Дело № 2-814/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 июня 2014 года г. Сокол
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Мокиевской С.Н.,
при секретаре Коноваловой А.А.,
с участием помощника Сокольского межрайонного прокурора Коновалова Д.В.,
представителя заинтересованного лица участковой избирательной комиссии Сокольского муниципального района № 628 - председателя комиссии Викульевой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата на должность главы Сокольского муниципального района Вологодской области на досрочных выборах главы Сокольского муниципального района Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ Морозова Р.В. об отмене результатов досрочных выборов главы Сокольского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Морозов Р.В., являясь кандидатом на должность главы Сокольского муниципального района Вологодской области на досрочных выборах главы Сокольского муниципального района Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с заявлением об отмене результатов досрочных выборов главы Сокольского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, мотивировав требование тем, что из 1 227 проголосовавших вне помещений для голосования граждан не все граждане относятся к числу лиц, которые обладают данным правом в силу действующего законодательства по состоянию здоровья, инвалидности, а также находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых; реестр заявлений граждан о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования составлены с нарушениями (страницы реестра не имеют последовательной нумерации; отсутствует достаточное количество подписей; реестры заполнялись непоследовательно без указания времени; при окончательном заполнении реестра не проставлена дата его закрытия; отсутствует время принятия заявления; несоответствие данных лица, предоставившего заявление, с личными данными избирателей; отсутствует адрес места жительства передавшего заявление; в реестры двух участковых избирательных комиссий внесен один и тот же гражданин). Также указывает на нарушение процедуры голосования: не все избиратели являлись инвалидами и могли проголосовать на избирательном участке, несоответствие указанных в реестре сведений реальным, среди избирателей проводилась агитация, не все избиратели подавали заявки на участие в голосовании вне помещения, избиратели не проинструктированы о правилах заполнения бюллетеней, голосование не являлось тайным. Заявления о предоставлении избирателям возможности проголосовать вне помещения для голосования приняты ранее установленного частью 5 статьи 62 Закона Вологодской области № 2646-ОЗ срока, непоследовательно внесены реестр. Допущены следующие нарушения в помещениях для голосования: режим работы избирательного участка в день голосования не соответствовал законодательству, члену комиссии с правом совещательного голоса создавались препятствия в сборе информации посредством фото и видеосъемки, нарушено законодательство «О флаге Российской Федерации», в кабинках для голосования отсутствовали правила заполнения бюллетеней. 14 и ДД.ММ.ГГГГ распространялась газета «Глас народа» № 4, порочащая его честь и достоинство, участковые избирательные комиссии действий после обнаружения незаконной агитации в виде данной газеты не предприняли. ДД.ММ.ГГГГ (в день голосования) около 10 часов АНО «Сокольская редакция радиовещания» разместила в эфире интервью с кандидатом ФИО1, что является нарушением принципа равенства кандидатов. Во время агитационных мероприятий ОАО «ТВ-Сокол» не соблюден принцип равенства кандидатов по предоставлению эфирного времени. Изменение после объявления выборов места нахождения участковой избирательной комиссии № ввело в заблуждение избирателей и понизило их явку на голосовании. <адрес> создавала препятствия в проведении ДД.ММ.ГГГГ митинга, что повлияло на явку и волеизъявление избирателей.
Заявитель Морозов Р.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ заявитель Морозов Р.В. требование об отмене результатов досрочных выборов главы Сокольского муниципального района поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, суду пояснил, что при голосовании выдано 6 868 избирательных бюллетеней, вне помещения для голосования выданы 1 227 бюллетеней, что составляет 15% от общего количества бюллетеней и существенно влияет на результаты выборов. Выявлены нарушения ведения реестра заявлений граждан о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования: реестр после окончания приема заявлений должен быть закрыт, записи в реестре должны вносится последовательно; сведения реестра не совпадали с реальными. Участковыми избирательными комиссиями при выявлении им незаконного агитационного материалы - газеты «Глас народа» не предприняты действия по изъятию данного материала. ДД.ММ.ГГГГ им подано в участковую избирательную комиссию № заявление семьи Кострицыных о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, которое в установленном порядке не внесено в реестр заявлений; у части избирателей отсутствовала возможность проголосовать на выборах ввиду неправильного указания адреса их места жительства; в реестры двух участковых избирательных комиссий внесен один и тот же гражданин, что также свидетельствует о некачественной работе избирательных комиссий. Не все избиратели, которые голосовали вне помещения для голосования, являлись инвалидами или голосовали вне помещения для голосования по состоянию здоровья, что установлено путем опроса избирателей, проголосовавших на выборах. В кабинах для голосования отсутствовала инструкция о порядке заполнения избирательных бюллетеней; инструкция располагалась на информационном стенде; указанное повлияло на то, что 230 бюллетеней признаны недействительными. Участковыми избирательными комиссиями не обеспечена тайна голосования. Режим работы избирательного участка не соответствовал установленному действующему законодательству (установлены старые вывески о режиме работы комиссий с 09 часов 00 минут до 13 часов 00 минут). Избирательными комиссиями создавались помехи в фото- и видеофиксации процесса голосования. Нарушено законодательство Российской Федерации о флаге: неправильное геометрическое расположение цветных полос на флаге, в помещениях некоторых избирательных комиссий установлен только флаг Вологодской области, или только флаг муниципального образования и т.д. ДД.ММ.ГГГГ (в день выборов) в 10 часов по радио передано интервью с кандидатом на досрочных выборах в главы района ФИО1, что также повлияло на волеизъявление избирателей. ОАО «ТВ-Сокол» нарушено право кандидатов на предоставление эфирного времени в равных условиях; эфирное время для кандидатов предоставлено не в полном объеме, поскольку в данное время включается видеоролик «Выборы» и слова ведущего; монтаж отснятого материала производился без его согласования. Изменение места расположения избирательного участка повлияло на снижение явки избирателей на выборы. Проведение публичных мероприятий в форме митинга Администрацией г. Сокол не может быть запрещено в силу действующего законодательства; создание помех в проведении ДД.ММ.ГГГГ митинга повлияло на волеизъявление избирателей, снизило их явку на выборах.
Представители заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Сокольского муниципального района по доверенностям Добрякова Т.С. и Шляпаков О.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в представленном суду ходатайстве просили о рассмотрении дела в их отсутствие, также указали, что поддерживают доводы, изложенные в отзыве на заявление и в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Сокольского муниципального района по доверенности Добрякова Т.С. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ с требованиями Морозова Р.В. не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на заявление, пояснила, что заявление Морозова Р.В. не содержит конкретных нарушений действующего законодательства Территориальной избирательной комиссией и участковыми избирательными комиссиями; заявителем не представлено доказательств в обоснование доводов о том, что не все граждане, голосовавшие вне помещения для голосования, являлись инвалидами или голосовали вне помещения по состоянию здоровья, нарушения ведения реестра заявлений избирателей о предоставлении возможности голосовать вне помещения для голосования, несоответствия сведений в указанном реестре реальным, нарушения режима работы участковых избирательных комиссий, законодательства о флаге. Инструкция о порядке заполнения бюллетеней находилась на каждом участке, также отражена в избирательном бюллетене. Интервью у ФИО1 взято как у гражданина - избирателя, а не как у кандидата на выборах. О выявлении агитационного материала - газеты «Глас народ» в Территориальную избирательную комиссию Морозов Р.В. не обращался. Жалобы на ход голосования в Территориальную избирательную комиссию не поступали.
Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Сокольского муниципального района по доверенности Шляпаков О.Н. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ с требованиями Морозова Р.В. не согласился, поддержал доводы, изложенные представителем Территориальной избирательной комиссии Сокольского муниципального района по доверенности Добряковой Т.С.
Представитель заинтересованного лица участковой избирательной комиссии Сокольского муниципального района № 627 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ председатель комиссии Сизикова Н.А. с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 00 минут открыт избирательный участок, всем гражданам предоставлена возможность проголосовать, вне помещения для голосования - гражданам, которые по состоянию здоровья или в связи с инвалидностью не могли проголосовать на избирательном участке. Заявления о голосовании вне помещения для голосования принимались от граждан за десять дней до начала голосования, вносились в реестр в хронологическом порядке, ДД.ММ.ГГГГ реестр закрыт, подписан председателем и секретарем комиссии и скреплен печатью; тайна голосования на участке соблюдена; кабинки для голосования снабжены инструкцией о порядке заполнения избирательных бюллетеней.
Представитель заинтересованного лица участковой избирательной комиссии Сокольского муниципального района № 628 - председатель комиссии Викульева В.И. в судебном заседании с требованиями Морозова Р.В. об отмене результатов выборов не согласилась, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в участковую избирательную комиссию поступило заявление о предоставлении ФИО2 и ФИО3 возможности проголосовать на выборах ДД.ММ.ГГГГ вне помещения для голосования, указанные заявления внесены в реестр заявлений избирателей о предоставлении им возможность проголосовать вне помещения для голосования. ДД.ММ.ГГГГ от Морозова Р.В. поступило заявление о предоставлении ФИО2 и ФИО3 возможности проголосовать вне помещения для голосования, данное заявление зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции, Морозову Р.В. разъяснено, что заявление о голосовании ФИО2 и ФИО3 вне помещения для голосования ранее поступило на избирательный участок, а также, что повторное внесение в реестр таких заявлений не допускается.
Представитель заинтересованного лица участковой избирательной комиссии Сокольского муниципального района № 629 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ председатель комиссии Сваткова О.В. с заявленными требованиями Морозова Р.В. об отмене результатов выборов не согласилась, суду пояснила, что реестр заявлений граждан о голосовании вне помещения для голосования начал заполняться ДД.ММ.ГГГГ и закрыт ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут.
Представитель заинтересованного лица участковой избирательной комиссии Сокольского муниципального района № 630 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица участковой избирательной комиссии Сокольского муниципального района № 631 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В судебном заседании 21 мая 2014 года председатель комиссии Шалкина Р.В. с требованиями Морозова Р.В. не согласилась, суду пояснила, что последнее заявление о голосовании вне помещения для голосования принято 16 марта 2014 года до 14 часов 00 минут; вне помещения для голосования проголосовало 80 человек, заявлено было больше, но фактически проголосовало меньше виду отсутствия у избирателей паспортов.
Представитель заинтересованного лица участковой избирательной комиссии Сокольского муниципального района № 632 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве от 15 апреля 2014 года председатель комиссии Налимова Е.А. указала на несогласие с заявлением Морозова Р.В. и отсутствие нарушений законодательства.
Представитель заинтересованного лица участковой избирательной комиссии Сокольского муниципального района № 633 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица участковой избирательной комиссии Сокольского муниципального района № 634 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица участковой избирательной комиссии Сокольского муниципального района № 635 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом; в представленном суду 20 мая 2014 года заявлении председатель комиссии Копытова Г.Н. выразила несогласие с заявлением Морозова Р.В.
Представитель заинтересованного лица АНО «Сокольская редакция радиовещания» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель заинтересованного лица - главный редактор - директор Ларионова О.Н. с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что кандидатам в главы района предоставлено бесплатное и платное эфирное время, бесплатное эфирное время распределено по результатам жеребьевки и предоставлено кандидатам на равных условиях. ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 53 минут ею подготовлен выпуск новостей с участковой избирательной комиссии, расположенной рядом со школой № (выбор участка обусловлен близостью расположения к редакции), с целью повысить явку избирателей на выборы, она вышла на улицу и встретила ФИО1 с семьей, который пояснил, что идет проголосовать на участок. Слово кандидат по отношению к ФИО1 при взятии у него интервью ею не употреблялось. Указанный материал не имеет агитационной направленности, нарушения принципа равенства кандидатов отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица ОАО «ТВ-Сокол» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что постановлением Территориальной избирательной комиссии Сокольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Морозов Р.В. зарегистрирован кандидатом на должность главы Сокольского муниципального района Вологодской области.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии СМР от ДД.ММ.ГГГГ № досрочные выборы главы Сокольского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ признаны состоявшимися, главой района избран ФИО1, который постановлением Территориальной избирательной комиссии СМР от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрирован главой Сокольского муниципального района.
Порядок избрания главы муниципального образования на муниципальных выборах регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), Законом Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № 2646-ОЗ «О выборах главы муниципального образования в Вологодской области» (далее - Закон области № 2646-ОЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 2646-ОЗ главу муниципального образования имеет право выбирать гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено в границах муниципального образования.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона № 67 - ФЗ, пункту 1 статьи 2 Закона области № 2646-ОЗ одним из основных принципов проведения в Российской Федерации выборов и референдума является свободное и добровольное участие гражданина Российской Федерации в выборах.
Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
В силу пункта 4 статьи 71 Закона области № 2646-ОЗ основанием для отмены судом решения избирательной комиссии муниципального образования о результатах выборов главы муниципального образования после определения результатов выборов являются установленные судом обстоятельства в соответствии со статьей 77 Федерального закона № 67-ФЗ.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов могут быть отменены судом при установлении следующих обстоятельств:
- кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
- кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
- кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
- кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (часть 3 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ, пункту 6 статьи 71 Закона области № 2646-ОЗ отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.
В обоснование заявленных требований об отмене результатов выборов 16 марта 2014 года главы Сокольского муниципального района Морозов Р.В. указывает, что вне помещения для голосования голосовали граждане, не обладающими таким правом, а также на нарушение избирательными комиссиями правил составления реестров заявлений граждан, которым предоставлена возможность проголосовать вне помещения для голосования.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необоснованности данных доводов в силу следующего.
В соответствии со статьей 65 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 62 Закона области № 2646-ОЗ участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования.
Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей (пункт 2 статьи 65 Федерального закона № 67-ФЗ, пункт 2 статьи 62 Закона области № 2646-ОЗ).
При регистрации устного обращения избирателя в реестре указываются время его поступления, фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также подпись члена участковой избирательной комиссии, который принял устное обращение (телефонограмму, сообщение и тому подобное). Если устное обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства лица, передавшего обращение (пункт 3 статьи 65 Федерального закона № 67-ФЗ, пункт 3 статьи 62 Закона области № 2646-ОЗ).
Заявление (устное обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования может быть подано в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).
В соответствии со статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств голосования вне помещения для голосования гражданами, не обладающими таким правом, равно как и доказательств нарушения участковыми избирательными комиссиями правил составления реестров заявлений избирателей о предоставлении им права голосования вне помещения для голосования, заявителем в нарушение норм гражданского процессуального законодательства суду не представлено.
Утверждение Морозова Р.В. о нарушении активного избирательного права ФИО2 и ФИО3 в связи с отказом участковой избирательной комиссии внести его заявление о предоставлении возможности указанным лицам проголосовать вне помещения для голосования в реестр опровергается представленной по запросу суда выпиской из реестра заявлений о голосовании вне помещения для голосования, составленным участковой избирательной комиссией № 628, согласно которой обращение о возможности голосования ФИО2 и ФИО3 вне помещения для голосования поступило в участковую избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ, письменные заявления данных граждан приняты ДД.ММ.ГГГГ; заявление Морозова Р.В. о голосовании вне помещении для голосования Кострициными зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции участковой избирательной комиссии № 628.
Ссылка Морозова Р.В. на неправильное указание участковой избирательной комиссией в реестре заявлений о голосовании вне помещения для голосования места жительства ФИО2 и ФИО3 является не состоятельной, поскольку в соответствии с карточкой прописки (форма № 16) ФИО2 и ФИО3 проживают по адресу: <адрес>, д. Оларево, <адрес>, который и указан в реестре.
Отсутствие в реестре адреса места жительства передавшего в избирательную комиссию заявление гражданина о голосовании вне помещения для голосования не является основанием для возникновения сомнений в действительной воле избирателей.
Доводы заявителя о нарушении правил заполнения реестров заявлений о голосовании гражданами вне помещения для голосования по причине внесения в реестры двух участковых избирательных комиссий одного и того же гражданина не могут быть приняты во внимание судом, поскольку Морозовым Р.В. не оспариваются действия участковых избирательных комиссий, которыми допущено указанное нарушение.
Суд, изучив заявление Морозова Р.В. в части указания на нарушения в процедуре голосования вне помещения для голосования, а именно проведение агитации среди избирателей, отсутствие на участковых избирательных комиссиях инструкции о правилах заполнения избирательных бюллетеней, не соблюдение тайны голосования, несоответствие режима работы избирательного участка в день голосования режиму, установленному действующим законодательством, Федерального закона «О флаге Российской Федерации», отсутствие в кабинках для голосования правил заполнения бюллетеней, материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 43 Закона области № 2646-ОЗ поведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Согласно пункту 8 статьи 61 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 5 статьи 58 Закона области № 2646-ОЗ на информационном стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, участвующих в данных выборах, образцы бюллетеней для голосования на референдуме, в которых должны быть приведены варианты заполнения бюллетеня (бюллетеней).
Порядок голосования регламентирован статьей 64 Федерального закона № 67-ФЗ и статьей 60 Закона области № 2646-ОЗ, в соответствии с которыми голосование проводится с 08.00 до 20.00; о времени и месте голосования избирательная комиссия муниципального образования и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за 10 дней до дня голосования, а при проведении досрочного голосования - не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования.
Каждый избиратель голосует лично; голосование за других избирателей не допускается; избирательный бюллетень заполняется в кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункт 4 статьи 64 Федерального закона № 67-ФЗ, пункт 9 статьи 60 Закона области № 2646-ОЗ).
Морозовым Р.В. в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в подтверждение указанных им нарушений процедуры голосования вне помещения для голосования доказательств суду не представлено.
Заявление Морозова Р.В. в части создания члену комиссии с правом совещательного голоса препятствий в сборе информации посредством фото- и видеофиксации не является предметом рассмотрения в настоящем деле, поскольку указанному дана правовая оценка вступившим в законную силу решением Сокольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Что касается доводов Морозова Р.В. о размещении АНО «Сокольская редакция радиовещания» в эфире ДД.ММ.ГГГГ около 10 часов интервью со ФИО1 в качестве кандидата на досрочных выборах главы Сокольского муниципального района, тем самым агитируя избирателей голосовать за данного кандидата, суд также приходит к выводу об их необоснованности по следующему основанию.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 34 постановления от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос.
Морозовым Р.В. суду не представлено доказательств в смысле статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих размещение в день голосования интервью именно с кандидатом в главы района, а не гражданином - избирателем, проведение агитации голосовать за данного кандидата.
Утверждение Морозова Р.В. о бездействии Территориальной избирательной комиссии, заключающееся в непринятии мер к прекращению распространения газеты «Глас народа № 4», порочащей по мнению заявителя его честь и достоинство, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку заявителем суду не представлены доказательства обращения по данному факту в избирательную комиссию, отказ избирательной комиссии Морозову Р.В. в принятии мер по прекращению распространения газеты, нарушений комиссией статьи 49 Закона области № 2646-ОЗ.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 43 Закона области № 2646-ОЗ предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Статьей 50 Федерального закона № 67-ФЗ и статьей 44 Закона области № 2646-ОЗ закреплен принцип создания зарегистрированным кандидатам равных условий для проведения предвыборной агитации.
Указание заявителя на нарушение ОАО «ТВ-Сокол» принципа равенства кандидатов при проведении агитационных мероприятий суд отвергает как не нашедшие подтверждение в судебном заседании и не подтвержденные заявителем доказательствами.
Доводы Морозова Р.В. о размещении на информационных стендах участковых избирательных комиссий недостоверной информации о нем как о кандидате в главы района не могут являться предметом рассмотрения в настоящем деле, поскольку данным фактам дана правовая оценка вступившим в законную силу решением Сокольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Утверждение заявителя о введении избирателей в заблуждение и снижении их явки на голосовании в связи с изменением места нахождения избирательного участка № 605 не нашло подтверждения в судебном заседании, доказательства в обоснование данного факта заявителем суду не представлено.
Кроме того, постановлением Территориальной избирательной комиссии СМР от ДД.ММ.ГГГГ № без удовлетворения оставлена жалоба Морозова Р.В. на размещение избирательных участков, в установленные действующим законодательством сроки указанное постановление заявителем не обжаловано, что в совокупности с отсутствием доказательств введения избирателей в заблуждение изменением местонахождения избирательного участка опровергает доводы Морозова Р.В. о влиянии указанного факта на волю избирателей.
Ссылка Морозова Р.В. на создание Администрацией г. Сокол препятствий в проведении ДД.ММ.ГГГГ митинга не может быть приято во внимание судом, поскольку отказ в проведении данного мероприятия заявитель в установленные законом сроки не обжаловал, доказательств влияния указанного на явку и волеизъявление избирателей суду не представлено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях № 1-П от ДД.ММ.ГГГГ, № 10-П от ДД.ММ.ГГГГ, отмена итогов голосования, результатов выборов должна быть связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинного и свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования.
Таким образом, анализируя доводы заявления и материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Морозовым Р.В. не представлены доказательства нарушений действующего законодательства в области избирательного права, которые могли бы повлиять на действительную волю избирателей и повлечь последствия в виде отмены решения избирательной комиссии о результатах выборов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования Морозова Р.В. об отмене результатов досрочных выборов главы Сокольского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 259-261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявления кандидата на должность главы Сокольского муниципального района Вологодской области на досрочных выборах главы Сокольского муниципального района Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ Морозова Р.В. об отмене результатов досрочных выборов главы Сокольского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05.06.2014 года.
Судья С.Н. Мокиевская
Справка
Решение обжаловано не было и вступило в законную силу 08 июля 2014 года.