РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2014 года г. Плавск Тульской области
Плавский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Половой Ю.А.,
при секретаре ПоляничевойИ.А.,
с участием
представителя ответчика –Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Плавском районе Тульской области по доверенности Куликовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № по иску Шитовой Л.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Плавском районе Тульской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, о возложении обязанности назначить пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
Шитова Л.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Плавском районе Тульской области( далее по тексту -УПФ (ГУ) в Плавском районе)об отмене решения УПФ (ГУ) в Плавском районе об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ; об обязании УПФ (ГУ) вПлавском районе снизить истице пенсионный возраст на 4 года в связи с проживанием в зонах радиоактивного загрязнения; об обязании УПФ (ГУ) в Плавском районе назначить истице пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истица уточнила свои исковые требования и просила суд: 1) признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Плавском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; 2) обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) вПлавском районе Тульской области назначить досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Свои исковые требования истец мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление пенсионного фонда в Плавском районе Тульской области за назначением трудовой пенсии по старости или государственной пенсии по старости (по наиболее выгодному варианту) со снижением пенсионного возраста (на 4 года) согласно ст.33,34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением Управления пенсионного фонда вПлавском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с тем, что возраст назначения трудовой пенсии по старости на основании указанного закона недостаточен. Она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в зоне с правом на отселение, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Однако Управление Пенсионного фонда в Плавском <адрес> отказало ей в данном праве, ссылаясь, на то, что льготы по уменьшению пенсионного возраста по различным основаниям, установлены статьями 32-35 Закона от 15.05.91 №1244-1 не суммируются, а предоставляются гражданам, согласно ч.2 ст.3 названного Закона, только по одному из оснований по его выбору. С таким решением ответчика она не согласна и считает его незаконным.
Истец Шитова Л.М.в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, предоставила письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие и удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) вПлавском районе Тульской области по доверенности Куликова Е.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных исковых требований Шитовой Л.М. и просила суд отказать в удовлетворении уточненных исковых требований истицы в полном объеме. При этом пояснила, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года, №173-ФЗ, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Порядок применения норм снижения пенсионного возраста при назначении пенсии по старости установлен статьями 32-37 Закона Российской Федерации № 1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года. Статьями 33 и 34 закона от 15 мая 1991 года установлены предельные величины снижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием (работой) на территориях зон проживания с правом на отселение и с льготным социально-экономическим статусом на 5 лет и 3 года соответственно. В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона от 15 мая 1991 года льготы по уменьшению пенсионного возраста по различным основаниям, установленным статьями 32-35 Закона от 15 мая 1991 года, предоставляются гражданину только по одному основанию по его выбору. Абзацем 4 статьи 28.1 Закона от 15 мая 1991 года также предусмотрено, что гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года, №173-ФЗ, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона от 15 мая 1991 года, уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по их желанию по одному из оснований, предусмотренных законом от 15 мая 1991 года. Иного варианта суммирования льгот по снижению общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости Законом от 15 мая 1991 года не предусмотрено. Считает решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Плавском районе Тульской области об отказе Шитовой Л.М. в установлении пенсии по старости на основании статьей 33-34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года, №1244-1, обоснованным и законным.
Выслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Частью 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом 4 «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Согласно ст.10 Федерального Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
Статьи 33 и 34 закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в п.7 части 1 его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в п.8 части 1 статьёй 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория <адрес> и <адрес> были отнесена к зоне проживания с правом на отселение. На основании Постановления Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"<адрес> и <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ стали относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, а <адрес> к зоне с правом на отселение.
Как следует из решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Плавском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № Л.М. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с тем, что она не достигла возраста для назначения трудовой пенсии по старости на основании ст.ст.33, 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Из представленных и исследованных в судебном заседании документов судом установлено, что Шитова Л.М. проживала в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <адрес>.
Следовательно, Шитова Л.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть в общей сложности 6 лет 4 месяца 23 дня проживала на территории зоны с правом на отселение. А в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 13 лет 6 месяцев 22 дня истица проживала на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Следовательно, в силу положений п.7 ст.13, ст.ст.33 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста в 1 год за каждые 3 года проживания (работы) на территории зоны с правом на отселение, то есть на 2 года.
Исходя из времени проживания истца на загрязненной территории, в силу положений п.п. 8 ст.13, ст.34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» она также имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину в виде 1 года за каждые 4 года проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, то есть на 3 года.
Согласно представленным материалам ДД.ММ.ГГГГ Шитова Л.М. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ вПлавском районе с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ вПлавском районе ДД.ММ.ГГГГ № Л.М. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с тем, что она не достигла возраста для назначения трудовой пенсии по старости.
Суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного фонда РФ вПлавском районе.
Конституция РФ, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ст.7, ч.1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39, ч.1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе, установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (ст.39, ч.2).
Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (ст.3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта меранаряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения-независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в том числе в Постановлениях от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П, не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Проживая на территории зоны с правом на отселение и зоныс льготным социально-экономическим статусом, Шитова Л.М. приобрела право на максимальное снижение пенсионного возраста в 5 лет в зависимости от времени проживания на загрязненной территории. Вместе с тем, исчисление такого снижения должно производиться в порядке, установленном соответственно ст.ст.33 и 34 закона № 1244-1, то есть 1 год за 3 года проживания или работы в зоне с правом на отселение и 1 год за 4 года проживания или работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца общая величина составила 5лет: 2 года в связи с проживанием на территории с правом на отселение и 3 годав связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Доводы ответчика, нельзя признать обоснованными, поскольку, исходя из положений пункта 3.3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 г. N 403-О, положений части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с которыми отнесение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, к той или иной категории предопределяет лишь вид и объем возмещения вреда и мер социальной поддержки, но не лишает права получить их в объеме, адекватном фактическому повреждению здоровья (имущества) или испытанному риску вследствие проживания и работы на радиоактивно зараженной территории.
Также ни в Законе РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ни в Федеральном законе "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нет норм, которые регламентировали бы решение вопроса о назначении пенсии с уменьшением возраста с учетом времени проживания на зараженной радиацией территории определенной зоны, если ее статус был изменен решением Правительства Российской Федерации.
При решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на такой территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территориине может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста в 1 год за каждые 3 года проживания (работы) на территории зоны с правом на отселение, и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Таким образом, положения статей 33 и 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями части первой ст. 13 того же Закона и п. 2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают отмену права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, накоторых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
Истец, имея необходимый трудовой стаж, обратилась за назначением льготной государственной пенсии с уменьшением возраста по достижении 51 года, то есть, достигнув пенсионного возраста с учетом вышеуказанных положений законов.
На основании п.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку право Шитовой Л.М. на досрочную пенсию возникло ДД.ММ.ГГГГ, когда ей исполнилось 50 лет, а обратилась она за назначением ДД.ММ.ГГГГ, пенсия подлежит назначению с ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что отказ ответчика в назначении Шитовой Л.М. трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у истца пенсионного возраста, не основан на законе, а заявленные уточненные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.