Дело №2-3018/2016г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2016 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретере Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах Качина П.И., Ежкова К.А., Гришиной А.Д., Кочетовой О.Н., Тимербаева Д.С., Воскобоева А.В. и Сенниковой Ю.П. к администрации <адрес> о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Качина П.И. и Ежкова К.А., Гришиной А.Д., Кочетовой О.Н., Тимербаева Д.С., Воскобоева А.В. и Сенниковой Ю.П. обратился в суд с исками к администрации <адрес>, просил обязать ответчика предоставить истцам по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на пять лет жилые помещения площадью 33 кв.м. каждому с допусками, установленными ч.14 ст.<адрес> лот 02.11.2000г. № «О защите прав ребенка» (не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.).
Гражданские дела по указанным искам были объединены в одно производство.
Свои требования в исковых заявлениях и судебном заседании через своего представителя Струкову Т.Я. прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Качин П.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ежков К.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Гришина А.Д. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Кочетова О.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Тимербаев Д.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Воскобоев А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Сенникова Ю. П.ДД.ММ.ГГГГ г.р., в несовершеннолетнем остались без попечения родителей. В настоящее время они окончили учебные заведения, проживают в жилых помещениях, принадлежащих посторонним людям. Решениями краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа от 23.09.2014года Гришина А.Д., 08.04.2015года Кочетова О.Н., 31.03.2014года Тимербаев Д.С., 24.06.2014года Воскобоев А.В., 23.09.2014года Сенникова Ю. П., 29.06.2016года Качин П.И. и 18.12.2013года Ежков К.А. были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлены на учет нуждающихся в жилье, однако до настоящего времени жилыми помещениями они не обеспечены, своих собственных жилых помещений не имели и не имеют. Законодательство, регламентирующее предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений не устанавливает очередность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. При этом указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью, в связи с чем на администрацию <адрес> в судебном порядке должна быть возложена обязанность по обеспечению истцов жилыми помещениями.
В судебном заседании истица Сенникова Ю.П. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что жилым помещением она не обеспечена, своего собственного не имела и не имеет.
Истцы Гришина А.Д., Кочетова О.Н., Тимербаев Д.С., Воскобоев А.В., Качин П.И. и Ежков К.А. в судебное заседание не явились, о его дате и времени извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие ( л.д. 129-131,171). Ранее участвуя в предварительных судебных заседания исковые требования заявленные в их интересах поддержали. Суду пояснили, что в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей. <адрес>вой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа они были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлены на соответствующий учет, однако никаких жилых помещений им не предлагалось, ими до настоящего времени они не обеспечены, своих собственных жилых помещений не имели и не имеют.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о его дате и времени извещен надлежащим образом ( т.1 л.д.70, т.2 л.д.133), причины неявки в суд не сообщил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Красноярского края Шрайнер Н.Б., действующая на основании доверенности (т.2 л.д. 75) в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы Качин П.И.ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ежков К.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Гришина А.Д. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Кочетова О.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Тимербаев Д.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Воскобоев А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Сенникова Ю. П. ДД.ММ.ГГГГ г.р. в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей. Решениями краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа от 29.06.2016года Качин П.И., 18.12.2013года Ежков К.А., 23.09.2014года Гришина А.Д., 08.04.2015года Кочетова О.Н., 31.03.2014года Тимербаев Д.С., 24.06.2014года Воскобоев А.В. и 23.09.2014года Сенникова Ю. П., были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлены на учет нуждающихся в жилье, но до настоящего времени жилыми помещениями они не обеспечены, своих собственных не имеют.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истцов и прокурора, заявлениями истцов Минусинскому межрайонному прокурору от 06.07.2016г.,23.06.2016года, 21.06.2016года, 21.06.2016года,03.05.2016года, 07.07.2016года, паспортами истцов и свидетельствами об их рождении, решением Минусинского городского суда от 06.12.2012года о лишении родителей Гришиной А.Д. родительских прав в отношении нее, решением Минусинского городского суда от 04.03.2013года о признании истицы и ее матери утратившей право пользования жилым помещением, адресными справками на истицу и ее родителей, свидетельствами о госрегистрации права, постановлением об установлении опеки на Кочетовой О.Н. справкой Минусинского педагогического колледжа об обучении Кочетовой О.Н. и нахождении на полном гособеспечении, свидетельством о смерти Кочетовой Т.В., свидетельством о смерти Яковлевой Н.Н., постановлением администрации г.Минусинска о назначении попечителем Тимербаева Р.С., адресными справками на Тимербаева Р.С. и его родителей, справками администрации г.Минусинска об отсутствии жилья родителей Тимербаева Р.С., военным билетом Воскобоева А.В., справкой Минусинского детского дома о нахождении Воскобоева А.В. на гособеспечении, постановлением администрации г.Минусинска об определении в интернатное учреждение ВоскобоеваА.В., решением Минусинского городского суда от 22.03.2012года о лишении матери Сенниковой Ю.П. родительских прав, решением Минусинского городского суда от 13.12.2012года о лишении отца Сенниковой Ю.П родительских прав, постановлением администрации г.Минусинска о назначении и выплате денежных средств попечителю Сенниковой Ю.П., постановлением администрации г.Минусинска о назначении попечителя Сенниковой Ю.П., дипломом о получении среднего образования, адресными справками на Сенникову Ю.П. и ее родителей, решением Минусинского городского суда от 26.05.2008года о лишении отца Качина П.И. родительских прав, решением Минусинского городского суда от 24.03.2008года о лишении матери Качина П.И. родительских прав, решением Минусинского городского суда 06.11.2008года о расторжении договора найма жилого помещения, постановлением администрации Минусинского района № 332-п от 04.07.2008года об определении Качина П.И. в госучреждении, адресными справками на Качина П.И. и его родителей, свидетельством о регистрации по месту пребывания Качина П.И., справкой администрации Минусинского района об отсутствии жилого помещения у Ежкова К.А., справками о регистрации брака и расторжении брака родителей Ежкова К.А., решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 25.05.2005года о лишении отца Ежкова К.А. родительских прав, решением Аскизского районного суда Республики Хакасия от 25.11.2004года о лишении матери Ежкова К.А. родительских прав, постановлением администрации Минусинского района № 288-п от 28.06.2004года об установлении опеки на Ежковым К.А., сопроводительными письмами администрации Минусинского района о направлении документов Ежкова К.А., дипломом о получении среднего технического образования Ежковым К.А., справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», Минусинского отделения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за истцами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и правомерными. То обстоятельство, что Гришина А.Д., Кочетова О.Н., Тимербаев Д.С., Воскобоев А.В., Сенникова Ю. П., Качин П.И. и Ежков К.А. включены в список лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье не свидетельствует о том, что их права не нарушены, так как жилыми помещениями они до настоящего времени фактически не обеспечены, каких-либо доказательств объективно подтверждающих возможность их предоставления администрация г.Минусинска суду не представила.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г.Минусинска предоставить Качину П.И., Ежкову К.А., Гришиной А.Д, Кочетовой О.Н., Тимербаеву Д.С., Воскобоеву А.В. и Сенниковой Ю.П., каждому на территории г.Минусинска по договорам найма специализированных жилых помещений благоустроенные жилые помещения площадью 33 кв.м. с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 07.10.2016г.