Дело №2-67/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2018 года р.п. Ржакса Тамбовской области
Ржаксинский районный суд Тамбовской области в составе: председательствующего судьи Тютюкиной С.В., при секретаре Худяковой О.С.,
с участием представителя истца Чарыковой О.В., ответчиков Кулакова А.В. и Кулаковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в лице территориального отдела в г.Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах к Кулакову А.В. и Кулаковой Н.А. о признании противоправными действий по нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и демонтаже сливной (выгребной) ямы, дворовой уборной,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в лице территориального отдела в г.Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах обратилось в Ржаксинский районный суд с иском к Кулакову А.В., Кулаковой Н.А., Ротахину В.А. и Ротахиной Т.Н. о признании противоправными действий по нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и демонтаже сливной (выгребной) ямы, дворовой уборной, указав, что на основании полученного заявления ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ. вх.№, было выдано поручение Филиалу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» в г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах №, № от ДД.ММ.ГГГГ. на проведение обследования выгребной ямы по адресу: <адрес> на соответствие СанПиН 42- 128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Основываясь на Акт обследования №, № от ДД.ММ.ГГГГ., из которого следует: в ходе санитарно-эпидемиологического обследования установлено: <адрес> по адресу: <адрес> двухэтажный, кирпичный 24-квартирный, не имеет общедомовой канализационной системы. Отвод жидких отходов из квартиры № производится по трубопроводу, совмещенному с квартирой №. От которой владельцами самостоятельно, по правой торцевой части дома, выведена труба, используемая для отведения сточных вод. Для сбора жидких отходов на прилегающей территории имеется неблагоустороенная (из автомобильных шин) выгребная яма. Верхняя часть её укрыта подсобными материалами. Следов растекания сточных вод нет. Расстояние от централизованного водопровода приблизительно <данные изъяты> м. Также на территории имеется дворовая уборная, принадлежащая квартире, которая расположена на расстоянии приблизительно <данные изъяты> м от централизованного водопровода, и дворовая уборная принадлежащая квартире №, расположена на расстоянии приблизительно 3-5 м от централизованного водопровода, актами обследования были выявлены нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей: Федеральный закон от 30 марта 1999г. №52 -ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1175-02 «Определение границ ЗСО водопроводных сооружений и водопроводов», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Основываясь на Раздел 2.4. «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы» СанПиН 2.1.4.1175-02 «Определение границ ЗСО водопроводных сооружений и водопроводов»п.2.4.3 Ширину санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода: а) при отсутствии грунтовых вод не менее 10 м. при диаметре водопроводов до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водопроводов более 1000мм; б) при наличии грунтовых вод - не менее 50 м. вне зависимости от диаметра водопроводов. Согласно Раздела 2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твёрдых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съёмной или открывающейся, при наличии дворовых уборных выгреб может быть общим. Более того, основываясь на Акты обследования №,5 от ДД.ММ.ГГГГ. выданные Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» в г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах, в которых зафиксировано нарушение п. 2.3.1. Раздела 2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», в котором сказано: «Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим», а из актов следует: неблагоустроенная (из автомобильных шин) выгребная яма. Основываясь на ответ Администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района, из которого следует, что на территории <адрес> имеется наличие грунтовых вод, что является нарушением Раздела 2.4. «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» СанПиН 2.1.4.1175-02 «Определение границ ЗСО водопроводных сооружений и водопроводов» п.2.4.3 Ширину санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода: при наличии грунтовых вод - не менее 50 м. вне зависимости от диаметра водопроводов.
Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Поскольку данные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства являются существенными, это обуславливает социальную значимость искового заявления и необходимость принудительного выполнения требования, заявленного в иске.
На основании вышеизложенного просят суд: обязать ответчика, соответчиков демонтировать неблагоустроенная сливную (выгребную) яму с канализационной трубой, с последующим внесением чистого грунта, принадлежащую Кулакову А.В., Кулаковой Н.А., Ротахину В.А., Ротахиной Т.Н. расположенную на территории прилегающей к двухэтажному кирпичному дому, расположенную по адресу: <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика, соответчиков демонтировать дворовые уборные, произведя чистку с последующим внесением чистого грунта, принадлежащие Кулакову А.В., Кулаковой Н.А., Ротахину В.А., Ротахиной Т.Н. расположенные на территории прилегающей к двухэтажному кирпичному дому, расположенную по адресу: <адрес>.
В процессе рассмотрения дела определением суда от ДД.ММ.ГГГГ из материалов настоящего гражданского дела по иску к Кулакову А.В., Кулаковой Н.А., Ротахину В.А. и Ротахиной Т.Н. о признании противоправными действий по нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и демонтаже сливной (выгребной) ямы, дворовой уборной, - выделены в отдельное производство исковые требования к Ротахину В.А. и Ротахиной Т.Н. о признании противоправными действий по нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и демонтаже сливной (выгребной) ямы, дворовой уборной.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в лице территориального отдела в г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах Чарыкова О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики Кулаков А.В. и Кулакова Н.А. в судебном заседании признали исковые требования в части демонтажа сливной (выгребной) ямы и дворовой уборной, пояснив, что знали о наличии рядом централизованного водопровода, однако иной возможности оборудования сливной (выгребной) ямы и дворовой уборной у них не имелось. При этом просили суд изменить срок исполнения исковых требований до сентября 2018 года.
Заслушав объяснения сторон, исследовав совокупность представленных суду доказательств, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №322 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, в том числе, полномочия по надзору и контролю за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.
Согласно п.4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 6 Положения установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 г. № 723) (с изменениями и дополнениями) Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
К полномочиям Территориального отдела в соответствии с Положением относится, в том числе, право предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» так же устанавливает право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Пунктом 2.4.3 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Определение границ ЗСО водопроводных сооружений и водопроводов» предусмотрено, что ширину санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода:
а) при отсутствии грунтовых вод не менее 10 м. при диаметре водопроводов до 1000 мм;
б) при наличии грунтовых вод - не менее 50 м. вне зависимости от диаметра водопроводов.
Согласно п. 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Определение границ ЗСО водопроводных сооружений и водопроводов», в пределах санитарно - защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод.
Согласно п. 2.3.1 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88*(1), для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.
Согласно п.2.3.2. Раздела 2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м.
Согласно ответа администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № диаметр уличного водопровода, проходящего рядом с многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес> – Ду <данные изъяты> мм., материал водопровода – асбест, глубина залегания <данные изъяты> м.; грунтовые воды на глубине залегания <данные изъяты> м.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно - эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В судебном заседании установлено, что территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах проведена проверка соответствия гигиеническим нормативам содержания территории двухэтажного 24-квартирного жилого <адрес>.
В судебном заседании из пояснений ответчиков, а также из акта обследования № от ДД.ММ.ГГГГ года, в ходе санитарно-эпидемиологического обследования установлено, что <адрес> по адресу: <адрес>, двухэтажный, кирпичный 24-квартирный, не имеет общей домовой канализационной системы. От <адрес> владельцем самостоятельно, по правой торцевой части дома, выведена труба, используемая для отведения сточных вод. Для сбора жидких отходов на прилегающей территории имеется неблагоустроенная (из автомобильных шин) выгребная яма. Верхняя часть ее укрыта подсобными материалами. Следов растекания сточных вод нет. Расстояние от централизованного водопровода приблизительно <данные изъяты> м. Также на территории имеется дворовая уборная, принадлежащая <адрес>, которая расположена на расстоянии приблизительно <данные изъяты> м от централизованного водопровода.
Таким образом, судом установлено, что территория домовладения №, принадлежащая <адрес> не соответствует требованиямп.2.3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и п. 2.4.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части обустройства, а также расположения сливной (выгребной) ямы, дворовой уборной относительно водопровода и жилого здания.
На основании изложенного суд считает требования истца о признании противоправными действий по нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и демонтаже сливной (выгребной) ямы, дворовой уборной, законными и обоснованными.
Вместе с тем суд отмечает, что заявленный истцом срок исполнения решения – до ДД.ММ.ГГГГ, нельзя признать разумным, поскольку он заявлен без учёта возможностей ответчиков и внешних факторов, влияющих на возможность исполнения решения суда.
Принимая во внимание характерные для данного региона погодные условия, а также, то, что Кулаков А.В. является пенсионером, инвалидом третьей группы, а Кулакова Н.А. предпенсионного возраста, суд считает необходимым установить для ответчиков срок для демонтажа принадлежащей им неблагоустроенной сливной (выгребной) ямы с канализационной трубой и дворовой уборной, расположенной по адресу <адрес>, с последующим внесением в указанные места чистого грунта, в пределах четырёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска в суд на основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, в связи, с чем судебные расходы по уплате госпошлины в размере, установленном ч.1 ст.333.19 НК РФ – в сумме 300 рублей, подлежат взысканию с ответчиков Кулакова А.В. и Кулаковой Н.А. солидарно, то есть, по 150 рублей с каждого.
Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в лице территориального отдела в г.Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах к Кулакову А.В. и Кулаковой Н.А. - удовлетворить.
Обязать Кулакова А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес> и Кулакову Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес>, демонтировать принадлежащую им неблагоустроенную сливную (выгребную) яму с канализационной трубой и дворовую уборную, расположенные на прилегающей территории <адрес>, с последующим внесением в указанные места чистого грунта, в течение четырёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда
Взыскать с Кулакова А.В. и Кулаковой Н.А. государственную пошлину в доход местного бюджета по 150 рублей, с каждого.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда через Ржаксинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированной форме.
Судья С.В. Тютюкина
Мотивированное решение составлено 06 апреля 2018 года.
Судья С.В. Тютюкина