часов в силу уважительной причины, по состоянию здоровья. В остальной части решение ответчика об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, в котором указанны иные периоды трудовой деятельности, не зачтенные в специальный стаж, истец не оспаривает.

Представитель ответчика иск не признал, считает, что истец не имеет права на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, поскольку не выработан необходимый стаж. Правовых оснований для суммирования основной работы истца в должности учителя музыки с ее дополнительной работой в должности педагога дополнительного образования и педагога-организатора не имеется, поскольку последние должности не предусмотрены действующими Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. В спорный период истец не выполняла установленную за ставку заработной платы норму рабочего времени – 18 часов в должности учителя музыки, постольку эти периоды не подлежат включению в ее специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. По расчету представителя ответчика педагогический стаж истца составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, то есть менее необходимого для назначения пенсии. Продолжительность спорных периодов работы истца, исключенных из льготного стажа, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет ДД.ММ.ГГГГ месяцев ДД.ММ.ГГГГ дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ месяцев ДД.ММ.ГГГГ дней.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов настоящего дела следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем пения в <данные изъяты> средней школе, ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает в средней общеобразовательной школе <адрес> в должности учителя музыки (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью (л.д.).

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа работы, при этом согласно протоколу заседания комиссии пенсионного органа по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.) в специальный стаж, который составил <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, не включены периоды работы истца в средней общеобразовательной школе <адрес> в должности учителя музыки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истцом не была выполнена норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установленная нагрузка - <данные изъяты> часов в неделю, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> часов в неделю, при норме часов педагогической работы за ставку заработной платы <данные изъяты> часов в неделю.

Согласно материалам дела в спорные периоды в том же образовательном учреждении истец, кроме работы в должности учителя музыки, выполняла работу педагога дополнительного образования с нагрузкой <данные изъяты> часов в неделю с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> часа в неделю с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и педагога - организатора с нагрузкой <данные изъяты> ставки - <данные изъяты> часов в неделю весь спорный период (л.д.).

Истец полагает, что в спорный период суммарно по основной и дополнительной работе в указанных должностях она выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, в связи с этим, данные периоды работы подлежат включению в ее специальный стаж, с чем суд согласиться не может по следующим причинам.

На основании части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1). Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном Списке в пункте 1 раздела «Наименование должностей» и пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» предусмотрена должность учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется - Список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Также, в силу пункта 4 указанных Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года № 2075 педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы). Так, согласно пункту 2 приложения к данному приказу учителям 1-11(12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, установленная норма составляет 18 часов в неделю.

Таким образом, возможность реализации права на досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников поставлена законодателем в зависимость от совокупности не общих (достижение определенного возраста, наличие страхового стажа), а от особых условий: педагогическая деятельность, общая продолжительность которой, в календарном исчислении, составит к моменту назначения пенсии 25 лет, должна осуществляться в определенных должностях и определенных учреждениях. Несоответствие хотя бы одному из перечисленные условий влечет отказ в установлении досрочной пенсии.

Истец в должности учителя музыки не выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, работая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с нагрузкой <данные изъяты> часов в неделю, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с нагрузкой <данные изъяты> часов в неделю.

При этом, суд полагает заслуживающим внимания контрдовод ответчика об отсутствии законных оснований для суммирования основной работы истца в должности учителя общеобразовательной школы с другой работой в должностях педагога дополнительного образования и педагога-организатора, поскольку по смыслу указанных Правил для зачета в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, подлежит суммированию не любая педагогическая деятельность, а только та, которая осуществляется в должностях и учреждениях, предусмотренных данным Списком.

В указанном выше Списке в пункте 1 раздела «Наименование должностей» и пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» должности педагога дополнительного образования и педагога-организатора общеобразовательного учреждения - школы не предусмотрены.

Дополнительно занимаемая истцом должность педагога дополнительного образования указана в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, однако общеобразовательное учреждение (школа), в которой указанная деятельность фактически осуществлялась, в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка не указано.

Таким образом, право на досрочное назначение пенсии за педагогами дополнительного образования предусмотрено указанными Списком и Правилами лишь в том случае, если они осуществляли свою педагогическую деятельность во внешкольных учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, в которых истец не работала.

Довод истца о том, что она имеет право на льготную пенсию, поскольку осуществляла педагогическую деятельность, необоснован, построен на ошибочном мнении о равнозначности деятельности педагогических работников, в частности учителя музыки, педагога дополнительного образования и педагога-организатора, без учета того, что педагогическая деятельность по сложности, а также по характеру, условиям труда и ее оплате различна в зависимости от занимаемой должности и работы в том или ином учреждении.

Неодинаковый подход к решению вопроса об определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью обусловлен именно различным характером деятельности педагогических работников в зависимости от занимаемой должности и работы в том или ином учреждении.

В частности, объем деятельности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования и в отдельно взятых образовательных учреждениях общеобразовательного уровня несопоставимы по объему, психоэмоциональной нагрузке, интенсивности - в первом случае, работа педагога осуществляется в центрах дополнительного образования для детей, дворцах детского (юношеского) творчества, домах детского творчества и других учреждениях по обязательной программе и отличается большей интенсивностью и ответственностью, во втором случае - это секции, студии, кружки при школах и других образовательных учреждениях, посещение которых для детей не носит обязательного характера.

Правовую основу для различного подхода к отдельных категориям педагогических работников по вопросу об исчислении периодов работы для включения в льготных стаж представляет приведенная выше норма пункта 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Такой подход соответствует и смыслу других положений названного Федерального закона, которые право на досрочное назначение трудовой пенсии связывают не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда (статьи 27,28 Закона).

При этом, вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должностей истицы, которые не содержатся в нормативно-правовых актах, чего в данном спорном случае не усматривается.

Вместе с тем, общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367 предусмотрена должности «педагог дополнительного образования» (код 25478), «педагог-организатор» (код 25481).

В данном случае ошибка в наименовании должности истца отсутствует, поэтому для выводов о тождественности выполняемых истцом обязанностей по вышеназванным должностям оснований не имеется.

По тем же мотивам суд считает основанным на неправильном толковании норм материального права и бездоказательным довод истца о том, что, занимая должности педагога дополнительного образования и педагога-организатора, она выполняла те же функции, что и по основной работе в должности учителя музыки.

Довод истца о том, что она работала в должности учителя музыки менее установленной нормы часов в силу уважительной причины, по состоянию здоровья, суд также не может принять во внимание, поскольку данное обстоятельство не предусмотрено пенсионным законодательством, поэтому не имеет правового значения при решении вопроса о зачете спорных период в ее специальный стаж педагогической деятельности.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Поскольку без учета спорных периодов работы в должности учителя музыки, педагога дополнительного образования и педагога-организатора у истца на дату обращения за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж составляет менее 25 лет педагогической деятельности, право на досрочную трудовую пенсию на указанную дату у нее не возникло.

Статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Расходы истца по оплате государственной пошлины составили <данные изъяты> рублей согласно представленной им платежной квитанции.

Вместе с тем, требования истца не подлежат удовлетворению, постольку оснований для возмещения понесенных им расходов на оплату государственной пошлины при обращении в суд не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

ФИО2 в удовлетворении исковых требований к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения с заявлением о ее назначении ДД.ММ.ГГГГ полностью отказать.

Решение может быть обжаловано через Охинский городской суд в Сахалинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме 26 января 2015 года.

судья Охинского городского суда

Сахалинской области                                                    Е.М. Разяпова

копия верна: судья                                                        Е.М.Разяпова

2-23/2015 (2-1402/2014;) ~ М-1253/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Байкина Вера Васильевна
Ответчики
ГУ-УПФ РФ по Охинскому району Сахалинской области
Другие
Тарасенко Юлия Викторовна
Саяпина Елена Владимировна
Суд
Охинский городской суд Сахалинской области
Судья
Разяпова Евгения Михайловна
Дело на странице суда
ohinskiy--sah.sudrf.ru
19.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2014Передача материалов судье
24.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2014Судебное заседание
15.01.2015Судебное заседание
20.01.2015Судебное заседание
26.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее