Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ. Г.Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лаврухиной Т.П.
при секретаре Мироновой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасичкиной Г.Ф. к ТСЖ «ответчик» о признании недействительным решения заочного собрания членов ТСЖ «ответчик», обязании произвести перерасчет и возврат платы, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,
Установил:
Герасичкина Г.Ф. обратилась в суд с иском к ТСЖ «ответчик» о признании недействительными п. 2, 3, 4, 5, 6 решения заочного собрания членов ТСЖ «ответчик» от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании с ТСЖ «ответчик» суммы неосновательного обогащения за 2009-2010г. из-за неправомерного начисления по статьям «отопление», «содержание и ремонт общего имущества» в размере 31 012 руб. 11 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 989 руб. 89 коп.
В ходе рассмотрения дела истец уточнила требования, просив суд признать решение по вопросу N 5 заочного общего собрания членов ТСЖ «ответчик» от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, обязать ТСЖ «ответчик» произвести перерасчет и возврат платы за отопление за 2009 - 2011 годы исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии в сумме 26564,97 руб., взыскать с ТСЖ «ответчик» проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 3058,51 руб.
В обоснование требований указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: АДРЕС, и обладает 1,58 голосов на общем собрании ТСЖ «ответчик».
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было проведено заочное общее собрание членов ТСЖ.
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, по вопросам повестки дня были приняты следующие решения,:
2. утвердить отчет о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ за 2010 г.
3. утвердить отчет ревизора ТСЖ за 2010 г.
4. утвердить штатного расписания ТСЖ на 2011 г.
5. Направить денежные средства, полученные от экономии за оплату отопления, в расходную часть бюджета (статья «Содержание и ремонт»).
6. Утвердить с ДД.ММ.ГГГГ единый для всех собственников помещений тариф на содержание и ремонт на 2011 год в размере 33 руб.00 коп.
В целях устранения пробелов в жилищном законодательстве ежегодно устанавливать с ДД.ММ.ГГГГ единый для всех собственников тариф на содержание и ремонт в размере, установленном местной администрацией для нанимателей муниципального жилья (жители 2 и выше этажей для домов, оборудованных лифтами) с последующим перерасчетом после утверждения указанного тарифа общим собранием членов ТСЖ.
Она участия в указанном собрании не принимала.
Полагает, что общее собрание от ДД.ММ.ГГГГ собственников помещений многоквартирного дома проводилось с существенными нарушениями требований Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) а именно:
По 5-му вопросу повестки дня. Решение «направить денежные средства, полученные от экономии за оплату отопления, в расходную часть бюджета ТСЖ» неправомерно, не соответствует действующему законодательству и причиняет истцу убытки.
В связи с указанным, просит суд исковые требования удовлетворить в полном объеме, а именно, признать решение заочного собрания членов ТСЖ «ответчик», принятое по п. 5 недействительным, обязать ТСЖ «ответчик» произвести перерасчет и возврат платы за отопление за 2009 - 2011 годы исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии в сумме 26564,97 руб., взыскать с ТСЖ «ответчик» проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 3058,51 руб.
Ответчик представил возражения на иск, указав, что с исковыми требованиями не согласен, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 291 ГК РФ собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья).
Поскольку в доме создано ТСЖ, то при рассмотрении вопроса правомерности действий ТСЖ в части соблюдения порядка обеспечения корректировки размера платы за коммунальные услуги следует руководствоваться, прежде всего, следующим:
Решение общего собрания членов ТСЖ не противоречит действующим требованиям законодательства и подзаконных актов в отношении порядка проведения ежегодного перерасчета (корректировки) оплаты за отопление. Такая корректировка проводится в феврале-марте после окончательной сверки всех расчетов с ресурсоснабжающей организацией. За 2011 год корректировка оплаты пока не проводилась до разрешения всех спорных вопросов между ТСЖ и ОАО «наименование».
В течение 2009-2010 г.г. ТСЖ оплачивало потребленную тепловую энергию, используемую на отопление и нагрев воды, по показанию общедомового прибора учета как общую сумму потребленного ресурса (тепла) без разделения его на 2 указанные составляющие, что подтверждено представленными суду бухгалтерскими документами. Фактически это не позволяло ТСЖ в указанный период применять при расчете оплаты за отопление с жильцами те положения «Правил предоставления коммунальных услуг», на которые ссылается истец и проводить ежегодную корректировку оплаты за отопление в отсутствие точных данных о потребленных и оплаченных ресурсах, т.к. такой вариант проведения корректировки постановлением не определен. Истец прекрасно осведомлен об этом, т.к. в 2009 году являлся членом Ревизионной комиссии ТСЖ.
ст. 137 ЖК РФ, которая определяет права ТСЖ, в т.ч. и в части определения и установления размеров платежей, направленных на обеспечение уставной деятельности товарищества.
ст. 144 ЖК РФ определяет, что органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
ч.1 ст. 145 ЖК РФ гласит: Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества, ч. 2 ст. 145 ЖК РФ определяет, что относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ.
Из нормы права Жилищного Кодекса Российской Федерации следует, что общее собрание членов ТСЖ имеет право принять решение о целевом расходовании сэкономленных средств от оплаты за отопление, выявленных в результате проведения ежегодной корректировки: учесть при будущих оплатах жильцов за отопление или направить на иные нужды многоквартирного дома.
Приняв соответствующие решения по указанным вопросам, общее собрание членов ТСЖ действовало строго в рамках закона, не превысило своих полномочий, не нарушило прав и законных интересов членов ТСЖ и, следовательно, его решения не подлежат отмене в судебном порядке.
В своем исковом заявлении истец ссылается на то, что п.5 решения общего собрания «направить денежные средства, полученные от экономии за оплату за отопление, в расходную часть бюджета ТСЖ (статья содержание и ремонт)» нарушают его права и законные интересы как собственника. Считает эти доводы несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно п.п. 4, 5 ст. 138 ЖК РФ и п.п. 9.1.4., 9.1.5 Устава ТСЖ обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество согласно утвержденному перечню услуг по содержанию и ремонту общего имущества (постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491).
Общее собрание членов ТСЖ своим решением в соответствии со п.5 ст. 145 ЖК РФ и п.п. 5.7, 5.8, 13.9.4 Устава ТСЖ определило порядок направления сэкономленных средств на исполнение строго определенных статей расходов бюджета на содержание и ремонт общего имущества, то есть на предоставление услуг всем собственникам в МКД и непосредственно истцу в том числе, который в течение всего своего членства в ТСЖ никаких жалоб и заявлений в отношении недолжного качества и объема этих услуг в органы управления ТСЖ не подавал.
Ссылка истца на «Правила предоставление коммунальных услуг гражданам», утверждённые постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 в данном случае неправомерна, так как сэкономленные на отоплении средства направлялись решением общего собрания членов ТСЖ на предоставление жильцам услуг по содержанию и ремонту общего имущества согласно утвержденного перечня, что в соответствии с п. 4 и 5 ст. 138 ЖК РФ является прямой обязанностью ТСЖ. Кроме того, определив такой порядок формирования доходной части бюджета, ТСЖ решило вопрос с равномерным распределением размера квартплаты в течение всего расчетного года независимо от продолжительности отопительного периода, что, в свою очередь, позволило не прибегать к практике дополнительных сборов денежных средств в специальные и резервные фонды, что всегда крайне негативно воспринимается большинством жильцов, многие из которых являются пенсионерами и льготниками.
Следует учитывать и то обстоятельство, что оспариваемое решение общего собрания членов ТСЖ в 2012 года утратило свою силу с введением в действие новых «Правил предоставления коммунальных услуг» (постановление Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, в соответствии с которым оплата всех ресурсов будет производиться по факту их потребления с ежемесячной корректировкой по показаниям приборов учета.
В ч. 6 ст.46 ЖК РФ определены условия, на основании которых сособственник вправе обжаловать в суд решение общего собрания собственников. Необходимо, во-первых, чтобы такое решение было принято с нарушением требований ЖК РФ; во-вторых, чтобы собственник не принимал участия в соответствующем общем собрании или голосовал против принятого решения; в-третьих, чтобы решением были нарушены его права и законные интересы (причинен материальный убыток).
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий исключает признание судом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным. Диспозиция этой нормы права, не допуская никакой доли усмотрения, точно и ясно формулирует правило, согласно которому суд вправе оставить обжалуемое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в силе, если перечисленные условия присутствуют одновременно. Истец признает, что общее собрание было проведено без нарушений требований ЖК РФ, а его неучастие в голосовании не могло повлиять на принятые решения (1,58 % от общего числа долей).
Требование истца о пользовании ТСЖ чужими денежными средствами не может быть выдвинуто в принципе, так как все сэкономленные средства в полном соответствии с решением высшего органа управления ТСЖ (общего собрания), и в соответствии с п.п. 5.7, 5.8, 9.1.4, 9.1.5, 13.9 Устава ТСЖ направлялись в доходную часть бюджета ТСЖ и в запланированном объеме полностью расходовались на оказание услуг собственникам помещений по содержанию и ремонту общего имущества, что подтверждается утвержденными отчетами о финансово-экономической деятельности ТСЖ и отчетами ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ за 2009-2010 годы.
Кроме того, истец согласно приложенному к его исковому заявлению расчету и имеющимся в администрации ТСЖ отчетным первичным финансовым документам (оплаченные платежные квитанции за 2009-2011 г.г.), в течение всего указанного периода постоянно имел задолженности по квартплате и фактически в нарушение п.5 ст.46, п.1 ст.153, п.1 ст.155 ЖК РФ и п.5.9, п.11.1.1 Устава ТСЖ длительное время вообще не оплачивал предоставленные ему в полном объеме услуги по содержанию и ремонту общего имущества и отоплению, что также позволяет сделать вывод о полной несостоятельности его материальных притязаний к ТСЖ.
В судебном заседании истец Герасичкина Г.Ф. и ее представитель Чемакина Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на три года исковые требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просили удовлетворить.
Представитель ответчика – Матусевич А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на иск, в удовлетворении просил отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Из материалов дела усматривается, что Герасичкина Г.Ф. является собственником квартиры №, расположенной по адресу: АДРЕС
Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В силу положений ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Согласно ч. 4 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Собственниками жилых помещений в жилом доме №, расположенном по адресу: АДРЕС, избран способ управления многоквартирным домом посредством создания ТСЖ «ответчик» (л.д. 70-82).
Герасичкина Г.Ф. является членом ТСЖ «ответчик».
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ проведено общее собрание членов ТСЖ «ответчик» в форме заочного голосования (л.д. 53-57). Согласно представленной повестке дня на разрешение членов ТСЖ «ответчик» под пятым пунктом включен вопрос об утверждении сметы доходов и расходов (бюджета) ТСЖ на 2011г. (л.д. 15).
Согласно протоколу № заседания Правления ТСЖ «ответчик» от ДД.ММ.ГГГГ проведено утверждение результатов заочного голосования по повестке дня Общего собрания членов ТСЖ в 2011г., в том числе утверждено решение в отношении сметы доходов и расходов ТСЖ на 2011г., без указания сути принятого решения об ее утверждении или отклонении, а также утверждено решение о направлении денежных средств, полученных от экономии за оплату отопления, в расходную часть бюджета (статья содержание и ремонт) (л.д. 53-57).
Аналогичное решение принято на общем собрании членов ТСЖ «ответчик» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40-42).
Согласно смете доходов и расходов (бюджет) ТСЖ «ответчик» на 2011г. статья расхода «отопление» предусматривает оплату жильцами в расчете на 1 кв.м. в месяц 20,23 руб. (л.д. 44-45).
Согласно смете доходов и расходов (бюджет) ТСЖ «ответчик» на 2011г. при распределении затрат по источникам поступления в части статьи расхода «отопление» определено, что расходы, оплачиваемые жильцами по данной статье составляют 119 963 руб. 92 коп. (л.д. 46).
Из отчета Правления ТСЖ за 2009г. усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ финансовую и экономическую деятельность ТСЖ проверяла ревизионная комиссия, однако ввиду неознакомления с актом проверки и альтернативным бюджетом на 2010г. не представляется возможным сделать полные выводы о результатах финансово-экономической работы ТСЖ (л.д. 48-49).
Согласно отчету о финансовой деятельности ТСЖ «ответчик» в 2010г. оплата коммунальных услуг (отопление, водоснабжение, газ, нагрев воды, канализирование, домофон и другие общедомовые системы) составила в 2010г. 2 263 620, 58 руб., а начисления составили 2 888 923,15 руб., что привело по данной статье расхода к экономии в размере 625 302 руб. 57 коп.
Из вышеизложенного следует, что произошло перераспределение сэкономленных средств с оплаты за коммунальные услуги на оплату за содержание и ремонт (л.д. 50).
Судом установлено, что ТСЖ «ответчик» принято решение о перераспределении сэкономленных за оплату отопления денежных средств в расходную часть бюджета статья «содержание и ремонт».
Как указано ранее, функциями ТСЖ и его назначением является управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме.
В свою очередь, вышеприведенные положения законодательства устанавливают четкий порядок формирования платы за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, суд полагает обоснованным довод истца о том, что ТСЖ «ответчик» не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества. Соответствующие обязательства ТСЖ перед ресурсоснабжающими организациями не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ. Товарищество вправе получать от жильцов плату за отопление в том же порядке, как ресурсоснабжающая организация, излишне взысканная плата неправомерна, подлежит перерасчету и возврату плательщику.
Принимая во внимание, что оспариваемое истцом решение общего собрания членов ТСЖ «ответчик» от ДД.ММ.ГГГГ принято с нарушением положений ЖК РФ, поскольку порядок установления платы за коммунальные услуги, в том числе и определение последствий переплаты за указанные услуги гражданами определяется действующим законодательством, и ТСЖ не уполномочено на его изменение, Герасичкина Г.Ф. не принимала участия в голосовании по указанному вопросу, и то обстоятельство, что оспариваемое решение нарушает права истца, устанавливая иной, нежели продиктован законодателем порядок оплаты коммунальных услуг, суд полагает исковые требования Герасичкиной Г.Ф. о признании недействительным решения общего собрания членов ТСЖ по п. 5 от ДД.ММ.ГГГГ, подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования истца об обязании произвести перерасчет платы за отопление за период с 2009 по 2011г.г. исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, судом установлено следующее.
Решением Совета депутатов с/п ..... от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении с ДД.ММ.ГГГГ порядка определения размера платы граждан за предоставленные ЖКХ» установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ предельные индексы максимально возможного увеличения размера платы граждан, при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг за коммунальные услуги составляет 1,284 (л.д. 172-176).
Решением Совета депутатов с/п ..... от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении с ДД.ММ.ГГГГ порядка определения размера платы граждан за предоставленные ЖКХ» установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ предельные индексы максимально возможного увеличения размера платы граждан, при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг за коммунальные услуги составляет 1,25 (л.д. 164-170).
Решением Совета депутатов с/п ..... от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении с ДД.ММ.ГГГГ порядка определения размера платы граждан за предоставленные ЖКХ» установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ предельные индексы максимально возможного увеличения размера платы граждан, при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг составляет 1,15 (л.д. 158-163).
Указанные решения устанавливают также, что расчет размера платы за коммунальные услуги для граждан, исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных настоящим решением, по тарифам, утвержденным ресурсоснабжающими организациями в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 6 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты РФ» установить, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.
В случае, если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов.
Жилой дом №, расположенный по адресу: АДРЕС с ДД.ММ.ГГГГ оборудован теплосчетчиком ТЭМ-104.
Согласно договору № о предоставлении коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ОАО «наименование» и ТСЖ «ответчик», ОАО «наименование» является ресурсопоставляющей организацией, осуществляющей предоставление коммунальных услуг.
Аналогичные договоры заключены между ОАО «наименование» и ТСЖ «ответчик» за спорны период, то есть в 2009, 2010 г.г.
Согласно п. 3.1. указанного договора расчеты между сторонами производятся ежемесячно по счетам фактурам, выставленным поставщиком. Объемы, подлежащие оплате, определяются по показаниям счетчиков потребителя. Показания снимаются в присутствии потребителя и поставщика не позднее 1 числа месяца следующего за отчетным периодом.
Согласно расчету объемов потребления теплоэнергии для ТСЖ «ответчик» на 2011г. определен объем потребления в отношении отопления в размере 2 202,1 Гкал., в отношении горячей воды – 485,7 Гкал., а всего 2 687,8 Гкал., стоимость теплоэнергии для указанного объема потребления составляет по тарифу 1119,6 руб., с учетом НДС 3550927,84 руб. (л.д. 202-206).
На основании запроса суда ОАО «наименование» представлена справка о потребленных ресурсах, согласно которой ТСЖ «ответчик» за 2009-2011г. принято следующее количество коммунальных услуг в части теплоснабжения:
За 2009г. отопление – 940,51 Гкал, сумма оплаты которых с учетом НДС составляет 1 013 138,07 руб.; нагрев воды – 561,64 Гкал, сумма оплаты которых составляет 605 010,96 руб.
За 2010г. отопление – 878,65 Гкал, сумма оплаты которых с учетом НДС составляет 1 023 846,95 руб.; нагрев воды – 558,75 Гкал, сумма оплаты которых составляет 651 083,44 руб.
За 2011г. отопление – 800,712 Гкал, сумма оплаты которых с учетом НДС составляет 1 057 843,04 руб.; нагрев воды – 666,675 Гкал, сумма оплаты которых составляет 880 763,01 руб. (л.д. 80).
