Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-945/2013 от 09.04.2013

Дело №2-945/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2013 года город Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Болотской Р.В.,

при секретаре Васильковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Королева Р.А. к УФСИН России по Орловской области об установлении факта прохождения военной службы и обязании включения периода прохождения военной службы в льготном исчислении в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Королев Р.А. обратился в суд к УФСИН России по Орловской области с иском об установлении факта прохождения военной службы и обязании включения периода прохождения военной службы в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии.

В обоснование исковых требований указано, что (дата обезличена) он обратился в УФСИН России по Орловской области о зачете периода его службы с (дата обезличена) по (дата обезличена) в должности бортового техника звена вертолетов Ми-8 вертолетной авиационной эскадрильи Армейской авиации Министерства обороны Приднестровской Молдавской Республики в выслугу лет для назначения пенсии. Ему было отказано в назначении указанной пенсии по тем основаниям, что участником соглашения стран СНГ в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба в Молдавской Республике, а не в Приднестровской Молдавской Республике. Полагает отказ ответчика незаконным по тем основаниям, что Приднестровская Молдавская Республика не является самостоятельным государством, а является частью Республики Молдова. Приднестровская Молдавская Республика не является суверенным, независимым государством, что подтверждается решениями Европейских Судов по правам человека. Указные обстоятельства препятствуют ему в назначении пенсии по военной службе.

Просил суд установить факт прохождения им военной службы в Республике Молдова в период времени с (дата обезличена) по (дата обезличена), обязать ответчика включить ему указанный период в стаж военной службы, необходимый для назначения пенсии, и взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины.

В судебном заседании представитель истца Королева Р.А. по доверенности Яшин А.В. уточнил заявленные требования и просил суд обязать УФСИН России по Орловской области включить в выслугу лет Королеву Р.А. период службы в должности бортового техника звена вертолетов Ми-8 вертолетной авиации эскадрильи Армейской авиации Министерства обороны Приднестровской Молдавской Республики с (дата обезличена) по (дата обезличена) в льготном исчислении, как один месяц службы за полтора месяца, требование о взыскании с ответчика расходов по оплате госпошлины просил не рассматривать. Дал суду пояснения, аналогичные исковым требованиям.

В судебном заседании представитель ответчика УФСИН России по Орловской области по доверенности Андриянцев А.П. возражал против удовлетворения судом исковых требований Королева Р.А. по тем основаниям, что Королев Р.А. проходил военную службу не в Республике Молдова, а в Приднестровской Молдавской Республике, соглашение с которой у Российской Федерации по пенсионному вопросу включения периода работы в специальный льготный стаж отсутствует.

Суд, выслушав объяснения представителей сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Из материалов гражданского дела видно, что письмом УФСИН России по Орловской области (номер обезличен) от (дата обезличена) истцу отказано в зачете в выслугу лет для назначения пенсии службы в вооруженных силах в Приднестровской Молдавской Республике в связи с отсутствием соглашения между указанной страной и Российской Федерации по вопросу пенсионного обеспечения военнослужащих (л.д. 6, 7).

Из трудовой книжки истца усматривается, что Королев Р.А., (дата обезличена) рождения, (дата обезличена) принят в Центр подготовки летного состава Управления авиации МТ и ДХ бортовым механиком 4 разряда. (дата обезличена) уволен в связи с призывом Вооруженные силы (л.д. 8-11).

Кроме того, судом установлено, что в период времени с (дата обезличена) по (дата обезличена) (после денонсации Договора о Союзе ССР) Королев Р.А. проходил службу в должности бортового техника звена вертолетов МИ-8 Вертолетной авиационной эскадрильи Армейской авиации. Ответчик также не оспаривает период прохождения службы (л.д. 69).

Данные обстоятельства подтверждаются также послужным списком Королева Р.А.; листком учета годового налета Королева Р.А., где содержатся сведения о том, что Королев Р.А. совершил фактического налета 81 час. 29 мин.; контрактом, заключенным между Королевым Р.А. и командиром, выступающим от имени Министерства Обороны Приднестровской Молдавской Республики; выпиской из приказа МО ПМР (номер обезличен) от (дата обезличена); выпиской из приказа начальника Армейской авиации (номер обезличен) от (дата обезличена), в которой содержатся сведения об исключении Королева Р.А. из списка личного состава Армейской авиации и направления его в Брянский ГВК; справкой начальника Армейской авиации от (дата обезличена), согласно которой выслуга лет Королева Р.А. на (дата обезличена) составляет 9 месяцев, в льготном исчислении - 1 год 6 месяцев; военным билетом Королева Р.А.; личным делом Королева Р.А.; летной книжкой Королева Р.А.; справкой военного комиссариата п. Кромы Орловской области (номер обезличен) от (дата обезличена), выписками из приказов (л.д. 40-46, 63, 64, 65, 66, 68, 70-72, 84-99, 101-106, 135, 158, 159).

В соответствии со ст. 43 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей», пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Согласно статье 2 Соглашения от (дата обезличена) «О гарантиях прав граждан – участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением. До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

В соответствии со статьей 2 Соглашения от (дата обезличена) «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников содружества независимых государств», в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.

Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством стороны по вновь избранному им месту жительства.

Данным Соглашением предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1).

В силу ст. 5 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии:

а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом.

В случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Как видно из материалов гражданского дела, истец Королев Р.А. является получателем пенсии по линии уголовно-исполнительной системы по инвалидности с (дата обезличена) по настоящее время. Выслуга лет на день увольнения из УФСИН РФ по Орловской области в календарном исчислении составляет 14 лет 10 месяцев 10 дней, в льготном исчислении 18 лет 09 месяцев 27 дней. В случае включения в выслугу лет для исчисления пенсии в льготном исчислении 1:1,5 периода службы Королева Р.А. с (дата обезличена) по (дата обезличена) на территории Приднестровской Молдавской Республики выслуга лет в льготном исчислении составит 20 лет 00 месяцев 06 дней (л.д. 39, 107-110, 205).

Из представленной суду справки командира войсковой части 50763 г. Тирасполь Приднестровской Молдавской Республики (номер обезличен) от (дата обезличена) следует, что льготный зачет выслуги лет 1 месяц на летной работе в авиации за 1,5 месяца службы Королеву Р.А. осуществлялся на основании п.п. «г» ч. 4 Указа Президента Приднестровской Молдавской Республики (номер обезличен) от (дата обезличена) «Об утверждении положения «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, таможенных органах, и их семей в ПМР» (л.д. 157, 188-192).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Р., являющийся старшим инспектором группы пенсионного обеспечения УФСИН России по Орловской области, суду показал, что спорный период службы Королева Р.А. не подлежит зачету в его специальный стаж в льготном исчислении, поскольку он проходил службу в Приднестровской Молдавской Республике, с которой не имеется соглашения в Российской Федерации. В связи с чем, не представляется возможным произвести расчет выслуги его стажа в льготном исчислении, поскольку такой нормативный акт указанного государства отсутствует. Не отрицал, что Приднестровская Молдавская Республика входит в состав Молдавской Республики и является ее неотъемлемой частью по территориальности. Поскольку из Республики Молдова отсутствуют соответствующие акты о включении Королеву Р.А. периода службы в вооруженных силах ПМР, то ему на законных основаниях УФСИН России по Орловской области было отказано во включении оспариваемого им периода. Также указал, что, несмотря на то, что пенсия по инвалидности Королева Р.А. по размеру будет больше по сравнению с военной пенсией, однако последняя дает ему ряд других льгот: право на санаторно-курортное обеспечение, выплату денежной компенсации (л.д. 131-133).

Отказывая во включении спорных периодов работы истца в выслугу лет в льготном исчислении, ответчик ссылается на то, что Приднестровская Молдавская Республика является самостоятельным самопровозглашенным государством, с которым у Российской Федерации отсутствует подписанное Соглашение, в том числе, о пенсионном обеспечении сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Между тем, международное право определяет в качестве критерия законности и действительности того или иного акта непризнанного образования соответствие такого акта правам и интересам его жителей, в особенности правам, гарантированным международным правом. В данном случае необходимо руководствоваться протоколом между Приднестровьем и Республикой Молдова о взаимном признании действия на их территории документов, выдаваемых компетентными органами Сторон от (дата обезличена).

В соответствии с ним Республика Молдова признает действительными ряд документов, выдаваемых компетентными органами Приднестровья, при условии их действия на территории Молдовы и Приднестровья. Однако именно Республика Молдова, как сторона Соглашения, должна признать представленные документы действительными, Российской Федерации никаким нормативным документом такое право не предоставлено.

Учитывая, что выделение Приднестровской Молдавской Республики, как самостоятельного субъекта международного права, до настоящего времени не признано международным сообществом, то не имеется оснований считать, что у истца отсутствует право на включение периода военной службы в рядах Приднестровской Молдавской Республики с 15 февраля по (дата обезличена) в его выслугу лет, как лица, проходившего службу на территории Молдавской Республики, которая является участником Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от (дата обезличена), поскольку Приднестровская Республика входит в состав Молдавской Республики, как субъект, наделенный особыми полномочиями и гарантиями.

При указанных обстоятельствах, исковые требования Королева Р.А. к УФСИН России по Орловской области об установлении факта прохождения военной службы и обязании включения периода прохождения военной службы в льготном исчислении в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Королева Р.А. к УФСИН России по Орловской области об установлении факта прохождения военной службы и обязании включения периода прохождения военной службы в льготном исчислении в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, удовлетворить.

Обязать УФСИН России по Орловской области включить в выслугу лет Королеву Р.А. период службы в должности бортового техника звена вертолетов Ми-8 вертолетной авиации эскадрильи Армейской авиации Министерства обороны Приднестровской Молдавской Республики с (дата обезличена) по (дата обезличена) в льготном исчислении, как один месяц службы за полтора месяца.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Р.В. Болотская

2-945/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Королев Роман Анатольевич
Ответчики
Управление по Орловской области Федеральной службы исполнения наказаний
Суд
Заводской районный суд г. Орла
Судья
Болотская Роза Владимировна
Дело на странице суда
zavodskoy--orl.sudrf.ru
09.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.04.2013Передача материалов судье
09.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2013Судебное заседание
07.05.2013Судебное заседание
14.05.2013Судебное заседание
19.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2013Дело оформлено
31.05.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее