Решение по делу № 2-968/2020 ~ М-618/2020 от 30.04.2020

Дело № 2-968/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ломоносов                        14 июля 2020 года

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе

председательствующего судьи Смирнова А.С.,

при секретаре Федоренко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Ломоносовского района Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУП «Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования Виллозское сельское поселение» и местной администрации муниципального образования Виллозское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области о проведении мероприятий, направленных на повышение качества сточных вод,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования Виллозское сельское поселение» (далее – МУП «УЖКХ МО Виллозское СП»), указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в реку Большая Койровка. Прокуратурой установлено, что в соответствии с договором от 10.01.2012 администрацией МО Виллозское сельское поселение передано МУП «УЖКХ МО Виллозское СП» в хозяйственное ведение муниципальное имущество, в том числе и очистные сооружения и иные объекты сети отведения сточных вод в д. Малое Карлино Ломоносовского района Ленинградской области.

МУП «УЖКХ МО Виллозское СП» привлечено к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами. Ответчик осуществляет пользование водным объектом - рекой Большая Койровка для цели сброса сточных вод, образующихся в результате осуществления предприятием водоотведения канализационных сточных вод от д. Малое Карлино и очистки на канализационных очистных сооружениях (КОС). При этом предприятием осуществляется сброс недостаточно очищенных сточных вод от канализационных очистных сооружений.

Прокурор просил обязать МУП «УЖКХ МО Виллозское СП» в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод, образующихся в результате осуществления предприятием водоотведения канализационных сточных вод от д. Малое Карлино и очистки на КОС, сбрасываемых в водный объект - реку Большая Койровка до достижения нормативов водоотведения.

С согласия прокурора протокольным определением суда от 02.06.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена местная администрация муниципального образования Виллозское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (далее – Местная администрация или местная администрация МО Виллозское ГП), осуществляющая полномочия собственника очистных сооружений (л.д. 92).

Процессуальный истец в лице помощника прокурора Ломоносовского района Ленинградской области Смольяниной Н.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика МУП «УЖКХ МО Виллозское СП» - генеральный директор предприятия Зелянина С.В. возражала относительно заявленных требований ссылаясь на отсутствие в тарифе затрат на необходимый капитальный ремонт очистных сооружений, при этом с учетом принадлежности КОС муниципальному образованию Виллозское городское поселение, считала что обязанность по проведению необходимых мероприятий следует также возложить на Местную администрацию.

Представитель ответчика местной администрации МО Виллозское ГП Ефременко А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании ссылался на то, что мощность очистных сооружений не рассчитана на существующую нагрузку по сбросу воды в связи с чем проводились мероприятия по их модернизации. Местной администрацией проводятся мероприятия по соблюдению требований нормативов водоотведения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии со статьей 11 которого, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со ст.3 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

На основании п.1 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются в том числе, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Статей 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

В силу требований ст.43.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации.

На основании п. 64 указанных Правил, абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.

Согласно п. 111 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).

Частью 1 статьи 44 Водного кодекса РФ также установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод, в том числе дренажных вод, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. При этом ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ запрещен сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу положений ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Частью 2 ст.39 Водного кодекса РФ установлена обязанность собственников водных объектов и водопользователей при использовании водных объектов содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты является водоотведением (п.7 ст.1 Водного кодекса РФ).

Под сточными водами понимаются воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (п.19 ст.1 Водного кодекса РФ).

В соответствии со ст.42 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно ст.55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (пункт 1); при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (пункт 2)

На основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Судом установлено, что прокуратурой Ломоносовского района Ленинградской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с договором от 10.01.2012 № 3/2 администрацией МО Виллозское сельское поселение (в настоящее время Виллозское городское поселение), как собственником имущества, передано МУП «УЖКХ МО Виллозское СП» в хозяйственное ведение муниципальное имущество, в том числе и очистные сооружения и иные объекты сети отведения сточных вод в д. Малое <адрес> (л.д. 73-78).

Обязанность по содержанию переданного имущества п.3.7.2. указанного договора возложена на МУП «УЖКХ МО Виллозское СП».

Принадлежность на праве собственности МО Виллозское сельское поселение и нахождение в хозяйственном ведении МУП «УЖКХ МО Виллозское СП» очистных сооружений 1972 года постройки, кадастровый , площадью 516,5 кв.м, местоположением в д. Малое <адрес> подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 68, 69)

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области, начальника департамента государственного надзора в сфере природопользования Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 22.01.2019 № 21626-18/Д МУП «УЖКХ МО Виллозское СП» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами (л.д. 30-38).

