дело N 5-883/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 ноября 2021 года г. Орск
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2021 года.
Судья Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области Студенов С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каченовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Варецкой Екатерины Станиславовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес> проживающей по адресу: <адрес>,
установил:
Варецкая Е.С. ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 20 минут в магазине "<данные изъяты>", расположенном по <адрес>, реализовала спиртосодержащую продукцию – антисептический раствор "Медовый" производства ООО "Гиппократ" в количестве одного флакона объемом 100 мл, стоимостью 30 руб.
В отношении Варецкой Е.С. УУП ОП N 1 МУ МВД России "Орское" Цеватовым И.С. составлен протокол серии № об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Варецкая Е.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно требованиям статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного проступка предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. К незаконным действиям относятся: торговля товарами (предметами), изъятыми из гражданского оборота; продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, которым эта продукция принадлежит на незаконных основаниях или не имеющими специального разрешения (лицензии) на ее реализацию; продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), но с нарушением установленных законодательством требований и порядка реализации этой продукции.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере торговли, а также монополистическая деятельность государства по торговле отдельными видами товаров, свободы рыночных отношений, единство экономического пространства.
Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в совершении виновным лицом активных действий по реализации товаров, ограниченных в обороте или изъятых из оборота, в том числе в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъектом рассматриваемого деяния может выступать любое лицо, в отношении которого допустимо применение мер административной ответственности, от гражданина до юридического лица.
Субъективная сторона данного административного правонарушения свидетельствует о том, что оно может быть совершено исключительно с прямым умыслом.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" спиртосодержащей непищевой продукцией является непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
В соответствии со статьей 11 Закона N 171-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает ограничения условий и мест розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, отдельных видов такой продукции.
Таким образом, законом прямо установлено, что ответственность за продажу спиртосодержащей непищевой продукции, наступает лишь в случае принятого Правительством Российской Федерации нормативного акта, содержащего ограничение условий и мест ее розничной продажи.
Согласно абзацу 4 подпункта 5 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями, в том числе, при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 апреля 2018 года N 28 "О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукции, спиртосодержащими непищевыми добавками и ароматизаторами" постановлено юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям приостановить на срок 180 суток розничную торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами (за исключением стеклоомывающих жидкостей, нежидкой спиртосодержащей продукцией, а также спиртосодержащей продукцией с использованием укупорочных средств, исключающих ее пероральное потребление) с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, осуществляемой ниже цены, по которой осуществляется розничная продажа водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов за 0,5 литра готовой продукции, установленной приказом Минфина России от 11 мая 2016 года N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" (зарегистрирован в Минюсте России 31 мая 2016 года, регистрационный N 42365) с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 4 апреля 2017 года N 57н (зарегистрирован в Минюсте России 28 апреля 2017 года, регистрационный N 46537).
Из пункта 4 вышеуказанного постановления следует, что настоящее постановление вступило в силу с 20 апреля 2018 года и действует в течение 180 суток, то есть до 17 октября 2018 года.
Как усматривается из материалов Варецкая Е.С. 15 июня 2021 года в 15 часов 20 минут, находясь в магазине "<данные изъяты>", расположенном по адресу: <адрес> осуществила реализацию покупателю ФИО5 одного флакона антисептического раствора "Медовый", объемом 100 мл по цене 30 рублей.
Из заключения эксперта ЭКО МУ МВД России "Орское" Жалмагамбетовой Б.С. от 13 августа 2021 года № следует, что представленная на исследование жидкость является спиртосодержащей жидкостью с видимой объемной долей этилового спирта 70 %, в представленной жидкости денатурирующих добавок, микропримеси – диэтилфталат не выявлено.
Согласно этикетке на флаконе "Медовый" он является дезинфицирующим средством для дезинфекции объектов пчеловодства косметическим лосьоном, предназначенный для наружного применения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом в отношении Варецкой Е.С. протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем в дату реализации Варецкой Е.С. одного флакона антисептического раствора "Медовый" – 15 июня 2021 года, 180 суток, в течение которых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 апреля 2018 года N 28 приостановлена розничная торговля спиртосодержащей непищевой продукцией, истекли.
Иной нормативно-правовой акт, запрещающий реализацию спиртосодержащей непищевой продукции, по состоянию на 15 июня 2021 года не принят.
При изложенных обстоятельствах вывод должностного лица о наличии в действиях Варецкой Е.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованным признать нельзя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса (пункт 1 часть 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что на дату реализации Варецкой Е.С. отсутствовал нормативно-правовой акт, запрещающий реализацию спиртосодержащей непищевой продукции, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом не установлен законный владелец десяти флаконов антисептического раствора "Медовый", объемом 0,1 литра каждый, с содержанием этилового спирта 70%, суд, в силу части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 сентября 2018 года, полагает, десять флаконов антисептического раствора "Медовый", объемом 0,1 литра каждый с содержанием этилового спирта 70% подлежит изъятию с последующим уничтожением в установленном порядке.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Варецкой Екатерины Станиславовны прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Десять флаконов антисептического раствора "Медовый", объемом 0,1 литра каждый с содержанием этилового спирта 70% подлежат изъятию с последующим уничтожением в установленном порядке.
Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Оренбургский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья (подпись) С.В. Студенов