Дело № 10RS0011-01-2021-014644-34 (2а-6087/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ковалева Виктора Александровича об оспаривании предписания должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия от 04.02.2021,
у с т а н о в и л:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что в отношении административного истца, являющегося собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в д. Котчуры, Пряжинского района, административным ответчиком вынесено предписание от 04.02.2021 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ (использование земельного участка не по целевому назначению) со сроком устранения недостатков 04.08.2021. Не согласившись с оспариваемым предписанием Ковалев В.А. указывает, что наличие на земельном участке с кадастровым номером № таких сооружений как теплица, компостная яма, кострище, а также не капитального сооружении, ошибочно идентифицированное инспектором как баня, соответствует требованиям установленным действующим законодательством и разрешенным видам использования в соответствии с утвержденным классификатором. Административный истец считает, что проверка проведена органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) требований к организации и проведению проверок, в связи с чем просит признать Предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ №40/39-2021 от 04 февраля 2021 года недействительным.
В судебном заседании Ковалев В.А. не участвовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен, его представитель Балашова Л.Г., действующая на основании доверенности, на требованиях настаивала по мотивам, изложенным в административном иске.
Административный ответчик государственный инспектор Республики Карелия по использованию и охране земель Управления Росреестра по РК Романовская Н.П., представитель Управления Росреестра по РК Булахов В.В., действующий по доверенности, выразили несогласие с административным иском, ссылались на основания, указанные в письменном отзыве.
Заинтересованное лицо Исмаилова И.Б. пояснила, что все размещенные на земельном участке строения необходимы для ведения сельскохозяйственной деятельности, сооружение, похожее на баню – ни что иное как помещение для обработки растений перед посадкой, для их черенкования и хранения в зимний период.
Заслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, административное дело № 0/434-2020, материалы проверки № 40/39-2021, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу части 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений.
Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами (часть 2 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 N 251 Утверждены Правила проведения административного обследования объектов земельных отношений (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 Правил, административное обследование объектов земельных отношений осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (далее - должностные лица).
Согласно пункту 2 Правил, при административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого - токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.
В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.
Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
Результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений", или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации (пункт 8 Правил).
Порядок осуществления государственного земельного надзора урегулирован Приказом Росреестра от 18 июня 2019 года N П/0240 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора (далее – Административный регламент).
В силу положений указанного выше нормативно правового акта должностные лица Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки. В случае нарушений требований законодательства Российской Федерации должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации по форме, утвержденной Приказом об утверждении предписания. К акту проверки прилагаются объяснения проверяемого лица (его представителя), на которого возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений (в случае выявления нарушений), и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю. Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен.
Положениями пункта 4 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) (в редакции, действовавшей до 01.07.2021) установлено, что при осуществлении государственного земельного надзора в отношении граждан также применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Земельным кодексом.
В судебном заседании установлено, что в рамках реализации полномочий по государственному земельному надзору в целях установления наличия либо отсутствия факта нарушения требований земельного законодательства, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции Управления Росреестра по РК, на основании обращения физического лица, содержащего признаки административного правонарушения, в период с 12.10.2020 по 09.11.2020 Управлением было проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в д. Котчуры, Пряжинского района, собственником которого является Ковалев В.А.
Проведенным административным обследованием было выявлено нарушение требований статьи 42 Земельного кодекса, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - использование земельного участка с кадастровым номером 10:21:0111001:1266 не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, что в соответствии с подпунктом 2 части 6 статьи 71.1 Земельного кодекса послужило основанием для проведения внеплановой документарной проверки в отношении Ковалева В.А., целью которой являлась проверка результатов административного обследования.
На основании административного обследования в отношении Ковалева В.А. было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением Управления Росреестра по РК по делу № 0/434-2020 от 29.12.2020 Ковалев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, д. Котчуры, не по целевому назначению, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положениям пункта 50 Административного регламента решение о проведении внеплановой проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) Росреестра (территориального органа) в форме приказа (распоряжения) о проведении внеплановой проверки, проведение проверок осуществляется на основании и в строгом соответствии с распоряжением органа государственного надзора (подпункт 3 пункта 8 Административного регламента).
В связи с выявлением по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений нарушений требований законодательства РФ, на основании мотивированного представления уполномоченного должностного лица было издано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки от 18.12.2020 № 1229-Р/ВК в период с 11.01.2021 по 05.02.2021.
Требованиями части 2 статьи 15 Закона № 294-ФЗ установлено, что проведение проверки в случае отсутствия при ее проведении проверяемого лица или его уполномоченного представителя, допускается при условии надлежащего уведомления лица, в отношении которого проводится проверка.
Требованиями пункта 53 Административного регламента установлено, что о проведении внеплановой проверки юридическое лицо, орган государственной власти, орган местного самоуправления, индивидуальный предприниматель, гражданин уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя или гражданина, если такой адрес содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Едином государственном реестре недвижимости, либо ранее был представлен в Росреестр (территориальный орган) лицом, в отношении которого проводится проверка.
Материалами проверки № 40/39-2021 подтверждается, что Управлением Росреестра по РК были предприняты меры к надлежащему уведомлению административного истца о времени проведения проверки и вручении ему распоряжения о проведении документарной проверки, а именно 21.12.2020 заказным письмом с уведомлением Ковалеву В.А. по адресу его регистрации: г. Петрозаводск, ул. М. Горького, д. 21, кв. 29 было направлено уведомление о времени и месте проведения проверки соблюдения земельного законодательства с приложением копии распоряжения от 18.12.2020 № 1229-Р/ВК. Указанное отправление адресатом получено не было и возвращено отправителю 28.01.2021 в связи с истечением срока хранения.
28.01.2021 по номеру телефона № Ковалев В. А. был извещен о времени и месте проведения проверки о чем составлена телефонограмма. Дополнительно 28.01.2021 информация о проведении проверки была направлена на адрес электронной почты (vkkvl5a@gmail.ru), получение данного уведомления Ковалевым В.А. подтверждено.
Таким образом, доводы административного истца о не уведомлении его о времени проведения документарной проверки не обоснованы.
Статьей 16 Закона №294-ФЗ, пунктом 102 Административного регламента установлено, что по результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка. При этом, в случае отсутствия указанного лица экземпляр акта направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Материалами проверки № 40/39-2021 подтверждается, что Акт проверки № 40/39-2021, составленный 04.02.2021 по результатам проведения вышеуказанной проверки, Ковалеву В.А. был направлен по адресу его регистрации заказным письмом с уведомлением о вручении 05.02.2021 (номер почтового отправления 35199-1). Указанное почтовое отправление возвращено в Управление Росреестра по РК 10.03.2021 в связи с истечением срока хранения (о чем на конверте имеется соответствующая отметка почтовой службы). 17.03.2021 копия названного документа была направлена Ковалеву В.А. повторно (номер почтового отправления 36320-1) и также возвращена по истечение срока хранения 16.04.2021.
Проверкой установлено:
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером № отнесен к категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения», имеет вид разрешенного использования: «для сельскохозяйственного производства». Земельный участок является ранее учтенным, его границы определены в соответствии с действующим законодательством, уточненная площадь земельного участка составляет 730м2. Указанный земельный участок принадлежит Ковалеву В.А. на праве собственности, на основании договора купли продажи земельного участка от 21.11.2019, о чем в ЕГРН содержится соответствующая запись о государственной регистрации от 19.12.2019, с сведения о наличии зарегистрированных строений (сооружений) на земельном участке с кадастровым номером № отсутствуют. Вместе с тем, в ходе проверки было установлено, что на земельном участке расположены баня, теплица, компостные ямы, кострище.
С юго-западной стороны смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером № является земельный участок с кадастровым номером №, отнесенный к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования: «для дачного строительства», также принадлежащий на праве собственности Ковалеву В.А. на основании договора купли-продажи дома, земельного участка от 17.10.2014.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (действовавшему на момент поведения контрольно-надзорных мероприятий), вид разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование» включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, при этом, размещение зданий и сооружений, используемых для целей, не связанных с хранением и переработкой сельскохозяйственной продукции, данными видами разрешенного использования не предусмотрено.
Согласно требованиям статьи 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья, которые в силу положений статьи 79 Земельного кодекса имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно статьи 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защиты лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Положениями пункта 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании закона и в установленном порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается и ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.
Правовой режим земель определяется целевым назначением земельного участка, состоящим из двух элементов: 1 - принадлежность земельного участка к определенной категории земель; 2 - принадлежность земельного участка к виду разрешенного использования применительно к соответствующей категории земель. Нарушение одного из указанных элементов влечет нецелевое использование земельного участка и нарушение его правового режима. Таким образом, фактическое использование Ковалевым В.А. земельного участка с кадастровым номером № для размещения строений, не связанных с производством сельскохозяйственной продукции, вне зависимости от того, является ли такое строение объектом капитального строительства, нарушает требования статьи 42 Земельного кодекса.
В соответствии с требованиями пункта статьи 71 Земельного кодекса, пункта 129 Административного регламента в случае выявления по результатам проверки нарушений требований законодательства, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции Управления Росреестра по РК, уполномоченным должностным лицом 04 февраля 2021 года в адрес административного истца вынесено обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений №40/39-2021, Ковалеву В.А. предписано в срок до 04 августа 2021 устранить указанные нарушения путем приведения фактического использования земельного участка с кадастровым номером № в соответствие с видом разрешенного использования.
04.08.2021 Ковалев В.А. обратился в Управление Росреестра по РКс ходатайством о продлении срока исполнения предписания в связи с тем, что выполнить предписание в установленный срок не представляется возможным по причине отсутствия доступа на земельный участок (подъезда), т.к. на дороге третьим лицом установлены бетонные кольца и в настоящее время в судебном порядке решается вопрос об установлении сервитута на проезд к участку, руководствуясь ст. 93 Федерального закона от 31.07.2021 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» срок исполнения предписания продлен до 04.02.2022.
Таким образом, проанализировав положения действующего законодательства, представленные сторонами доказательства, суд признает оспариваемое предписание №40/39-2021 от 04 февраля 2021 года законным, считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Ковалева Виктора Александровича отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 10.09.2021 года.