Из содержания названного постановления по делу об административном правонарушении следует, что МУП «УЖКХ МО Виллозское СП» осуществляет пользование водным объектом - рекой Большая Койровка для цели сброса сточных вод, образующихся в результате осуществления предприятием водоотведения канализационных сточных вод от д. Малое Карлино и очистки на КОС. При этом предприятием осуществляется сброс недостаточно очищенных сточных вод от канализационных очистных сооружений, что подтверждается результатами лабораторных исследований отобранных проб экспертом испытательной лаборатории ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» - заключение - от 19.12.2018. Согласно заключению в пробе сточной воды выявлено повышенное содержание по шести загрязняющим веществам проконтролированных над нормативами предельно допустимых концентраций (в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование -ДД.ММ.ГГГГ. от 04.10.2018), а именно следующих веществ: аммоний-ион - в 73,7 раз; нитрит-ион - в 3,8 раз; фосфаты - в 43,8 раз; взвешенные вещества - в 4,9 раз; железо общее - в 31 раз; ХПК - в 10,6 раз. Кроме этого в результате сопоставления результатов исследования проб, отобранных на входе на КОС и после очистки на КОС в указанном выше заключении представлена эффективность работы КОС д. Малое Карлино по следующим показателям: аммоний-ион - 31,9%; нитрит-ион - нет очистки; нитрат-ион - нет очистки; фосфаты - нет очистки; взвешенные вещества -52,5%;, сухой остаток - нет очистки; железо общее - 15,5%; хлориды - нет очистки; ХПК - 28,6%. При этом решением о предоставлении водного объекта в пользование -ДД.ММ.ГГГГ. от 04.10.2018 фактическая степень очистки сточных вод, отводимых от КОС д. Малое Карлино в водный объект - реку Большая Койровка должна составлять: взвешенные вещества - 91%; БПКп - 92%;, ХПК - 94%; азот аммонийный - 82%; железо общее - 95%. Таким образом, КОС д. Малое <адрес> осуществляют очистку сточных вод неэффективно.

Указанные обстоятельства на оспорены ответчиками.

По факту выявленных Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области нарушений МУП «УЖКХ МО Виллозское СП» выдано предписание об устранении нарушений требований законодательства РФ, выявленных в результате проверки от 20.12.2018 года, срок исполнения которого истек 09.12.2019 (л.д. 28-29).

По результатам проведения внеплановой проверки Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области вновь установлены нарушения требований действующего законодательства, которые изложены в Акте проверки от 13.01.2020 /ВВ, согласно которому в результате анализа проб сточной воды после очистки на КОС д. Малое Карлино установлены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ по семи веществам: аммоний-ион - в 99,26 раз; нитрит-ион в 4,66 раз; фосфаты - в 60,65 раз; железо общее - в 35,3 раз; ХПК - в 16,6 раз; БПК5 - в 103,57 раз; нефтепродукты в 9,46 раз (л.д. 47-50).

Указанные установленные судом обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

У прокурора наличествовали основания для предъявления иска в защиту интересов неопределенного круга лиц, так как его обращение в суд по данному делу направлено на защиту прав значительного числа граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности. При реализации предоставленных действующим законодательством полномочий прокурор самостоятелен в выборе мер прокурорского реагирования. Обращение прокурора с настоящим иском в суд не противоречит положениям ст.27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.1 ст.45 ГПК РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что находящиеся в хозяйственном ведении МУП «УЖКХ МО Виллозское СП» очистные сооружения при водоотведения канализационных сточных вод от д. Малое Карлино и очистки на очистных сооружениях, сбрасываемых в водный объект – реку Большая Койровка, работают неэффективно, в связи с чем следует возложить обязанность по проведению мероприятий, направленных на повышение качества сточных вод до достижения нормативов водоотведения.

Принимая во внимание, что как на собственники лежит бремя содержания принадлежащего ему имущества, так и на водопользователе при использовании водных объектов лежит обязанность содержать в исправном состоянии эксплуатируемые очистные сооружения, то с учетом отсутствия сведений о том, какие именно мероприятия необходимо осуществить для повышения качества сточных вод, относятся ли такие мероприятия к категории капитальной реконструкции или текущего ремонта сооружений, суд приходит к выводу о необходимости возложить указанную обязанность по проведению мероприятий на МУП «УЖКХ МО Виллозское СП» и на местную администрацию МО Виллозское городское поселение.

С учетом вышеуказанных установленных судом обстоятельств, а также положений действующего природоохранного законодательства, ответчиками допущены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства, что влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем подлежат удовлетворению требования прокурора.

На основании ч.2 ст.206 ГПК РФ, при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить какие-либо действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании ч.2 ст.206 ГПК РФ суд считает возможным установить срок для исполнения обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Ломоносовского района Ленинградской области удовлетворить.

Возложить на МУП «Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования Виллозское сельское поселение» и на местную администрацию муниципального образования Виллозское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод, образующихся в результате осуществления водоотведения канализационных сточных вод от д. Малое Карлино и очистки на очистных сооружениях, сбрасываемых в водный объект – реку Большая Койровка до достижения нормативов водоотведения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 21 июля 2020 года.

    Судья:                            А.С. Смирнов

2-968/2020 ~ М-618/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области
Ответчики
МУП УЖКХ МО Виллозское сельское поселение
Местная администрация МО Виллозское городское поселение
Суд
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
Судья
Смирнов Александр Сергеевич
Дело на сайте суда
lomonosovsky--lo.sudrf.ru
30.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2020Передача материалов судье
06.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.06.2020Предварительное судебное заседание
14.07.2020Судебное заседание
21.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2021Дело оформлено
02.03.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее