Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2012 года. город Петрозаводск.
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Петракова М.Ю., при секретаре Вилканаускайте С.Ю., с участием заявителя ФИО3, представителя заинтересованного лица по доверенности ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 об оспаривании действий Карельской таможни Северо-западного таможенного управления Федеральной таможенной службы,
установил:
Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ФИО3 приобрел для личного использования автомобиль <данные изъяты>. На обращение ФИО3 в Карельскую таможню с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на указанный автомобиль ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ за подписью начальника Прионежского таможенного поста ФИО1, согласно которому заявителю было отказано в выдаче паспорта транспортного средства в связи с отсутствием достаточных оснований для отнесения данного транспортного средства к экологическому классу 4. ФИО3 полагает, что принадлежащий ему автомобиль соответствует техническим требованиям, предъявляемым к автомобильной технике, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, и не признается иностранным товаром, требующим уплаты таможенных платежей. На этом основании заявитель считает отказ в выдаче паспорта транспортного средства не основанным на законе, поскольку указанный автомобиль относится к 4 экологическому классу.
В судебном заседании ФИО3, доводы заявления поддержал по основаниям, в нём указанным. Так же указал на нарушение Карельской таможней порядка рассмотрения заявления, установленного Административным регламентом Федеральной таможенной службы.
Представитель Карельской таможни ФИО2 действующий на основании доверенности, в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, ссылаясь на то, что содержащаяся в представленном ФИО3 сертификате соответствия вступает в противоречие с информацией, имеющейся у таможенного органа, и является, по мнению таможенного органа, недостоверной в части соответствия транспортного средства заявителя экологическому классу 4, противоречит нормам, регулирующим отнесение транспортных средств к тому или иному экологическому классу. На момент рассмотрения заявления ФИО3 у таможенного органа имелась информация, размещенная на сайте «Одобрения типа транспортных средств», согласно которой автомобиль, совпадающий по марке, типу транспортного средства, идентификационному номеру с ввезенным ФИО3 автомобилем, соответствует экологическому классу Евро 2. Содержащаяся в сертификате информация не была подтверждена документально: не был представлен документ, послуживший основанием для установления 4 экологического класса – протокол экспертизы технической документации, не были представлены данные испытаний, свидетельствующие о произведенных конструктивных изменениях автомобиля. На основании изложенного представитель Карельской таможни полагает, что при рассмотрении заявления ФИО3 таможенный орган действовал в соответствии с Положением о порядке выдачи паспортов транспортных средств (утверждено совместным приказом Министерства внутренних дел РФ № 496, Министерства промышленности и энергетики РФ № 192, Министерства экономического развития и торговли РФ № 134 от 23.06.2005 г., Постановлением Правительства РФ № 609 от 12.10.2005 г. и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения по выдаче паспортов транспортных средств.
Суд, выслушав заявителя и его представителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Прионежский таможенный пост в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 22.09.2010 г. № 1746 обладает компетенцией на выдачу паспортов транспортных средств на ввезенные физическими лицами в личных целях в Российскую Федерацию автомобили.
Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, определен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010.
Оформление и выдача паспортов транспортных средств, являющихся товарами таможенного союза, производится в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом Министерства внутренних дел РФ № 496, Министерства промышленности и энергетики РФ № 192, Министерства экономического развития и торговли РФ № 134 от 23.06.2005 г. (далее — Положение).
В соответствии с п. 6 Положения таможенными органами паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации.
На основании п. 57 Положения паспорта транспортных средств выдаются и на транспортные средства, при ввозе которых в соответствии с международными договорами отменено таможенное оформление. При этом выдача паспортов без таможенного оформления (в том числе, в случае ввоза автомобилей из Республики Беларусь и Республики Казахстан) производится таможенными органами на основании заявления собственника или владельца транспортного средства, подаваемого по форме, установленной таможенными органами, а также документов на транспортное средство. В заявлении указываются сведения о перевозчике транспортного средства, обстоятельства приобретения транспортного средства, страна происхождения транспортного средства, дата ввоза на территорию Республики Беларусь и Республики Казахстан, а также предоставляются документы, подтверждающие указанные в заявлении данные.
В соответствии с п. 70 Положения о паспортах транспортных средств заполнение строки «экологический класс» осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, «Одобрениях типа транспортного средства». В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11. 2005 г. N 609, паспорта не выдаются. В статье 3 ФЗ от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" закреплены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, включая принципы недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды и обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. При этом в силу ст. 4, 5 указанного Федерального закона государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды, к полномочиям которых относится утверждение технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу ст. 2 ФЗ от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент является документом, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Постановлением Правительства РФ от 12.10. 2005 г. N 609 утвержден специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", который принят в целях реализации и в развитие Федеральных законов "О техническом регулировании", "О безопасности дорожного движения", "Об охране атмосферного воздуха", который устанавливает требования к выбросамвредных (загрязняющих)веществавтомобильнойтехникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания и применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия указанных выбросов.
Пунктом 8 Регламента определены технические требования к автомобильной технике и двигателям внутреннего сгорания. При этом в соответствии с п. 10 Регламента экологический класс транспортного средства определяется на момент производства, и не должен превышать установленные технические нормативы. Запрещается выпуск в обращение автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже действующего экологического класса, после даты вступления в силу требований следующего экологического класса, установленной п. 14 Регламента. Кроме того, в соответствии с п. 11 и 12 Регламента порядок подтверждения соответствия автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания требованиям технического регламента определен Правилами ЕЭК ООН, а их соответствие удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и двигателя, предусмотренное также Правилами ЕЭК ООН. В соответствии с п. 14 Регламента на территории Российской Федерации с 01.01.2010 г. действует экологический класс 4. Экологические стандарты Евро созданы для осуществления контроля за уровнем вредных выбросов в атмосферу. Норма Евро 4 – это соотношение максимально допустимой массы выбросов на единицу работы автомобиля.
