Дело № 2-362/2019
Решение
Именем Российской Федерации
11 апреля 2019 года г. Старая Русса
Старорусский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Литвин О.В., с участием истца - помощника Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области Соловьевой В.В., истца Васильевой В.Р., представителя ответчика Администрации Старорусского муниципального района Кустовой Н.Г., при секретаре Кудрявцевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старорусского районного суда гражданское дело по иску и.о. Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области в защиту прав и законных интересов Васильевой В.Р. к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия,
установил:
И.о. Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Васильевой В.Р. к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия. В обоснование иска указал, что Старорусской межрайонной прокуратурой Новгородской области на основании обращения Васильевой В.Р. проведена проверка соблюдения в деятельности Администрации Старорусского муниципального района требований законодательства, устанавливающего дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что Васильева В.Р. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Департамента образования и молодежной политики Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ № Васильева В.Р. включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Старорусского муниципального района (отсутствие в собственности либо на ином праве жилого помещения). До настоящего времени благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Васильевой В.Р. не предоставлено, соответствующая обязанность администрацией Старорусского района не исполнена, иного жилья она не имеет. Васильева В.Р. в настоящее время относится к числу лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и вправе рассчитывать на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения. В связи с этим просит обязать Администрацию Старорусского муниципального района предоставить Васильевой В.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Определением судьи Старорусского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство образования Новгородской области.
В судебном заседании истец - помощник Старорусского межрайонного прокурораСоловьева В.В. поддержала исковые требования в полном объеме и настаивала на их удовлетворении, по основаниям, изложенным в иске.
Истец Васильева В.Р. в судебном заседании также поддержала исковые требования в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области Кустова Н.Г. в судебном заседании не высказала возражений относительно исковых требований.
Представитель третьего лица - Министерства образования Новгородской области в судебное заседание также не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому просят рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства. Кроме того указали, что Васильева В.Р. включена в список приказом департамента образования и молодежной политики от ДД.ММ.ГГГГ №. Органы местного самоуправления муниципальных районов, городского округа наделены полномочиями по приобретению и (или) строительству жилых помещений для детей-сирот, а также по предоставлению их детям-сиротам. Ежегодно бюджету Администрации Старорусского муниципального района из областного бюджета выделяется субвенция на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о рождении родителями Васильевой В.Р. являются: мать - ФИО1, отец - ФИО2.
Решением <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишен родительских прав в отношении дочери Васильевой В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Этим же решением ФИО1 ограничена в родительских правах в отношении дочери Васильевой В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Васильева В.Р. передана на воспитание органам опеки и попечительства.
Решением <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лишена родительских прав в отношении дочери Васильевой В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основании Постановления Администрации Валдайского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ над Васильевой В.Р. установлена опека, опекуном назначена ФИО3 В соответствии с пунктом 3 данного постановления за временно отсутствующей несовершеннолетней Васильевой В.Р. постановлено сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Таким образом, материалами дела установлено и не оспаривается ответчиком, что Васильева В.Р. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно уведомлению из Единого государственного реестра недвижимости сведений о зарегистрированных правах собственности на имя Васильеву В.Р. не имеется.
Жилое помещение по адресу: <адрес>, закрепленное за <данные изъяты> Васильевой В.Р. утрачено в результате пожара, в связи с чем, Постановлением Администрации Валдайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № внесено изменение в постановление Администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении опеки над несовершеннолетней», исключен пункт 3 о закреплении за несовершеннолетней Васильевой В.Р. жилого помещения.
В соответствии с данными паспорта Васильева В.Р. зарегистрирована по адресу: <адрес> Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ Васильева В.Р. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Приказом Департамента образования и молодежной политики <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Васильева В.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с отсутствием в собственности либо на ином праве жилого помещения.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с части 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Пунктом 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон №159-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Согласно п.7 по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Во исполнение Федерального закона №159-ФЗ на территории Новгородской области принят Областной закон от 05 сентября 2014 года №618-ОЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же усыновителей» (далее по тексту Областной закон №618-ОЗ), определяющий механизм реализации на территории Новгородской области указанных дополнительных гарантий.
Областным законом Новгородской области от 24 декабря 2013 года №431-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступившим в силу 01 января 2014 года органы местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, указанных в статье 11 Областного закона Новгородской области от 05 сентября 2014 года №618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», в том числе по приобретению и (или) строительству, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Денежные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, указанных выше, предусматриваются ежегодно в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в виде субвенций бюджетам муниципальных районов.
Во исполнение вышеуказанных областных законов постановлением Администрации Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту Положение).
Пунктом 5.5 Положения установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется путем строительства или приобретения жилых помещений на территории Новгородской области за счет средств областного бюджета, в том числе субсидий, поступающих на эти цели из федерального бюджета. При этом, жилые помещения должны отвечать требованиям статьи 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям (СанПиН 2.1.2.2645-10), а также иным требованиям, предусмотренным статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Новгородской области наделены полномочиями по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, уже переданных данным муниципальным образованиям в муниципальную собственность.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Требования прокурора в защиту прав и законных интересов Васильевой В.Р. подлежат удовлетворению, поскольку, несмотря на соблюдение истцом необходимых условий для реализации права на получение жилья, вопрос о предоставлении в соответствии с перечисленными нормами закона благоустроенного жилого помещения Васильевой В.Р. до настоящего времени положительно не разрешен.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 3, 9, 13 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса расходы по оплате госпошлины взысканию с ответчика не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статями 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Иск Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области в защиту прав и законных интересов Васильевой В.Р. к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать Администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области предоставить Васильевой В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня его вынесения через Старорусский районный суд.
Судья: О.В.Литвин