Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1135/2022 ~ М-1020/2022 от 08.07.2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 августа 2022 года г. Самара                

Судья Самарского районного суда г. Самары Давыдова А.А.,

при секретаре Трасковской Е.С.,

с участием представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» Никитина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1135/2022 по административному иску Булюсина Александра Алексеевича к Призывной комиссии Самарской области, ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ

    Булюсин А.А. обратился в суд с указанным административным иском и с учетом уточнения просил признать незаконным решения Призывной комиссии Военного комиссариата Самарской области от 04.07.2022 года о признании административного истца годным к военной службе с незначительными ограничениями вынесенное на основании медицинского заключения от ДД.ММ.ГГГГ, а так же о признании незаконным и отмене Решения призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отмене Призывной комиссии Промышленного района от ДД.ММ.ГГГГ , которым административный истец был признан <данные изъяты> В обоснование заявленных требований административный истец указал, что при проведении в отношении него мероприятий, направленных на определении категории годности к военной службе административным ответчиком были нарушены требования Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», а именно: <данные изъяты> Административный истец страдаем <данные изъяты>. По данным медицинского обследования <данные изъяты> Однако лечения в стационарных условиях административному истцу не проводилось, направление не выдавалось. Ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая свои права нарушенными, административный истец просил признать незаконными решение призывной комиссии военного комиссариата о признании его годным к военной службе и решение от отмене ранее принятого решения Призывной комиссии Промышленного района, которым на основании медицинских документов незаконным истец <данные изъяты>.

В судебное заседание представитель административного истца по доверенности и на основании ордера адвокат Булюсин А.Г. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям дополнил, что Медицинским заключением от ДД.ММ.ГГГГ по результата диагностического обследования у истца была установлена <данные изъяты>. В последующем административного истца вызвали на комиссию, где выдали направление в СОКБ им Т.Ерошевского, где по результатам обследования <данные изъяты>

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат по Самарской области», действующий по доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать. Пояснил, что оспариваемое решение призывной комиссии ВК Самарской области является обоснованным, вынесенным в соответствии с действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица Призывной комиссии Промышленного района г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Ранее в ходе рассмотрения дела оставил вопрос о разрешении административного иска на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица – Центра военно-врачебной экспертизы военного комиссариата Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав доводы явившихся сторон, специалистов, суд считает административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ), а также Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Федеральный закон N 113-ФЗ), который регламентирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Право на обжалование в суд решений (заключений) призывной комиссии закреплено как п. 7 ст. 28 Федерального закона N 53-ФЗ, так и ст. 15 Федерального закона N 113-ФЗ.

Отношения между гражданином и государством, связанные с призывом на военную (альтернативную гражданскую) службу, носят публичный характер, одна из сторон этих отношений (государство в лице уполномоченных органов) безусловно обладает властными полномочиями, в связи с чем названная категория дел подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению; военного комиссара.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 29 Закона о военной службе призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности.

В соответствии с пунктом 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, призывная комиссия субъекта Российской Федерации: организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу или получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождения от призыва на военную службу. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря): принимает решение: об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья. При этом одновременно с отменой решения принимает одно из решений, указанных в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Таким образом, призывная комиссия субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона о военной службе имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий и принимать одно из решений, указанных в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"

В силу статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: "А" - годен к военной службе; "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями; "В" - ограниченно годен к военной службе; "Г" - временно не годен к военной службе; "Д" - не годен к военной службе.

В силу пункта 4 статьи 5.1 указанного Федерального закона в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565.

Пунктом 4 Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.

При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).

В соответствии с пунктом 6 Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.

Согласно пункту 20 Положения в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.

По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.

При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (пункт 8 указанного Положения).

Из указанных правовых норм следует, что решение призывной комиссии в отношении призывника непосредственно зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника к военной службе.

Судом установлено, что Булюсин А.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате Промышленного района г. Самара с 2018г. При первоначальной постановке на воинский учет (далее ППВУ) призывнику Булюсину Александру Алексеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с Расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (далее Постановление), установлен диагноз: <данные изъяты>

В ходе весеннего призыва 2022г. по результатам медицинского обследования и медицинского освидетельствования в военном комиссариате Промышленного района г. Самары, Булюсину А.А. установлена категория годности к военной службе <данные изъяты> (ст. 34 «в» гр. 1 Постановления, протокол № 5 призывной комиссии Промышленного района от 27.04.2022г.)

Однако на основании решения Призывной комиссии Самарской области (протокол Призывной комиссии Самарской области от 18.05.2022г. № 16) вышеуказанный диагноз и заключение о категории годности были признаны необоснованными, Решение призывной комиссии Промышленного района было отменено, Булюсин А.А. вызван на контрольное медицинское освидетельствование.

В ходе контрольного освидетельствования 03.06.2022г. было принято решение о направлении гражданина Булюсина А.А. на обследование и оформление медицинского заключения в ГБУЗ СО СОКОБ им. Т. И. Брошевского. На основании результатов обследования и анализа представленного медицинского заключения № 410/675161 от 15.06.2022г., вынесено решение в соответствии с требованиями статьи 34«г» гр.1 Расписания болезней об изменении категории годности <данные изъяты> (протокол ПК СО от 04.07.2022г. № 51)

Допрошенная в судебном заседании специалист ФИО7 - врач офтальмолог Центра ВВК Самарской области, экспертный стаж более 10 лет, член призывной комиссии суду пояснила, что на основании пп. 2 и 3 ст.29 ФЗ от 28.03.1998г. № 53 «О воинской обязанности и военной службе», на основании п.22 Постановления в результате проверки личного дела призывника Булюсина А.А. диагноз и заключение о категории годности Призывной комиссии Промышленного района были признаны необоснованными, т.к. в медицинском заключении от 06.04.2022г. из ГБУЗ СО «Самарская ГКП » отсутствовали данные <данные изъяты>. В ходе контрольного освидетельствования. В ходе контрольного освидетельствования 03.06.2022г. было принято решение о направлении Булюсина А.А. на обследование и оформление медицинского заключения в ГБУЗ СО СОКОБ им. Т. И. Ерошевского. По результатам обследования в СОКОБ им. Т. И. Ерошевского вынесено медицинское заключение, где содержатся данные о <данные изъяты> (протокол ПК СО от 04.07.2022г. № 51).

Допрошенная в судебном заседании по ходатайству стороны истца в качестве специалиста врач, проводящий медицинское освидетельствование ГБУЗ СО СОКОБ им. Т. И. Ерошевского от 07.06.2022 года ФИО9 суду показала, что обследование Булюсина А.А. проводилось с учетом жалоб, анамнеза, данных объективного исследования и результатов диагностических исследований. В ходе проведения полного обследования, в том числе в условиях циплоплегии спазма аккомодации в данном случае не выявлено. <данные изъяты>. В случае установления показаний к лечению, медицинское заключение не выдается.

Согласно пункту 22 Положения об экспертизе призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.

В соответствии с пунктом 8 Положения об экспертизе, контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина могут проводиться, в том числе, для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии. При этом вышестоящая военно-врачебная комиссия, принявшая решение о контрольном обследовании и повторном освидетельствовании гражданина, отменяет ранее вынесенное в отношении гражданина заключение военно-врачебной комиссии.

Судом установлено, что по итогам контрольного медицинского освидетельствования Булюсину А.А. был изменен диагноз, а именно - с диагноза, <данные изъяты>" ст. 34 Расписания болезней - <данные изъяты>

В соответствии с пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе в случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Учитывая приведенные нормы закона в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, анализ представленных материалов личного дела призывника и содержащихся в нем медицинских документов, суд приходит к выводу, что контрольное медицинское освидетельствование административного истца призывной комиссией Самарской области произведено в строгом соответствии с требования Федерального закона N 53-ФЗ. Заключение об изменении категории годности является обоснованным и подтвержденным результатами дополнительного обследования в СОКБ им Т.Е.Ерошевского от 07.06.2022 года, в том числе по данным определения остроты зрения с коррекцией и авторефрактометрии в условиях циклоплегии и установленного диагноза. Таким образом, Призывная комиссии Самарской области в рамках своих полномочий обоснованно отменила решение Призывной комиссии Промышленного района го. Самара, вынесенного на необъективных данных медицинского заключения в отношении призывника Булюсина А.А. и основываясь на медицинское заключение по результатам контрольного освидетельствования приняла решение об изменении категории годности. Оснований для признания незаконными оспариваемых решений призывной комиссии Самарской области у суда не имеется.

Доводы административного истца о незаконности отказа в выдаче дополнительного направления на амбулаторное или стационарное лечение нарушении требований п.4 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности» суд находит не состоятельными, основанными на неверном токовании Закона.

Так, согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности призывника к военной службе на месте, призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого; ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Таким образом, на комиссию возлагается обязанность направить призывника на медицинское обследование только в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности призывника к военной службе. Ввиду того, что у призывной комиссии при отсутствии каких-либо иных медицинских документов, опровергающих выставленный ему диагноз, сомнений в его правильности не возникло, основания для направления его на медицинское обследование у призывной комиссии отсутствовали.

Доказательства, свидетельствующие о наличии у административного истца иных заболеваний, влияющих на категорию годности к военной службе, не являвшиеся предметом оценки при медицинском освидетельствовании, не представлены.

Суд считает, что врачебной комиссией Самарской области были учтены все имеющиеся данные о состоянии здоровья заявителя, при обследовании призывника и принятии решения об определении категории годности Булюсина А.А. к военной службе.

Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Названных условий по делу не установлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 04.07.2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18.05.2022 ░░░░ № 16 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27.04.2022 ░░░░ № 5 – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.08.2022

░░░░░:                            ░.░.░░░░░░░░.            

2а-1135/2022 ~ М-1020/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Булюсин А.А.
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат Самарской области"
Призывная комиссия Самарской области
Другие
Центр военно-врачебной экспертизы военного комиссариата Самарской области
Призывная комиссия Промышленного район г. Самара
Военный комиссариат Промышленного района г. Самара
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Давыдова А.А.
Дело на сайте суда
samarsky--sam.sudrf.ru
08.07.2022Регистрация административного искового заявления
08.07.2022Передача материалов судье
12.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
12.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2022Судебное заседание
02.08.2022Судебное заседание
16.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2022Дело оформлено
27.10.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее