Дело № 2-2072/2020
50RS0036-01-2020-001651-06
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2020 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Ж.И.,
при секретаре Андриановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бойко А. И. к АО Энергия» об обязании ввести в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии,
установил:
Бойко А.И. обратился в суд с иском к АО Энергия» об обязании ввести в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии.
В обоснование требований указано, что Бойко А.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в 2016-2018г.г. услуги по отоплению и горячему водоснабжению оказывала управляющая организация ООО «Техмин», а расчет с жителями осуществлялся в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета (ОДПУ) тепловой энергии, установленного в подвале дома, оплата за отопление производилась в течение отопительного периода. С октября 2018г. услуги по отоплению и горячему водоснабжению оказывает АО «Энергия», однако указанные услуги с 06.10.2018г. оно осуществляет без учета наличии ОДПУ, а расчет с жителями производит расчетным способом по нормативам, в течение календарного года. Истец обратился к ответчику с претензией о перерасчете платы за отопление за период с октября 2018г. по декабрь 2019г. и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета. Постановлением 10 Арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019г. признано недействительным предписание ГУ МО ГЖИ МО, обязывающее ООО «Техмин» пустить в работу ОДПУ в указанном многоквартирном доме. Судом указано, что с учетом исполнения ООО «Техмин» обязанностей по передаче технической документации на установленный ОДПУ, направления заявки на заключение договора, регулирующего условия эксплуатации приборов учета, с приложением всех необходимых документов, направления соглашения о порядке доступа представителей ресурсоснабжающей организации АО «Энергия» к ОДПУ, оснований возложения на ООО «Техмин» обязанности провести проверку готовности узла учета тепловой энергии многоквартирного дома, при неисполнении обязанностей ресурсоснабжающей организацией АО «Энергия», у административного органа не имелось.
В судебном заседании истец Бойко А.И., представитель истца и третьего лица ООО «Техмин» ФИО1 поддержали требования, просили установить срок ввода прибора учета в эксплуатацию – 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.101) стороны истца. В письменных пояснениях указано, что ссылки ответчика на решения Арбитражного суда <адрес> от 2018г. и от 2019г. несостоятельны, так как ООО «Техмин» не был участником процесса; АО «Энергия» знало о монтаже ОДПУ и никаких замечаний по этому поводу не делало, а наоборот утвердило в 2014г. такой монтаж ОДПУ. На основании заявки ООО «Техмин», полученной АО «Энергия» 17.04.2019г., ответчик в течение 10 рабочих дней должен был произвести осмотр объекта с целью эксплуатации прибора учета и в течение 15 рабочих дней со дня проведения осмотра направить ООО «Техмин» подписанный со своей стороны проект договора. До настоящего времени ответчик никаких действий по повторному запуску в эксплуатацию ОДПУ не осуществило.
Представитель ответчика АО «Энергия» ФИО2 иск не признал, в письменных возражениях указал, что с 06.10.2018г. АО «Энергия» перешлона прямые договоры с собственниками помещений многоквартирного дома по вышеуказанному адресу. Договор теплоснабжения от 01.01.2015г. между АО «Энергия» и ООО «Техмин» расторгнут по инициативе АО «Энергия» в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальных услуг на отопление и горячее водоснабжение и продолжал действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, до 31.03.2013г., поскольку с 01.04.2020г. многоквартирный дом исключен из списка домов, обслуживаемых ООО «Техмин». Договоры на поставку коммунальных ресурсов по отоплению и горячему водоснабжению между АО «Энергия» и собственниками или пользователями помещений считаются заключенными с 06.10.2018г. С октября 2017г. определение количества поставляемых коммунальных ресурсов в данном многоквартирном доме производится расчетным путем в соответствии с решением Арбитражного суда <адрес> от 20.04.2018г. по делу №А41-10737/18 и решением Арбитражного суда <адрес> от 31.07.2018г. по делу №А41-20410/18. Таким образом, с октября 2018г. по настоящее время количество коммунального ресурса на отопление законно определяется расчетным способом, поскольку ОДПУ после вступления в силу указанных решений судов не был снова введен в эксплуатацию надлежащим образом. Более того, в многоквартирном доме установлены два ОДПУ, каждый из которых определяет количество потребленной коммунальной услуги на часть многоквартирного дома: 1-2 подъезды и 3-4 подъезды, соответственно ни один из двух имеющихся ОДПУ не соответствует определению общедомового прибора учета по п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах» (утв. 06.05.2011г. №). В этой связи определенное по такому ОДПУ количество коммунального ресурса не должно учитываться при расчете платы. ООО «Техмин» не выполнило до конца возложенные на нее обязанности по приведению ОДПУ в соответствие с требованиями действующего законодательства и повторному вводу ОДПУ в эксплуатацию (п.73 Правил коммерческого учета тепловой энергии…» (утв. 18.11.2013г. №). При рассмотрении дела по иску ГЖИ, на которое ссылается истец, представитель АО «Энергия» отсутствовал и представителю ГЖИ не известны взаимоотношения между ООО «Техмин» и АО «Энергия». В 2019г. решениями Арбитражного суда <адрес> по искам ООО «Техмин» к АО «Энергия» по вопросам заключения договора на эксплуатацию ОДПУ и ввода их в работу, истцу было отказано на том основании, что не может считаться общедомовым прибор учета, установленный только для части помещений многоквартирного дома. Со стороны ООО «Техмин» не поступало в адрес АО «Энергия» заявление о заключении возмездного договора на реконструкцию двух ОДПУ с целью приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства, таким образом, самим истцом не приняты меры по обеспечению многоквартирного дома ОДПУ, отвечающим требованиями действующего законодательства.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению.
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от <дата> N 354), коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;
Согласно п.1 ст.13 ФЗ от <дата> №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №213-ФЗ), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Пункт 2 данной статьи обязывает производить расчеты за энергетические ресурсы на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.5 данной статьи, до <дата> собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.
В силу п.9 ст.13 Федерального закона №261-ФЗ, с <дата> организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию.
Из содержания пункта 12 ст. 13 этого Федерального закона №261-ФЗ следует, что в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок обязанности по оснащению домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии их установка производится в срок до <дата> организациями, указанными в части 9 настоящей статьи, за счет собственников помещений этих домов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила), которые устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В соответствии с указанными Правилами, прибор учета - это средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов.
Согласно п. 3 названных Правил, ввод в эксплуатацию узла учета - это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
В соответствии с п. 5 названных Правил, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором не предусмотрена иная точка учета. Пункт 19 Правил регулирует, что узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.
Согласно п.17 названных Правил, организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя включает в себя, в том числе, ввод узла учета в эксплуатацию. В силу п.58 Правил, узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.
В соответствии с п.73 названных Правил, перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
В соответствии с подпунктом «с» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.Постановлением Правительства РФ от <дата> N 354, регулирующим заключение договора исполнения коммунальных услуг (редакция на день обращения с иском), исполнитель коммунальных услуг обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией.
Истец является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (л.д.5).
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «Техмин», между собственниками и ООО «Техмин» заключен договор управления многоквартирным домом (л.д.129-145).
С 06.10.2018г. услуга теплоснабжения и горячего водоснабжения в указанном многоквартирном доме осуществляется ресурсоснабжающей организацией АО «Энергия», с этой же даты расторгнут договор между АО «Энергия» и ООО «Техмин».
Из объяснений сторон следует, что в данном многоквартирном доме установлено два прибора учета тепловой энергии: первый ведет учет тепловой энергии в подъездах 1-2, второй – в подъездах 3-4.
14.03.2014г. в данном многоквартирном доме введен в эксплуатацию узел учета тепловой энергии в подъездах 1 и 2, 15.12.2014г. введен в эксплуатацию узел учета тепловой энергии в подъездах 3 и 4 (л.д.24-26).
Из постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019г., которым удовлетворено заявление ООО «Техмин» к ГУ МО «Государственная жилищная инспекция <адрес>) (далее – ГЖИ) о признании недействительным предписания от 05.04.2019г., следует, что по результатам проведенной ГЖИ проверки готовности узла учета тепловой энергии многоквартирного дома вынесено предписание в адрес ООО «Техмин», по которому оно в срок до 10.06.2019г. обязано провести проверку готовности узла учета тепловой энергии многоквартирного дома к эксплуатации в порядке, установленном пунктами 62-72 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013г. № «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», обеспечив передачу документов, предусмотренных пунктом 72 указанных Правил, ресурсоснабжающей организации АО «Энергия», представить подтверждающую документацию. Решением суда установлено, что собственниками жилых помещений 29.12.2018г. проведено общее собрание, на котором принято решение о возложении обязанности на АО «Энергия» ввести существующие общедомовые приборы учета на отопление в срок до 31.01.2019г. и осуществлять расчеты с жителями МКД в соответствии с показаниями приборов учета с 01.02.2019г., о котором АО «Энергя» было уведомлено посредством направления уведомления от 04.01.2019г., с приложением копии протокола общего собрания. 17.04.2019г. ООО «Техмин» в адрес АО «Энергия» направлена заявка на заключение договора, регулирующего условия эксплуатации приборов учета (получена АО «Энергия» 17.04.2019г.), а ранее направлено соглашение о порядке доступа представителей ресурсоснабжающей организации к общедомовым приборам учета (23.01.2019г.). Учитывая исполнение управляющей организацией обязанностей по передаче технической документации на установленный общедомовой прибор учета, направления заявки на заключение договора, регулирующего условия эксплуатации приборов учета, с приложением всех необходимых документов, направления соглашения о порядке доступа представителей ресурсоснабжающей организации к общедомовым приборам учета, оснований для возложения на ООО «Техмин» обязанности провести проверку готовности узла учета тепловой энергии многоквартирного дома, при неисполнении обязанностей ресурсоснабжающей организацией, у административного органа не имелось (л.д.11-23).
Решением Арбитражного суда <адрес> от 13.12.2019г. по иску ООО «Техмин» к АО «Энергия» о признании заключенным договора, регулирующего условия эксплуатации приборов учета в редакции истца, в удовлетворении требований отказано. Судом установлено, что общедомовой прибор учета должен устанавливаться на границе разграничения балансовой принадлежности, каковой в многоквартирном доме, по общему правилу, является наружная стена дома. При этом, не могут являться общедомовыми (коллективными) приборы учета, установленные только для учета части помещений многоквартирных домов. Из иска и представленных материалов дела следует, что многоквартирные дома, находящийся под управление истца, были оборудованы приборами учета, каждый из которых обеспечивают учет только части помещений. Такие установленные приборы учета не в полной мере отвечают понятию коллективного (общедомового) прибора учета. Как следует из пояснений ответчика, не опровергнутых истцом документально, в МКД № по <адрес> ОДПУ, обеспечивающий единовременный учет поставляемых коммунальных ресурсов всего многоквартирного дома, отсутствует. Имеющиеся приборы учета, на 1-2 подъездах установлены отдельно в 2013 году, а на 3-4 подъездах в 2015 году, были смонтированы и введены в эксплуатацию двумя разными управляющими компаниями, которые управляли половинами одного и того же МКД. С 2017 года этот МКД полностью перешел под управление ООО «Техмин», в связи с чем ответчик полагает, что ОДПУ необходимо привести в соответствие требованиям действующего законодательства. Поскольку поставка тепловой энергии в МКД осуществляется от одного источника - котельной АО «Энергия», в МКД выполнен один ввод тепловых сетей, и ОДПУ на этих сетях должен учитывать коммунальный ресурс, поставляемый на весь дом, а не на часть дома. В МКД № по <адрес> прибор смонтирован на расстоянии около 40 метров от места ввода тепловых сетей в МКД, при заложенных в проекте 4 метрах. Вышепоименованные обстоятельства не были опровергнуты истцом документально.
Как следует из сведений, опубликованных на официальном сайте Арбитражного суда <адрес>, постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда <адрес> от 04.02.2020г. указанное решение Арбитражного суда <адрес> оставлено без изменения.
Таким образом, управляющей организацией не организован учет тепловой энергии в указанном многоквартирном доме посредством монтажа единого узла учета тепловой энергии, что не позволяет вести надлежащий учет тепловой энергии и на его основании единообразно начислять как собственникам 1-2 подъездов, так и собственникам 3-4 подъездов плату за отопление и горячее водоснабжение.
Также суд учитывает следующее. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется всеми собственниками помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).
Обращаясь в суд с иском, Бойко А.И. ссылался на то, что ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию необходим для правильного определения платы за отопление и горячую воду. Таким образом, иск заявлен в интересах всех собственников помещений многоквартирного дома. Однако, обращаясь в суд с настоящим иском, истец не представил доказательств наличия у него полномочий действовать в интересах собственников всех помещений в доме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Бойко А. И. к АО «Энергия» об обязании ввести в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.08.2020г.
Судья: