15 июня 2020 года город Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Антонова А.М. при секретаре: Шотенко А.В., с участием административного истца Саидова Д.Т., представителя административного истца адвоката Хобня Н.И., законного представителя заинтересованного лица на стороне административного истца Саидовой О.И. – её отца Саидова И.Д., представителя 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – фгку «цружо» мо рф) и начальника этого учреждения – Некуш К.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> <данные изъяты> Саидова Д.Т., об оспаривании действий начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в признании члена семьи административного истца Саидовой О.И., нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,
установил:
Военнослужащий Саидов обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточненных требований просил:
- признать незаконными действия начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ, связанные свынесением 18 февраля 2020 года решения № об отказе в признании члена его семьи - внучки Саидовой О.И. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В обоснование своих требований Саидов указал суду, что 26 ноября 2019 года он, имеющий выслугу на военной службе более 10 календарных лет и подлежащий увольнению с военной службы в запас в связи с достижением им предельного возраста пребывания на военной службе, будучи признанным нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания обратился к начальнику 1 отдела фгку «цружо» мо рф с заявлением о признании его внучки Саидовой О.И. нуждающейся в жилом помещении, поскольку она и её родители проживают вместе с ним и ведут общее хозяйство.
18 февраля 2020 года указанное должностное лицо своим решением № отказало в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания его упомянутой внучке, мотивировав свой отказ тем, что в ходе проведенной проверки не установлен факт совместного проживания Саидова и его внучки, а факт их регистрации по адресу: Самарская область, Волжский район, п.г.т. Рощинский не свидетельствует о том, что они совместно проживают и ведут общее хозяйство.
Данный отказ Саидов посчитал необоснованным, поскольку к членам семьи военнослужащего согласно п. 25 разъяснений Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Саидов поддержал заявленные требования в полном объеме и настаивал на их удовлетворении по вышеизложенным основаниям.
При этом Саидов пояснил, что в настоящее время его внучка и её родители Саидов И.Д. и ФИО1, проживают совместно с ним и ведут общее хозяйство.
Представитель административного истца адвокат Хобня Н.И. поддержал правовую позицию своего доверителя и пояснил суду, что в настоящее время Саидов его сын Саидов И.Д. законный представитель указанной внучки на основании договора коммерческого найма жилого помещения проживают совместно и ведут общее хозяйство по адресу: <адрес>.
Законный представитель Саидовой О.И. её отец Саидов И.Д. – сын военнослужащего Саидова поддержал требования заявленные административным истцом по указанным основаниям и просил их удовлетворить.
Начальник 1 отдела ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ требования административного истца не признал. Его представитель Некуш К.Б. просила суд отказать административному истцу в заявленных им требованиях, при этом обратила внимание суда на то, что согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих относятся супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, лица находящиеся на иждивении военнослужащих.
Кроме того, Некуш пояснила суду, что в результате проверки, проведенной перед отказом Саидову в признании его указанной внучки нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания было установлено, что адреса жилого помещения указанного в заявлении Саидова на имя административного ответчика, где он проживает с внучкой и другими членами семьи, в населенном пункте, в котором они зарегистрированы не существует, в связи с чем административный ответчик не мог установить факт их совместного проживания и ведение общего хозяйства.
Выслушав заинтересованные стороны, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, военный суд полагает, что требования, заявленные Саидовым, подлежат удовлетворению, в связи со следующими достоверно установленными судом обстоятельствами.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров.
Как усматривается из светокопии рапорта Саидова от 31 мая 2016 года на имя командира войсковой части № он просит уволить его с военной службы в запас, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе по подп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Из светокопии справки, выданной Саидову командиром войсковой части № следует, что он имеет более 18 лет календарной выслуги на военной службе.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как усматривается из договора от 01 декабря 2019 года № найма квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Саидов и гражданка ФИО3 заключили данный договор, согласно которого Саидову и членам его семьи, в том числе и внучки Саидовой О.И. предоставлена указанная квартира для проживания.
Также из этого договора следует, что последняя вселена в это жилое помещение, в качестве члена семьи Саидова.
Свидетель ФИО2 соседка административного истца показала суду, что Саидов и его внучка проживают по упомянутому адресу и Саидов с родителями его внучки Саидовой О.И. ведет общее хозяйство.
Согласно абзаца 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным закономпредусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Из скриншота результатов проверки наличия у Сангова и членов его семьи, в том числе упомянутой внучки и её родителей, прав собственности и социального найма на жилые помещения, усматривается, что по состоянию на 18 февраля 2020 года у вышеуказанных лиц этих прав не имеется.
Из оспариваемого решения начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ от 18 февраля 2020 года № об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания следует, что в ходе проверки предоставленных документов не установлен факт совместного проживания Саидова и его указанной внучки, в связи с чем на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Саидову отказано в признании его внучки О.И. нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания.
Между тем, в соответствии с разъяснениями п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из п. 25 разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при разрешении споров, связанных с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен ч. 1 ст. 69 ЖК РФ. К ним относятся супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним.
Руководствуясь положениями вышеприведенных Федеральных законов, разъяснениями Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, оценивая совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к убеждению о том, что начальник 1 отдела ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ принял необоснованное решение об отказе в признании Саидовой О.И. нуждающейся в жилом помещении, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что она, в качестве члена семьи военнослужащего, проживает вместе с ним вселена на законных основаниях в жилое помещение в котором он и члены его семьи проживают и ведут совместное хозяйство.
Более того, в настоящее время административный истец и родители Саидовой О.И. ведут общее хозяйство, а также то, что жилого помещения на праве собственности и по договору социального найма она и её родители не имеют.
При таких данных суд полагает необходимым признать незаконным оспариваемое решение начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «ЦРУЖО».
Для восстановления ущемленных прав военнослужащего Саидова, суд, руководствуясь указанными положениями Федерального закона, а также положениями ст. 51 ЖК РФ полагает необходимым обязать начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ рассмотреть вопрос о постановке внучки административного истца Саидовой О.И. на учет, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания.
Что касается довода представителя административных ответчиков о том, что данный административный иск удовлетворению не подлежит, основанный на том, что Саидов ошибочно указал место своего проживания в п.г.т. Рощинский, то суд находит его не состоятельным.
Поскольку как усматривается из заявления Саидова, поданного в адрес административного ответчика, в нем указаны номера его мобильных телефонов, по которым при желании административный ответчик мог установить место проживания Саидова и членов его семьи, в том числе и внучки Саидовой О.И..
В силу ч. 4 ст. 52, «Жилищного кодекса Российской Федерации» органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Оценивая совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, руководствуясь приведенным положением ЖК РФ, суд полагает, что обязанность по выяснению факта совместно проживания и ведения общего хозяйства Саидовым и родителями его внучки лежит на административном ответчике, поскольку именно административный ответчик принимает решение о признании членов семьи военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания.
На основании изложенного и руководствуясьст.ст.175 – 180 КАС РФ, Самарский гарнизонный военный суд
решил:
административное исковое заявление военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Саидова Д.Т., оспаривающего бездействие начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом в признании члена его семьи Саидовой О.И., нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания, удовлетворить.
Действия начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с принятием 18 февраля 2020 года решения № об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по избранному после увольнения с военной службы в запас месту жительства, члена семьи военнослужащего Саидова Д.Т. – его внучки Саидовой О.И., признать незаконными.
Обязать начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о признании с 18 февраля 2020 года члена семьи военнослужащего Саидова Д.Т. – его внучки Саидовой О.И., нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания по избранному Саидовым месту жительства после увольнения с военной службы в запас в городе Самаре.
Начальнику 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду и военнослужащему Саидову об исполнении этого решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд, через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме 19 июня 2020 года.
.
.