Распоряжениями Топливно-энергетического комитета МО утверждены решения ТЭК, которым установлены следующие ТЭКМО на отопление, без учета НДС: в 2009г. - 912,94 руб. за Гкал., в 2010г. – 987,51 руб. за Гкал., 2011г. – 1 119,6 руб. за Гкал., в соответствии с которыми ОАО «наименование» производится выставление счетов на оплату ТСЖ «ответчик» (л.д. 181-186).
За 2009г.-2011г. ОАО «наименование» начислено ТСЖ «ответчик» за тепловую энергию и ГВС: за 2009г. – 1 909 061,76 руб., из которых оплачено 1 610 587,68 руб.; за 2010г. – 2 108 835,33 руб., из которых оплачено 2 280 931,97 руб., за 2011г. – 2 119 120, 51 руб., из которых оплачено 1 953 016,81 руб. Сальдо на ДД.ММ.ГГГГ составляет 466 673, 68 руб. (л.д. 187-189).
Из представленных истцом платежных квитанций за 2009г. усматривается, что начисление платы за отопление произведено ТСЖ «ответчик» по тарифу 21,54 руб. За период с января 2009г. по декабрь 2009г. Герасичкиной Г.Ф. произведены начисления за отопление в размере 23 289 руб., из которых уплачено 23 289 руб.
Из представленных истцом платежных квитанций за 2010г. усматривается, что начисление платы за отопление произведено ТСЖ «ответчик» по тарифу 23,31 руб. За период с января 2010г. по декабрь 2010г. Герасичкиной Г.Ф. произведены начисления за отопление в размере 25 202,76 руб., из которых уплачено 25 202,76 руб.
Из представленных истцом платежных квитанций за 2011г. усматривается, что начисление платы за отопление произведено ТСЖ «ответчик» по тарифу 26,42 руб. За период с января 2011г. по декабрь 2011г. Герасичкиной Г.Ф. произведены начисления за отопление в размере 28 565,28 руб., из которых уплачено 14 282,64 руб. Из пояснений истца следует, что оплата по статье «отопление» произведена ею не в полном объеме по причине несогласия с порядком начисления платежей и их размером.
Таким образом, сопоставление представленных доказательств с установленными судом обстоятельствами позволяют сделать вывод о доказанности истцом факта начисления ТСЖ «ответчик» собственникам жилых помещений оплаты за отопление по тарифу отличному, нежели установлен, в соответствии с действующим законодательством ОАО «наименование», по которому и производит расчеты с ресурсопоставляющей организацией ответчик, что в свою очередь, приводит к формированию излишне полученных с жильцов денежных средств, распределяемых по усмотрению ТСЖ «ответчик», что является недопустимым, так как ранее приведен порядок установления тарифов, оплаты коммунальных услуг и их правовое регулирование. Фактически ТСЖ «ответчик» устанавливает «свой» тариф на отопление.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и приводит в обоснование возражений.
Не соглашаясь с заявленными требованиями в части установления тарифа на отопление представителем ответчика сделана ссылка на то, что выставляемый ТСЖ тариф основан на информационных письмах, исходящих от ОАО «наименование», между тем, данный довод не может быть принят судом как основание к отказу в удовлетворении требований в части обязания произвести перерасчет начислений, поскольку в обоснование довода ответчиком доказательств не представлено, кроме того, даже при условии представления информационных писем, на которые ссылается сторона ответчика, данное обстоятельства значения не имеет, поскольку порядок оплаты коммунальных услуг, тарифы, по которым они оплачиваются устанавливаются действующим законодательством, информационные письма таковыми не являются.
В обоснование требований о сумме, подлежащей взысканию с ответчика в части перерасчета за отопление за период 2009г.-2011г. истцом представлен расчет, основанный на Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», который составлен с учетом оборудования многоквартирного дома, в котором истец является собственником квартиры, коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, согласно которому:
размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
, (7)
где:
- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
РАСЧЕТ
Тариф на 2009 год:
(940,51 :12) х (1013138,07 : 940,51) :7702,2 = 78,38 х1077,23 : 7702,2 =10,97 руб./кв.м
Размер платы за 2009 г.:
10,97 х 90,1х 12 мес. = 988,40 х 12 мес. = 11860,80 руб.
Тариф на 2010 год:
(878,65 :12) х (1023846,95 : 878,65) :7702,2 = 73,22х1165,25 : 7702,2 =11,08 руб./кв.м
Размер платы за 2010 г.:
11,08 х 90,1х 12 мес. = 998,31 х 12 = 11979,72 руб.
Тариф на 2011 год:
(800,712 :12) х (1057843,04 : 800,712) :7702,2 = 66,73х1321,13 : 7702,2 =11,45 руб./кв.м
Размер платы за 2011 г.:
11,45 х 90,1х 12 мес. = 998,31 х 12 = 11979,72 руб.
Расчет корректировки:
размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
(8)
где:
- размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Корректировка 2009 г.
1013138,07 х (90,1:7702,2) – 23289,05 = - 11435,33 руб. (переплата)
Корректировка 2010 г.
1023846,95х (90,1:7702,2) – 25202,77 = - 13223,76 руб. (переплата)
Корректировка 2011 г.
1057843,04 х (90,1:7702,2) – 14282,65 = - 1905,88 руб. (переплата)
Переплата за 2009 – 2011 г.г. составила:
11435,33 + 13223,76 + 1905,88 = 26564,97 руб.
Относительно представленного расчета представителем ответчика даны пояснения о несогласии с ним по тому основанию, что ТСЖ «ответчик» не располагает сведениями об объемах потребленной теплоэнергии за спорный период с «разбивкой» на «отопление» и «нагрев» воды, в подтверждение чего стороной ответчика представлены акты ОАО «наименование» за период с 2009г. по 2011г., а также служебная записка главного бухгалтера ТСЖ «ответчик», согласно которой за период с 2009 по 2010г. ОАО «наименование» указывали теплоэнергию как общий объем потребленного тепла (без разделения). Определить объем потребленного тепла на отопление за указанный период не представляется возможным. Также невозможно произвести расчет платы за отопление и его корректировку за 2011г., так как между ТСЖ и ОАО «наименование» не урегулирован спорный вопрос по оплате тепла за январь-февраль 2011г. Также представлена справка ТСЖ «ответчик» о потребленных ресурсах (теплоснабжение) за 2009-2011г., в которой количество ресурсов по нагреву воды за 2009-2010г. приведен исключительно за неотапливаемый период.
Между тем, с данным доводом суд согласиться не может, поскольку судом установлено, что дом оборудован общедомовым счетчиком с 2008г., расчет, представленный истцом основан на данных о потребленном ТСЖ «ответчик» объеме теплоэнергии, представленных за спорный период ресурсопоставляющей организацией. Факт отсутствия указанных сведений непосредственно у ответчика не свидетельствует об их недостоверности, доказательств обратного суду ответчиком не представлено. Представленные акты таковым доказательством не являются, поскольку их существование не исключает наличие зафиксированных в установленном порядке сведений, отображающих объем потребленной теплоэнергии с «разбивкой» на «отопление» и «нагрев воды», которые представлены суду.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Принимая во внимание, что судом установлено нарушение ответчиком порядка начисления платы за отопление, представлении истцом расчета указанной платы, в соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом произведенных истцом оплат за коммунальные услуги, неопровержении указанного расчета ответчиком, суд полагает подлежащими удовлетворению требования истца в части обязания ответчика произвести перерасчет и возврат платы за отопление за 2009 - 2011 годы исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии в сумме 26564,97 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Судом установлено, что в период с 2009г. по 2010г. со стороны ответчика имело место неправомерное пользование денежными средствами, принадлежащими истцу, в связи с чем, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, исходя из общей суммы 26 564,97 руб. и периода времени с 2009г. по 2010г.
Расчет процентов:
долг 2009 г.:
11435,33 руб. х 8% х (365+365+31) = 2,51 х 761 = 1910,11 руб.
365 дн.
долг 2010 г.:
13223,76 руб. х 8% х (365+31) = 2,90 х 396 = 1148,40 руб.
365 дн.
Всего: 1910,11 руб. + 1148,40 руб. = 3058,51 руб.
Оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, сопоставляя их с установленными обстоятельствами, суд полагает исковые требования Герасичкиной Г.Ф. подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Герасичкиной Г.Ф. - удовлетворить.
Признать пункт 5 заочного решения общего собрания членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ в части направления денежных средств, полученных от экономии за оплату отопления в расходную часть бюджета - недействительным.
Обязать ТСЖ «ответчик» произвести Герасичкиной Г.Ф. перерасчет и возврат платы за отопление за 2009-2011г.г., исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии в сумме 26 564 руб. 97 копеек.
Взыскать с ТСЖ «ответчик» в пользу Герасичкиной проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 3 058 рублей 51 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца через Одинцовский городской суд.
Федеральный судья: Т.П. Лаврухина