Экологический класс Евро 4 присваивается автомобилю в том случае, если он в полной мере соответствует экологическим требованиям, установленным государством. Экологический класс евро 4 представляет собой классификационный код, который законодательно установлен относительно характеристик автомобилей. Также Евро 4 определяет отсутствие у двигателя внутреннего сгорания выброса в атмосферу вредных веществ: отработанных газов, топливных испарений, оксидов углеродов, азота и т.д. Нормы Евро 4 определяются исследовательскими лабораториями согласно правилам Регламента. Непременным условием для импортируемой техники является исполнение нормы п. 10 Регламента. В частности, уровень выбросов автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных веществ не должен превышать на дату ее производства технические нормативы, указанные в п. 8 Регламента.
Соответствие определенному экологическому классу задается производителем на стадии проектирования и разработки транспортного средства в целом, на основании технических требований и стандартов, предъявляемых производителю автомобильной техники.
Внесение изменений в конструкцию транспортных средств регламентируется на территории Российской Федерации приложением № 2 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированного в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации к Приказу МВД РФ от 07.12.2000 г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору» (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.01.2001 г. № 2548), а также Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» (раздел 4. Оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию), утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 720) – в отношении транспортных средств категории М2, МЗ, N2, N3, О – со дня вступления в силу технического регламента; в отношении транспортных средств категорий L, Ml и N1 – с 1 июля 2011 года.
К выпуску в обращение, регистрации и возможности внесения изменений в конструкцию допускаются только те автомобили, экологический класс которых на момент производства уже соответствовал классу, действующему в РФ на дату выпуска в обращение (ввоза), и имеющие законодательно установленное подтверждение этого соответствия - сертификат. Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, направленных на улучшение экологических параметров и соответствие экологическому классу, согласно Регламенту возможно с последующим проведением соответствующих испытаний и изменений в Государственном научном центре РФ ФГУП «НАМИ» или аналогичных аккредитованных учреждениях, и присвоении Одобрения Типа ТС с измененными экологическими параметрами.
Технология получения сертификатов на автомобили, выпускаемые в обращение на территории РФ, закреплена в Техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденном Постановлением Правительства РФ № 720 от 10.09.09 г.
Как следует из материалов дела, в связи с отсутствием достаточных оснований для отнесения ввезенного ФИО3 (заявителем) автомобиля <данные изъяты> к экологическому классу «4» Карельской таможней были направлены запросы официальному представителю фирмы <данные изъяты>, ООО, УУУ и т.д. Согласно ответу ХХХ экологический класс транспортного средства <данные изъяты> соответствует экологическому классу Евро 2.
Таким образом, сведения, содержащиеся в документах, представленных заявителем таможенному органу, не соответствовали вышеуказанным нормативным требованиям, регулирующим порядок определения соответствия транспортных средств экологическому классу.
Информация об экологическом классе транспортного средства, указанная в сертификате соответствия № №, противоречила нормативным документам, регулирующим отнесение транспортных средств к тому или иному экологическому классу, и не была подтверждена документально, а именно, не был представлен документ, послуживший основанием для установления 4 экологического класса: протокол экспертизы технической документации, документы, свидетельствующие о переоборудовании в установленном порядке транспортного средства; не представлено данных испытаний, свидетельствующих о произведенных конструктивных изменениях.
При этом судом учитывается то, что экологический класс транспортного средства определяется на момент производства, и не должен превышать установленные технические нормативы. Соответствие определенному экологическому классу задается производителем на стадии проектирования и разработки транспортного средства в целом, на основании технических требований и стандартов, предъявляемых производителю автомобильной техники.
Также судом не принимаются доводы представителя заявителя о нарушении Карельской таможней порядка рассмотрения заявления ФИО3, установленного Административным регламентом Федеральной таможенной службы, утвержденным приказом от 10.09.2009 г. № 1660, поскольку на основании п. 8 Регламента он не распространяется на обращения граждан, порядок рассмотрения которых установлен, в том числе таможенным законодательством РФ по вопросам, относящимся к таможенному контролю, таможенным процедурам, таможенным платежам (продление срока временного ввоза транспортных средств, внесение изменений в грузовую таможенную декларацию, корректировка таможенной стоимости, подтверждение ввоза (вывоза) товаров, создание временных зон таможенного контроля, оформление автотранспорта и товаров, возврат и зачет таможенных платежей и др.). Такие обращения передаются на исполнение в структурные подразделения Федеральной таможенной службы или таможенного органа, которые самостоятельно осуществляют контроль за исполнением в установленные сроки. ФИО3 в таможенный орган было подано заявление о выдаче паспорта транспортного средства на ввезенный из Республики Беларусь автомобиль.
С учетом изложенных обстоятельств решение начальника Прионежского таможенного поста от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности выдачи ФИО3 паспорта транспортного средства на автомобиль законно и обоснованно, права заявителя не нарушены, в связи, с чем в удовлетворении жалобы следует отказать.
Вместе с тем, отказ таможенного органа в выдаче паспорта транспортного средства не препятствует заявителю повторно обратиться с соответствующим заявлением в Карельскую таможню, представив дополнительные документы (доказательства), свидетельствующие об отнесении автомобиля к экологическому классу Евро 4, с учетом указанных выше правовых норм.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО3 об оспаривании действий Карельской таможни Северо-западного таможенного управления Федеральной таможенной службы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: М.Ю.Петраков.
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.