Дело № 2-24/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2014 года г. Светлогорск
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Бубновой М.Е.
при секретаре Ратниковой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.С.В. к администрации Пионерского городского округа о предоставлении отдельного благоустроенного жилого помещения на состав семьи один человек,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Л.С.В. в лице своего представителя - В.А.В. - обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Пионерского городского округа, указав в заявлении, что он проживал и был зарегистрирован по адресу: <Адрес>. В <Данные изъяты> году родителей истца - Л.Л.И. и Л.В.И. решением Светлогорского городского суда лишили родительских прав, в том числе и в отношении его сестры - Л.Н.В., после чего их с сестрой забрали из указанного выше жилого помещения и поместили и интернатное учреждение на полное государственное обеспечение. После исполнения истцу 18 лет он выбыл из интерната и проживал отдельной семьей в комнате <№> и вел отдельное хозяйство, так как другого жилого помещения ему предложено не было, как это было гарантировано законом. <Дата> в результате пожара полностью сгорело общежитие <Данные изъяты> барачного типа, расположенное по адресу: <Адрес>. Матери истца - Л.Л.И. администрация Пионерского городского округа предоставила отдельное жилое помещение в виде одной комнаты на 9 человек. Так как он проживал отдельно от матери, а Л.Л.И. была лишена в отношении него родительских прав, он был вынужден скитаться в поисках любого угла, только бы не окунуться в атмосферу постоянного пьянства, которая царила и правит до сих пор в семье Л.Л.И. Позже он узнал, что его сестре - Л.Н.В., которую, как и его поместили в интернатное учреждение, ответчик предоставил отдельное жилое помещение на основании того, что она являлась сиротой, а ему отказывают в предоставлении отдельного жилого помещения. Полагает, что со стороны ответчика ему чинятся препятствия в осуществлении его права на жилище. На основании вышеизложенного, истец просит предоставить ему по договору социального найма на состав семьи один человек, жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям в <Адрес>, в соответствии со ст.ст. 40, 91 ЖК РСФСР, ст.ст. 6 ч. 3, 85, ст. 89 ЖК РФ.
В судебное заседание истец Л.С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца - В.А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования своего доверителя уточнил, просит предоставить его доверителю во внеочередном порядке по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, не менее 32,57 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, в г. Пионерский Калининградской области.
Представитель администрации Пионерского городского округа - П.Е.А., действующая на основании доверенности от <Данные изъяты> (л.д. 28), исковые требования Л.С.В. не признала, пояснив, что администрация выполнила свои обязанности перед ним, поскольку его матери в <Данные изъяты> году была предоставлена квартира на <Адрес>, в том числе и на него, Л.С.В. Л.С.В. договор социального найма квартиры не подписала, но проживает в данном жилом помещении. Истец не представил суду решение суда о невозможности их совместного проживания в одном жилом помещении. Сестре и брату Л.С.В. было предоставлено жилое помещение, поскольку им на момент пожара не исполнилось 23 года, а Л.С.В. к этому времени уже было 23 года. Считает требования Л.С.В. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Третьи лица Л.Л.И., Л.В.В. и Л.В.В., привлеченные к участию в деле в судебном заседании 29 января 2014 года, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства по делу и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
Судом установлено, что Л.С.В., <Дата> года рождения, зарегистрирован по адресу: <Адрес><Данные изъяты>. По указанному адресу Л.С.В. проживал вместе с членами своей семьи: матерью Л.Л.И., отцом Л.В.Ю., а также братьями Л. Александром и Л. Алексеем, и сестрой Л. Надеждой.
Решением Светлогорского городского народного суда Калининградской области от <Дата> родители истца - Л.В.Ю., <Данные изъяты> года рождения, и Л.Л.И., <Данные изъяты> года рождения, были лишены родительских прав в отношении четверых детей: сына Александра, <Дата> года рождения, сына Сергея, <Дата> года рождения, сына Алексея, <Дата> года рождения, и дочери Надежды, <Дата> года рождения. Дети переданы органам опеки и попечительства Светлогорского горисполкома для установления над ними опеки.
Как следует из ответа заместителя Главы Пионерского городского округа Б.Ю.С. от <Дата> (л.д.11), здание общежития, располагавшегося ранее по <Адрес>, числилось как общежитие <Данные изъяты> «Калининградстрой», и являлось объектом социального использования. <Дата> на основании решения Арбитражного суда Калининградской области <Данные изъяты> «Калининградстрой» было признано банкротом. В силу закона, на основании п.4, п. 5 ст. 104 ФЗ «О несостоятельности и банкротстве», с сентября 2001 года администрация Пионерского городского округа считалась владельцем указанного здания общежития.
Из материалов дела следует, что <Дата> в результате не соблюдения требований пожарной безопасности произошел пожар общежития барачного типа <№> по ул. <Адрес>, в результате которого здание общежития полностью сгорело.
Постановлением Главы Пионерского городского округа <№> от <Дата> семье Л.Л.И. предоставлена <Адрес> в <Адрес> общей площадью 44,5 кв.м., на состав семьи 7 человек (л.д. 24).
<Дата> на основании постановления главы городского округа г. Пионерский <№> от <Дата> «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Л.А.В. было предоставлено по договору социального найма <№> жилое помещение общей площадью 29,8 кв.м., по адресу: <Адрес>, а Л.Н.В. - жилое помещение общей площадью 36,4 кв.м., по адресу: <Адрес>, на состав семьи 3 человека - она сама, а также двое сыновей: Л.М.В., 2000 года рождения, и Л.Н.В., 2008 года рождения (л.д. 14, 35).
Постановлением главы Пионерского городского округа <№> от <Дата> признано утратившим силу постановление главы городского округа <№> от <Дата>, жилое помещение - <Адрес>, расположенная в <Адрес> в <Адрес> общей площадью 44,5 кв.м., предоставлено Л.Л.И. на состав семьи 4 человека по договору социального найма (л.д. 26).
Обосновывая свои требования, истец и его представитель ссылаются на положения ст. 89 ЖК РФ, согласно которой предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-89 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Также указывают, что Л.С.В. должно быть предоставлено отдельное благоустроенное жилое помещение, поскольку он проживал отдельно от матери, вел отдельное хозяйство, проживая в комнате <№> общежития, тогда как все остальные члены семьи занимали другую комнату - № 18. При этом Л.С.В. ссылается на невозможность проживания в одной квартире с матерью, ведущей асоциальный образ жизни, поскольку она лишена в отношении него родительских прав. Также указывают, что предоставленное Л.Л.И. (матери Л.С.В.) жилое помещение по общей площади в два раза менее ранее занимаемого жилого помещения. Поскольку Л.С.В. занимал отдельное жилое помещение, то ему должно быть предоставлено также отдельное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 32,57 кв.м.
Вместе с тем, по смыслу положений ст. 89 ЖК РФ, предоставление равнозначного по общей площади жилого помещения в указанном случае предусмотрено всем членам семьи нанимателя, проживавшим в сгоревшем жилом помещении, а не каждому из них в отдельности.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, и не оспаривалось представителем ответчика, семья Л. занимала две комнаты в общежитии <Адрес>, то есть комнаты <№> и <Данные изъяты>.
Из технического паспорта жилого <Адрес> в <Адрес> (л.д. 63-76) видно, что всего на этаже располагалось 8 комнат жилой площадью 163, 1 кв.м. Кроме того, на этаже имелся общий коридор площадью 51,1 кв.м., общая кухня площадью 32,2 кв.м., общая уборная площадью 14,9 кв.м., общая прихожая площадью 7,4 кв.м. Общая площадь помещений общего пользования составляет 96,6 кв.м. С учетом того, что семья Л. занимала две комнаты (<№> и <Данные изъяты>) жилая площадь которых составляла 41 кв.м. (20 + 21), то доля, приходящаяся на указанные жилые помещения от жилой площади всех помещений составляет 25/100. Следовательно, площадь помещений мест общего пользования, приходящаяся на долю семьи Л. составляет 24,2 кв.м. (96,6 : 4).
В соответствии с положениями ст. 89 ЖК РФ, Л. должно было быть предоставлено жилое помещение, взамен сгоревшего, общей площадью не менее 65,2 кв.м.
Как указано выше, Л. было предоставлено три квартиры: Л.Л.И. на состав семьи 4 человека (в том числе, истец) - жилое помещение общей площадью 44,5 кв.м., Л.Н.В. - на состав семьи 3 человека - жилое помещение общей площадью 36,4 кв.м., Л.А.В. - на состав семьи один человек жилое помещение общей площадью 29,8 кв.м. Общая площадь всех предоставленных Л. жилых помещений составляет 110,7 кв.м., что значительно превышает общую площадь ранее занимаемого ими жилого помещения.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что оснований для предоставления Л.С.В. отдельного благоустроенного жилого помещения не имеется.
Доводы Л.С.В. и его представителя о том, что он занимал отдельное жилое помещение - комнату <№> в <Адрес> в <Адрес>, суд считает необоснованными, поскольку доказательств тому, что ему выделялась указанная комната, и на занимаемую им комнату велся отдельный лицевой счет, суду не представлено.
Тот факт, что брату и сестре истца были предоставлены отдельные благоустроенные жилые помещения, не может служить основанием для удовлетворения требований Л.С.В., поскольку Л.Н.В. и Л.А.В. имели право на предоставление жилых помещений по договору социального найма как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Л.С.В. в момент пожара (<Дата>) уже не имел право на обеспечение жильем по данному основанию, поскольку <Дата> ему исполнилось 23 года, и имел право на обеспечение жильем на основании ст. 89 ЖК РФ (ст. 91 ЖК РСФСР, действовавшей в момент пожара).
При этом суд исходит из следующего.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 указанного Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (действовавшей до 01 января 2013 года - даты вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения - обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Это означает, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, предоставляется до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, вышеуказанного возраста (23 лет).
Поскольку у Л.С.В. имелось закрепленное за ним жилое помещение, в которое он вернулся из детского дома, и к моменту пожара ему уже исполнилось 23 года, оснований для обеспечения его жильем по данному основанию не имеется.
Доводы о невозможности проживания Л.С.В. в предоставленной его матери <Адрес> в <Адрес>, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 4 ст. ст. 8, Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в том числе, такого основания, как проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, суду не представлено доказательств наличия указанного судебного решения. Кроме того, из показаний допрошенного в качестве свидетеля Е.А.В. следует, что Л.С.В. периодически приезжает к своей матери и общается с ней.
На основании вышеизложенного, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения требований Л.С.В. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Л.С.В. к администрации Пионерского городского округа о предоставлении по договору социального найма отдельного благоустроенного жилого помещения на состав семьи один человек - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд Калининградской области в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено 26 февраля 2014 года.
Судья М.Е. Бубнова