Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-92/2019 ~ М-86/2019 от 31.05.2019

Дело № 2-92/2019 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Молчаново Томской области 05 июля 2019 года

Молчановский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Дайнеко А.М.,

при секретаре судебного заседания Желиховской Е.С.,

с участием:

процессуального истца старшего помощника прокурора Молчановского района Томской области Лисуновой Ю.А.,

материального истца К..,

представителя материального истца К.., действующей на основании письменного заявления,

представителя ответчика – /___/А., действующего на основании доверенности /___/ от /___/ сроком действия до /___/,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора /___/, действующего в интересах К., к администрации /___/ о признании незаконным решения по снятию К. с учёта граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, о признании права на получение государственной жилищной субсидии, о возложении обязанности восстановить К. в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья,

УСТАНОВИЛ:

/___/ в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к Администрации Молчановского сельского поселения о признании незаконным решение администрации /___/ от /___/ по снятию К. с учёта граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; признании права К. на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от /___/ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с /___/; возложении обязанности на администрацию /___/ восстановить К. в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с /___/.

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки установлено, что К. /___/ года рождения, уроженка /___/, проживающая на территории /___/ с момента рождения по настоящее время, решение комиссии /___/ от /___/ по вопросам переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей принята на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий с присвоением регистрационного номера в книге регистрации и учёта /___/ по дате заявления от /___/ и в соответствии с подп. «е» п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утверждённых постановлением правительства российской Федерации от /___/ /___/, признана участником указанной подпрограммы. К. является инвалидом с детства, инвалидность установлена бессрочно, факт установления инвалидности подтверждается справками филиала - бюро /___/ Медико­социальной экспертизы по /___/ от /___/; проживает по адресу регистрации по месту жительства и иного жилья не имеет. Матерью К. является К., которая на момент рождения дочери проживала на территории /___/. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от /___//___/ относится к районам, приравненным к районам Крайнего Севера. Решением Комиссии от /___/ (протокол от /___/ /___/) администрации /___/ К. снята с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Причиной снятия К. с вышеуказанного учёта послужило то обстоятельство, что, по мнению ответчика, К. не соответствует требованиям статьи 1 Федерального закона от /___/ № 125-ФЗ в части прибытия в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее /___/. Не соглашаясь с этим, процессуальный истец указывает, что К. является инвалидом с детства, родилась на территории /___/, непрерывно проживает в районе, приравненном к району Крайнего Севера, более пятнадцати календарных лет подряд и не имеет жилья в других регионах Российской Федерации, то есть отвечает совокупности условий, необходимых для постановки на учёт на получение жилищной субсидии. Истец полагает, что действия ответчика по снятию К. с вышеуказанного учёта в связи с несоответствием условию в части прибытия в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее /___/ являются незаконными. По результатам проверки по обращению К. с целью устранения выявленного нарушения закона прокуратурой /___/ было внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления администрацией /___/ нарушения не устранены.

В обоснование своей правовой позиции прокурор ссылается на положения Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В судебном заседании помощник прокурора /___/ Лисунова Ю.А. поддержала исковые требования, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Материальный истец К. и её представитель К. поддержали исковые требования прокурора, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика – /___/А. исковые требования не признал; ссылаясь на разъяснения Минстроя от /___/ и мнение Департамента по архитектуре и строительству /___/ по вопросу предоставления жилищной субсидии инвалидам с детства, полагал, что, поскольку К. родилась после /___/, то она не соответствует требованиям части 1 статьи 1 Федерального закона от /___/ № 125-ФЗ; сослался на судебную практику по делам аналогичной категории; считает оспариваемое решение от /___/ законным и обоснованным по доводам в нём изложенным.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Оказание государством помощи гражданам посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счёт средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 Конституции РФ целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 3 вышеуказанного Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ и п. 1, п. 2, п. 3 Положения «О регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, постановка на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Контроль за применением указанного Положения возложен на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учёт и учёту граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

К. является инвалидом детства бессрочно, что подтверждается справкой /___/ /___/.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от /___/ и свидетельству о государственной регистрации права от /___/, квартира по месту регистрации К. по адресу: /___/, находится в собственности её матери – К., других собственников не указано.

Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от /___/ в ЕГРН отсутствуют сведения о правах К. на имевшиеся (имеющиеся) у неё объекты недвижимости (л.д. 49).

К.., /___/ года рождения, проживала и была зарегистрирована по месту жительства с /___/ по /___/ по адресу: /___/ (л.д. 48), а её мать – К., /___/ года рождения, проживала и была зарегистрирована по этому же адресу в период с /___/ по /___/ (л.д. 47).

Отметками о регистрации по месту жительства в паспортах К. подтверждается, что они с /___/ по настоящее время проживают по адресу: /___/.

В судебном заседании установлено, что решением комиссии администрации /___/ по вопросам переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей К. принята на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий согласно даты подачи заявления от /___/, в книге регистрации и учёта присвоен номер /___/ (л.д. 14).

Решением комиссии администрации /___/ по вопросам переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей К. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д. 15).

/___/, относится к районам крайнего Севера на основании Указа Президента Верховного Совета СССР от 10.02.1962 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях приравненных к районам Крайнего Севера» (л.д. 16).

Решением (протокол /___/ от /___/) комиссии администрации /___/ по вопросам переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей К. была снята с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании п.п. «г». п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённого Постановлением правительства Российской Федерации от /___/ /___/, в связи с несоответствием ст. 1 Федерального закона от /___/ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а именно в части требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее /___/, поскольку Калинина Е.В. родилась после указанной в законе даты. Как указано в тексте решения, право на получение жилищной субсидии для инвалидов напрямую зависит от времени их прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера и приравненным к ним местностей (л.д. 30-35).

Суд не может согласиться с выводами комиссии администрации /___/ ввиду следующего.

Условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счёт средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Статьёй 1 названного Закона определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений. К числу таких категорий граждан отнесены, в том числе, граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Абзацем третьим части 1 стать 1 Закона предусмотрена возможность получения жилищной субсидии инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Таким образом, для данной категории лиц, претендующих по получении жилищной субсидии, приведенным Федеральным законом не предусмотрены требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г, а также о продолжительности трудового стажа работы в таких регионах.

К числу обязательных условий предоставления инвалидам с детства жилищных субсидий на приобретение жилья, законом отнесено их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах Российской Федерации.

Содержание части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» при её буквальном толковании и правоприменении позволяет сделать вывод о том, что требования о необходимости прибытия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 01.01.1992 для приобретения права на получение жилищных субсидий не распространяется на инвалидов с детства.

То есть в отличие от иных граждан, указанных в первом предложении приведённой нормы, право инвалидов с детства на получение жилищных субсидий зависит только от места их рождения и длительности проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но не момента рождения (до 01.01.1992).

Кроме того, термины «прибытие» и «рождение» не являются равнозначными понятиями, так как в контексте приведённой нормы закона имеют разную смысловую нагрузку.

Прибытие в районы Крайнего Севера и рождение в районах Крайнего Севера не являются тождественными понятиями, в связи, с чем распространение на граждан, относящихся к категории инвалидов с детства и родившихся в указанных районах и местностях, закрепленного в качестве одного из требований в абзаце 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ условия о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г., является неправомерным.

Данные выводы подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.04.2014 № 916-О, в соответствии с которой федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счёт средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе предусмотреть специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц.

При этом положения абзаца третьего части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, как это следует из его содержания, находятся в нормативном единстве с абзацем первым части 1 статьи 1 указанного Федерального закона. Соответственно, норма, предусматривающая возможность получения жилищной субсидии, от меняет для них ограничения по времени прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 01.01.1992), а также по стажу работы.

Инвалиды с детства являются отдельной категорией граждан, которым меры социальной поддержки, в том числе единовременная социальная выплата на приобретение жилья, предоставляются с учётом их особого правового статуса и социальной незащищенности. Законодатель не ставит в зависимость от даты рождения право инвалидов с детства на получение жилищной субсидии.

Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Калинина Е.В. прерывала проживание в /___/ либо имеет в собственности (получала в собственность) жильё в регионе проживания и/или в других регионах Российской Федерации.

Учитывая, что К., /___/ года рождения, с момента рождения и по настоящее время, т.е. более пятнадцати лет подряд, непрерывно проживает в /___/ - местности приравненной к районам Крайнего Севера, является инвалидом с детства, жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не имеет, следовательно, она имеет право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ.

Таким образом, решение комиссии администрации /___/ (протокол /___/ от /___/) о снятии К. с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, основано на неверном толковании закона и подлежит отмене.

При установленных фактических и правовых обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕшИЛ:

Иск прокурора /___/, действующего в интересах К., к администрации /___/ удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации /___/ от /___/ по снятию К. с учёта граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Признать право К. на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 25.10.2011.

Возложить обязанность на администрацию /___/ восстановить К. в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с /___/.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Молчановский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: А.М. Дайнеко

Мотивированное решение составлено 09 июля 2019 года.

Судья: А.М. Дайнеко

На момент размещения решение не вступило в законную силу.

СОГЛАСОВАНО

Судья Молчановского районного суда Томской области

________________А.М. Дайнеко

2-92/2019 ~ М-86/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Калинина Елена Валерьевна
Лисунова Юлия Анатольевна
Ответчики
Администрация Молчановского района Томской области
Другие
Алистратов Александр Юрьевич
Калинина Ольга Николаевна
Суд
Молчановский районный суд Томской области
Судья
Дайнеко Александр Михайлович
Дело на странице суда
molchanovsky--tms.sudrf.ru
31.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2019Передача материалов судье
03.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2019Подготовка дела (собеседование)
13.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2019Судебное заседание
05.07.2019Судебное заседание
09.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее