Именем Российской Федерации
с. Молчаново Томской области 05 июля 2019 года
Молчановский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Дайнеко А.М.,
при секретаре судебного заседания Желиховской Е.С.,
с участием:
процессуального истца старшего помощника прокурора Молчановского района Томской области Лисуновой Ю.А.,
материального истца К..,
представителя материального истца К.., действующей на основании письменного заявления,
представителя ответчика – /___/ – А., действующего на основании доверенности /___/ от /___/ сроком действия до /___/,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора /___/, действующего в интересах К., к администрации /___/ о признании незаконным решения по снятию К. с учёта граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, о признании права на получение государственной жилищной субсидии, о возложении обязанности восстановить К. в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
/___/ в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к Администрации Молчановского сельского поселения о признании незаконным решение администрации /___/ от /___/ по снятию К. с учёта граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; признании права К. на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от /___/ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с /___/; возложении обязанности на администрацию /___/ восстановить К. в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с /___/.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки установлено, что К. /___/ года рождения, уроженка /___/, проживающая на территории /___/ с момента рождения по настоящее время, решение комиссии /___/ от /___/ по вопросам переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей принята на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий с присвоением регистрационного номера в книге регистрации и учёта /___/ по дате заявления от /___/ и в соответствии с подп. «е» п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утверждённых постановлением правительства российской Федерации от /___/ /___/, признана участником указанной подпрограммы. К. является инвалидом с детства, инвалидность установлена бессрочно, факт установления инвалидности подтверждается справками филиала - бюро /___/ Медикосоциальной экспертизы по /___/ от /___/; проживает по адресу регистрации по месту жительства и иного жилья не имеет. Матерью К. является К., которая на момент рождения дочери проживала на территории /___/. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от /___/ № /___/ относится к районам, приравненным к районам Крайнего Севера. Решением Комиссии от /___/ (протокол от /___/ /___/) администрации /___/ К. снята с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Причиной снятия К. с вышеуказанного учёта послужило то обстоятельство, что, по мнению ответчика, К. не соответствует требованиям статьи 1 Федерального закона от /___/ № 125-ФЗ в части прибытия в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее /___/. Не соглашаясь с этим, процессуальный истец указывает, что К. является инвалидом с детства, родилась на территории /___/, непрерывно проживает в районе, приравненном к району Крайнего Севера, более пятнадцати календарных лет подряд и не имеет жилья в других регионах Российской Федерации, то есть отвечает совокупности условий, необходимых для постановки на учёт на получение жилищной субсидии. Истец полагает, что действия ответчика по снятию К. с вышеуказанного учёта в связи с несоответствием условию в части прибытия в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее /___/ являются незаконными. По результатам проверки по обращению К. с целью устранения выявленного нарушения закона прокуратурой /___/ было внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления администрацией /___/ нарушения не устранены.
В обоснование своей правовой позиции прокурор ссылается на положения Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В судебном заседании помощник прокурора /___/ Лисунова Ю.А. поддержала исковые требования, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Материальный истец К. и её представитель К. поддержали исковые требования прокурора, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика – /___/ – А. исковые требования не признал; ссылаясь на разъяснения Минстроя от /___/ и мнение Департамента по архитектуре и строительству /___/ по вопросу предоставления жилищной субсидии инвалидам с детства, полагал, что, поскольку К. родилась после /___/, то она не соответствует требованиям части 1 статьи 1 Федерального закона от /___/ № 125-ФЗ; сослался на судебную практику по делам аналогичной категории; считает оспариваемое решение от /___/ законным и обоснованным по доводам в нём изложенным.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Оказание государством помощи гражданам посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счёт средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 Конституции РФ целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 3 вышеуказанного Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ и п. 1, п. 2, п. 3 Положения «О регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, постановка на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Контроль за применением указанного Положения возложен на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учёт и учёту граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
К. является инвалидом детства бессрочно, что подтверждается справкой /___/ /___/.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от /___/ и свидетельству о государственной регистрации права от /___/, квартира по месту регистрации К. по адресу: /___/, находится в собственности её матери – К., других собственников не указано.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от /___/ в ЕГРН отсутствуют сведения о правах К. на имевшиеся (имеющиеся) у неё объекты недвижимости (л.д. 49).
К.., /___/ года рождения, проживала и была зарегистрирована по месту жительства с /___/ по /___/ по адресу: /___/ (л.д. 48), а её мать – К., /___/ года рождения, проживала и была зарегистрирована по этому же адресу в период с /___/ по /___/ (л.д. 47).
Отметками о регистрации по месту жительства в паспортах К. подтверждается, что они с /___/ по настоящее время проживают по адресу: /___/.
В судебном заседании установлено, что решением комиссии администрации /___/ по вопросам переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей К. принята на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий согласно даты подачи заявления от /___/, в книге регистрации и учёта присвоен номер /___/ (л.д. 14).
Решением комиссии администрации /___/ по вопросам переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей К. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д. 15).
/___/, относится к районам крайнего Севера на основании Указа Президента Верховного Совета СССР от 10.02.1962 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях приравненных к районам Крайнего Севера» (л.д. 16).
Решением (протокол /___/ от /___/) комиссии администрации /___/ по вопросам переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей К. была снята с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании п.п. «г». п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённого Постановлением правительства Российской Федерации от /___/ /___/, в связи с несоответствием ст. 1 Федерального закона от /___/ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а именно в части требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее /___/, поскольку Калинина Е.В. родилась после указанной в законе даты. Как указано в тексте решения, право на получение жилищной субсидии для инвалидов напрямую зависит от времени их прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера и приравненным к ним местностей (л.д. 30-35).
Суд не может согласиться с выводами комиссии администрации /___/ ввиду следующего.
Условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счёт средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Статьёй 1 названного Закона определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений. К числу таких категорий граждан отнесены, в том числе, граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Абзацем третьим части 1 стать 1 Закона предусмотрена возможность получения жилищной субсидии инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Таким образом, для данной категории лиц, претендующих по получении жилищной субсидии, приведенным Федеральным законом не предусмотрены требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г, а также о продолжительности трудового стажа работы в таких регионах.
К числу обязательных условий предоставления инвалидам с детства жилищных субсидий на приобретение жилья, законом отнесено их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах Российской Федерации.
Содержание части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» при её буквальном толковании и правоприменении позволяет сделать вывод о том, что требования о необходимости прибытия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 01.01.1992 для приобретения права на получение жилищных субсидий не распространяется на инвалидов с детства.
То есть в отличие от иных граждан, указанных в первом предложении приведённой нормы, право инвалидов с детства на получение жилищных субсидий зависит только от места их рождения и длительности проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но не момента рождения (до 01.01.1992).
Кроме того, термины «прибытие» и «рождение» не являются равнозначными понятиями, так как в контексте приведённой нормы закона имеют разную смысловую нагрузку.
Прибытие в районы Крайнего Севера и рождение в районах Крайнего Севера не являются тождественными понятиями, в связи, с чем распространение на граждан, относящихся к категории инвалидов с детства и родившихся в указанных районах и местностях, закрепленного в качестве одного из требований в абзаце 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ условия о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г., является неправомерным.
Данные выводы подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.04.2014 № 916-О, в соответствии с которой федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счёт средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе предусмотреть специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц.
При этом положения абзаца третьего части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, как это следует из его содержания, находятся в нормативном единстве с абзацем первым части 1 статьи 1 указанного Федерального закона. Соответственно, норма, предусматривающая возможность получения жилищной субсидии, от меняет для них ограничения по времени прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 01.01.1992), а также по стажу работы.
Инвалиды с детства являются отдельной категорией граждан, которым меры социальной поддержки, в том числе единовременная социальная выплата на приобретение жилья, предоставляются с учётом их особого правового статуса и социальной незащищенности. Законодатель не ставит в зависимость от даты рождения право инвалидов с детства на получение жилищной субсидии.
Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Калинина Е.В. прерывала проживание в /___/ либо имеет в собственности (получала в собственность) жильё в регионе проживания и/или в других регионах Российской Федерации.
Учитывая, что К., /___/ года рождения, с момента рождения и по настоящее время, т.е. более пятнадцати лет подряд, непрерывно проживает в /___/ - местности приравненной к районам Крайнего Севера, является инвалидом с детства, жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не имеет, следовательно, она имеет право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ.
Таким образом, решение комиссии администрации /___/ (протокол /___/ от /___/) о снятии К. с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, основано на неверном толковании закона и подлежит отмене.
При установленных фактических и правовых обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕшИЛ:
Иск прокурора /___/, действующего в интересах К., к администрации /___/ удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации /___/ от /___/ по снятию К. с учёта граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Признать право К. на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 25.10.2011.
Возложить обязанность на администрацию /___/ восстановить К. в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с /___/.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Молчановский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.М. Дайнеко
Мотивированное решение составлено 09 июля 2019 года.
Судья: А.М. Дайнеко
На момент размещения решение не вступило в законную силу.
СОГЛАСОВАНО
Судья Молчановского районного суда Томской области
________________А.М. Дайнеко