УИД 63RS0039-01-2022-003791-21
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 июля 2022 г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Т.А.Турбиной,
при секретаре судебного заседания Шкатовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3143/2022 по административному исковому заявлению Новрузова С. к Департаменту градостроительства г. о. Самара о признании отказа незаконным, об обязании совершить действие,
установил:
Новрузов С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в обоснование заявления указав, что является собственником земельного участка, площадью №.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. С целью приобретения в собственность за выкуп прилегающего земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью №, расположенного между земельными участками с кадастровыми номерами № и имеющего установленные на местности координаты № обратился к административному ответчику с заявлением о перераспределении земель. Однако распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № № истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земель по причине частичного нахождения образуемого земельного участка в границах красных линий. Считает данный отказ неправомерным, поскольку вступившем в законную силу решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ признан недействующим Генеральным план г.о.Самара, утвержденный решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции решения Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № в части установления красных линий и территории общего пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером №. Вступившим в законную силу определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ судом установлен факт незаконности отображения красных линий в Генеральном плане 2008 в отношении выше обозначенного земельного участка площадью №.м. Новый генеральный план г.о.Самара, утвержденный решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № и вступивший в действие со дня его официального опубликования ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведения о красных линиях, обозначающих границы территории общего пользования, которые были отображены на схеме № генерального плана 2008. Полагая причины отказа необоснованными, административный истец просит признать распоряжение № № ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным, обязать административного ответчика заключить с истцом соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером №, взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере № рублей.
В судебном заседании представитель административного истца и заинтересованного лица Сизиковой К.А., по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно Самородин В.А., заявленные требования уточнил в сторону уменьшения, просил суд признать распоряжение № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным, обязать административного ответчика заключить с истцом соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером №, дал пояснения, аналогичные изложенным выше, настаивал на удовлетворении иска.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, согласно представленному ходатайству просил рассмотреть дело без их участия, возражая против удовлетворения иска.
Заинтересованное лицо Сизикова К.А. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, в связи с этим на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело без участия указанных выше лиц.
Заслушав пояснения явившейся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью №.м, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования для индивидуального жилищного строительства, вид разрешенного использования земли населенных пунктов.
Административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности, площадью 117 кв.м, граничащего с земельными участками с кадастровыми номерами № и № и имеющего установленные на местности координаты №, в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № № заявителю отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ по причине расположения земельного участка в границах красных линий.
Согласно подп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп. 3 п. 16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, территорий общего пользования, красных линий.
В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определяет красные линии как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно ч.1 ст. 56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
На основании подп. «б» ч. 3 ст. 28 Устава городского округа Самара, принятого Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 № 294, для решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности Департамент градостроительства г.о.Самара наделен полномочиями по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.
В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, приложенными административным ответчиком с заявлением Новрузова С. в рамках рассмотрения поданного им заявления, испрашиваемый земельный участок площадью № кв.м частично находится в границах красных линий. Границы территории общего пользования в районе испрашиваемого объекта установлены в соответствии со Схемой № Генерального плана г.о. Самара, утв. решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ИСОГД г.о.Самара.
Генеральный план является основополагающим документом территориального планирования, определяющим стратегию градостроительного развития территорий и содержащим долгосрочные ориентиры их развития.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Новрузова С. удовлетворены, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самара, утвержденный решением Думы г.о. Самара от № в редакции решения Думы г.о.Самара № в части установления красных линий и территории общего пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером №. Определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу установлено, что решением Думы г.о.Самара от №О внесении изменения в Решение Думы г.о.Самара от 20.03.2008 № 539 «Об утверждении генерального плана городского округа Самара», генеральный план г.о.Самара приведен в соответствие с нормами Градостроительного кодекса РФ. Данное решение опубликовано в газете «Самарская газета» от № Утвержденные решением Думы г.о.Самара от 29.04.2022 № 182 Приложения к генеральному плану г.о.Самара, в том числе Приложение № 4 «Карта планируемого размещения объектов местного значения в области обеспечения объектами транспортной инфраструктуры», не содержат сведения о красных линиях, обозначающих границы территорий общего пользования, которые ранее были отображены на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана г.о.Самара, утвержденного решением Думы г.о.Самара от 20.03.2008 № 539 в редакции Решения Думы г.о.Самара от 07.02.2012 № 181.
В соответствии со ст. 64 КАС РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В силу п. 26 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» в соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства. При применении данной правовой нормы нужно исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов.
Из выписки из ИСОГД г.о.Самара полученной по запросу суда следует, что испрашиваемый земельный участок, земельный участок с кадастровым номером № как и земельный участок с кадастровым номером № не расположены в границах красных линий (решение Думы г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ, решение Четвертого апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с чем, указание ответчика в оспариваемом распоряжении на нахождение образуемого земельного участка частично в границах красных линий не нашло своего подтверждения.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, что закреплено пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ.
Как указано в пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае, указанные в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ основания, являющиеся причиной для отказа Новрузову С. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков устранены.
Убедительных доказательств, подтверждающих обратное, административным ответчиком не представлено.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административного истца, создает препятствия к их реализации, что является основанием для признания распоряжения незаконным.
Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Учитывая, что суд не вправе подменять уполномоченный орган в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав истца в данном случае на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков.
С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока возложенная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Установленный статьей 219 КАС РФ срок обращения в суд с заявленными требованиями административным истцом не пропущен.
Избираемый способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а также привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав заявителя.
Требование административного истца об обязании Департамент градостроительства г.о.Самара заключить с Новрузовым С. соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером № не соответствует содержанию нарушенного права, поскольку при наличии административной процедуры суд не может возлагать на себя функции соответствующего государственного органа.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Новрузова С. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании отказа незаконным, об обязании совершить действие –удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу заново рассмотреть заявление Новрузова С. о перераспределении земельных участков.
В удовлетворении иска в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.А.Турбина
Копия верна
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2022