38RS0017-01-2020-002981-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2020 года г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Рычковой Н.С., при секретаре судебного заседания Пинигиной А.П., с участием представителя истца по доверенности Овчинниковой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1631/2020 по исковому заявлению администрации Нижнеудинского муниципального образования к Кобцевой С.А., Кобцеву Е.В. о возложении обязанности по сносу жилого дома, утилизации строительного мусора, прекращении права собственности и снятии с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование заявленных требований истец сослался на следующие обстоятельства. Основанием для предоставления мер социальной поддержки является юридический факт утраты или повреждения жилого помещения. Жилой дом <адрес обезличен> находится в границах зоны чрезвычайной ситуации, постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 02.08.2019 № 1135 признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Из информации ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» от 02.06.2020 следует, что ответчиками реализовано право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в ходе паводка жилого дома <адрес обезличен> и приобретена квартира по адресу: <адрес обезличен>. Таким образом, Кобцев Е.В., Кобцева С.А. реализовали свое право на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате паводка. Поскольку данное право ими реализовано, фактически при получении свидетельства заключен договор с государством в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в соответствии с которым им предоставлена социальная выплата на приобретение или строительство жилья взамен утраченного в паводок. В этой связи по общим требованиям статьей 3-7 и 309 Гражданского кодекса российской Федерации каждая из сторон обязана выполнить свои обязательства, а именно: государство представить социальную выплату на приобретение и строительство жилья, а гражданин – приобрести или построить жилье взамен утраченного в период паводка. Ключевым моментом в фактически оформленной сторонами сделки является именно получение пострадавшим гражданином жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания и утраченного в паводок жилого дома, то есть, реализуя свое право, гражданин прекращает право собственности на утраченный объект. При реализации свидетельства гражданин должен принять меры, направленные на прекращение права собственности утраченного в паводок объекта недвижимости, взамен которого им получено жилье в рамках государственной поддержки. Несмотря на то, что указанное недвижимое имущество перестало существовать в качестве объекта, его собственник в силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ и статей 14, 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до настоящего времени не обратился в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в связи с прекращением существования объекта недвижимости – жилого дома № <адрес обезличен>. Пострадавшие в результате наводнения жилые дома, признанные межведомственной комиссией администрации Нижнеудинского муниципального образования непригодными для проживания и создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, подлежат сносу их собственниками. Снос индивидуального жилого дома собственник может осуществить самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании договора. 08.07.2020 ответчиком Кобцевым Е.В., 09.07.2020 ответчиком Кобцевой С.А. получено уведомление о снятии с кадастрового и регистрационного учета утраченного в ходе паводка дома, о снятии с регистрационного учета зарегистрированных в доме лиц. Вместе с тем, ответчики, мер к снятию признанного аварийным жилого дома с кадастрового и регистрационного учета не принимают, с регистрационного учета зарегистрированные в доме граждане также не сняты, демонтаж аварийного дома не произведен. Жилой дом <адрес обезличен> находится в ненадлежащем техническом состоянии, фактически уничтожен в результате чрезвычайной ситуации, его эксплуатация создает угрозу жизни и здоровью как для проживающих в нем лиц, так и для неопределенного круга граждан, в связи с чем, имеются правовые основания для его сноса, снятия с кадастрового учета и прекращения права собственности.
Истец администрация Нижнеудинского муниципального образования просит суд возложить на Кобцева Е.В., Кобцеву С.А. обязанность: снести жилой дом, признанный непригодным для проживания, расположенный по адресу: <адрес обезличен>; осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка), оставшегося после сноса дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>; освободить территорию, прилегающую к дому <адрес обезличен> от строительного мусора; обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в связи с его непригодностью для проживания в результате чрезвычайной ситуации; прекратить право собственности Кобцева Е.В., Кобцевой С.А. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>; обратить решение суда к немедленному исполнению согласно ст.ст. 204, 212 ГПК РФ.
Определением суда от 26.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено ОАО «Россельхозбанк».
В судебном заседании представитель истца администрации Нижнеудинского муниципального образования Овчинникова С.И., действующая на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных статьей 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание ответчики Кобцев Е.В., Кобцева С.А. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, об уважительных причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебное заседание третье лицо АО «Россельхозбанк» в лице своего представителя не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, представили отзыв на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть исковое заявление в отсутствие представителя Банка.
Заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (п. 1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2).
Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Правительством Иркутской области 17.07.2019 принято Постановление № 556-пп, которым (п.1) утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, которым установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.06.2019 года № 934 введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уда.
Как следует из материалов дела, ответчики Кобцев Е.В. и Кобцева С.А. по ? доли каждый являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.11.2012 сделана запись о существующем ограничении (обременении) права: ипотека в силу закона.
Дом расположен на земельном участке общей площадью 886 кв.м., с кадастровым номером "номер обезличен", вид разрешенного использования - для эксплуатации существующего дома, категория земель: земли населенных пунктов, адрес: <адрес обезличен>. Земельный участок находится в общей долевой собственности ответчиков по ? доли у каждого, 12.11.20212 зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости: ипотека в силу закона в пользу ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» на срок с 12.11.2012 по 11.10.2027, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 07.11.2020.
Указанный дом в период наводнения в Иркутской области в июне 2019 года, находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы Нижнеудинского муниципального образования от 02.08.2019 "номер обезличен" жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, в числе других жилых домов, признан аварийным и подлежащим сносу (п. 1.26. постановления).
Как следует из искового заявления, ответчики обратились с заявлением в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области для получения свидетельства на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в ходе наводнения.
2 октября 2019 года Кобцевой С.А., с учетом членов семьи: Кобцева Е.В., "дата обезличена" г.р., К.Е., "дата обезличена" г.р., К.Э., "дата обезличена" г.р., К.У., "дата обезличена" г.р., Лемова М.А., "дата обезличена" г.р., выдано свидетельство "номер обезличен", удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
02.07.2020 администрация Нижнеудинского муниципального образования направила уведомление Кобцевой С.А., Кобцеву Е.В. о необходимости обратиться в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением о снятии с кадастрового учета и аннулировании государственной регистрации права на жилое помещение, признанное непригодным для проживания, осуществлении сноса жилого помещения, необходимости обратиться с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительству в срок до 24 июля 2020 года.
По результатам визуального осмотра земельного участка <адрес обезличен> по состоянию на 30.09.2020, земельный участок и придомовая территории захламлены, на участке имеется строительный мусор, меры по сносу аварийного строения не предпринимаются, доступ на территорию земельного участка и к аварийному объекту не ограничен, что подтверждается актом от 30.09.2020.
Часть 1 ст. 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» предусматривает, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Из искового заявления следует, что при наличии правовых оснований снос аварийного и непригодного для проживания жилого помещения ответчиков, представляющего угрозу жизни и здоровью граждан, до настоящего времени не осуществлен.
Обращаясь с настоящим иском в суд, администрация Нижнеудинского муниципального образования ссылается на обстоятельства, которые возникли в результате наводнения в июне 2019 года, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области.
Как установлено пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:
1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);
2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);
3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);
3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);
3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);
4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);
5) реквизиция (статья 242);
6) конфискация (статья 243);
7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса;
8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;
9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.
В данном случае основанием для принятия решения о признании дома аварийным и непригодным для проживания являлась чрезвычайная ситуация - наводнение на территории Иркутской области, вследствие которой жилой дом ответчиков попал в зону затопления, целью чего являлось предоставление гражданам компенсаций и социальных гарантий, в том числе получение государственного жилищного сертификата.
Нормы Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не содержат положений о судьбе жилья, пришедшего в непригодное для проживания состояние.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд (часть 1).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 4).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок (часть 10).
Таким образом, положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что если собственник жилого дома, получивший соответствующее уведомление, в установленный в уведомлении срок не осуществил снос аварийного жилого дома, орган местного самоуправления обязан приступить к процедуре изъятия соответствующего земельного участка и жилого помещения.
Действительно целью предоставления государственного жилищного сертификата является приобретение на средства государственного жилищного сертификата взамен утраченного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации иного жилого помещения.
Вместе с тем снос аварийного и непригодного для проживания жилого помещения ответчиков, представляющего, по мнению истца, угрозу жизни и здоровью граждан, а равно как изъятие земельного участка могут быть осуществлены только в соответствии с установленным законом порядком.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Сведений о том, что истцом, как органом местного самоуправления была соблюдена предусмотренная вышеуказанной правовой нормой процедура изъятия недвижимого имущества, суду не представлено.
При решении вопроса о признании за ответчиками права на получение государственного жилищного сертификата, согласие ответчиков на снос жилого дома не выяснялось, соглашение о том, что жилищный сертификат предоставляется взамен изъятия спорного жилого дома, с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, с ответчиками не заключалось.
Возможность обращения органа местного самоуправления в суд, с иском о возложении на собственника обязанности по сносу жилого дома, в случае получения государственного жилищного сертификата, действующими нормами права не предусмотрена.
Как разъяснено в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Проанализировав положения действующего законодательства, обстоятельства дела, учитывая, что истцом не соблюдена процедура изъятия жилого дома и земельного участка, суд приходит к выводу к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении на ответчиков обязанности снести признанный непригодным для проживания спорный жилой дом и осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора, оставшегося после сноса дома, освобождении территории от строительного мусора.
По тем же основаниям не подлежат удовлетворению и производные исковые требования о возложении обязанности на ответчиков Кобцева Е.В., Кобцеву С.А. обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета жилого дома по спорному адресу, прекращении права собственности Кобцева Е.В., Кобцевой С.А. на жилой дом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований администрации Нижнеудинского муниципального образования к Кобцевой С.А., Кобцеву Е.В. о возложении обязанности по сносу жилого дома, утилизации строительного мусора, прекращении права собственности и снятии с кадастрового учета отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.С. Рычкова
В мотивированном виде решение суда составлено 29 декабря 2020 года.